Подпись «ΖΗΝΩΝ» современная и неправильная.Инв. № 305.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 11 Фото: С. И. Сосновский
Герма Платона.
Подпись «ΖΗΝΩΝ» современная и неправильная.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 11.
SM 11. Герма Платона (т. н. «Зенон») (илл. 34)
Вероятно, происходит из окрестностей Неаполя, поскольку продана Ватиканским музеям в 1773 г. антикваром-неаполитанцем Джузеппе Рега (Giuseppe Rega). Надпись на греческом языке «Зенон» сделана в XVIII в. из-за путаницы с идентификацией различных знаменитых философов с именем Зенон. Высокий лоб с густой челкой и резкие черты лица настоящей гермы — характерные для приблизительно 20 других реплик — были признаны как присущие Платону благодаря тибуртинской герме с подписью (сегодня находится на парадной лестнице Муниципального дворца Тиволи) и мозаике из Торре-Аннунциаты. Лицо философа, с напряженным и сосредоточенным выражением, в других отношениях ничем особым не выделяется и напоминает классические образцы; таким образом, эта реплика, датируемая приблизительно серединой I в. н. э., происходит, вероятно, от портрета Платона на статуе, посвященной персом Митридатом в афинскую Академию — как считается, бронзовщик Силанион изваял ее около середины IV в. до н. э., придав портрету идеализированные черты лица.
Inv. 305; L III 1 p. 72 n° 519 tav. 18; R. Boehringer, Platon, Breslau 1935, p. 17 e ss. tavv. 23-28; Laurenzi p. 93 n° 20 tav. 6; Lippold, Handbuch p. 273; Felletti Maj 1953 p. 14; H 86; Richter p. 165 n° 1; Pietrangeli 1987 p. 127 n° 519; I. Scheibler, Sokrates in der griechischen Bildniskunst, München 1989, p. 70; C. Pietrangeli, in BMon MusPont, XII, 1992, p. 29 nota 48; A. Di Leo, B. Cacciotti, S. Savona, in Erme tiburtine, p. 131 nota 30, p. 221 nota 5 e pp. 280-281; den Hoff p. 20 nota 32 e p. 63 nota 3.
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1999 г. Описание: G. Spinola. Guide cataloghi Musei Vaticani, 4. Il Museo Pio Clementino, 2. Città del Vaticano, Roma, 1999, с. 197—198, кат. № SM 11.
© 2013 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.