Переработанный портрет Калигулы.
Арль, Музей античности.
114. Переработанный портрет Калигулы.
Основной тип: 37—
Рис. 89
Арль, Музей античного Арля, инв. № FON. 66. 00. 2.
Голова.
Белый мрамор (каррарский?).
Найден в 1965 г. в Фонвьее, где был вставлен в стену древней деревенской церкви.
Размеры: высота 46 см, высота головы 28 см. Vidi.
Библиография: F. Benoît, 1965, p. 92 (Гай Цезарь); H. Jucker. 1981b, no. 2 p. 313—
с. 331 Сохранность: Голова довольно сильно повреждена: уши и нос почти исчезли, рот и подбородок были переработаны, а затем в свою очередь повреждены. Поверхность мрамора значительно изношена, особенно на уровне волос. На носу, в левом уголке рта и на подбородке видны отверстия, которые, возможно, использовались для закрепления реставраций.
Описание: форма выреза грудной части соединительной вставки указывает, что голова, несомненно, принадлежала статуе в тоге. Голова немного повёрнута вправо; волосы вырезаны аккуратно только в передней части головы, так что можно предположить, что первоначально это было изображение с покрытой головой (velato capite). Скульптура так изношена, что невозможно разглядеть детали; подбородок и нос бесформенны; лицо полное, а верхние веки толстые.
Чёлка на лбу изношена, но, видимо, сохранилась целиком; пряди зачёсаны к вискам с обеих сторон от центральной «вилки»; над обоими висками по две маленькие пряди загибаются внутрь, образуя две сомкнутые «клешни».
Комментарий: этот портрет послужил основанием для самых различных интерпретаций, — несомненно, из-за своей плохой сохранности; сперва его считали изображением Гая Цезаря, затем стали идентифицировать как Луция, и именно это предположение, видимо, пользуется особым вниманием во французских работах по археологии.
П. Гро (P. Gros), опираясь на предположительно арльское происхождение портрета из Фонвьея, сопоставляет его с головой, найденной в криптопортиках (кат. № 110), отмечая, что резьба и размер идентичны. Поскольку он идентифицирует арльский портрет как Гая Цезаря, то предлагает считать портрет из Фонвьея Луцием и таким образом восстанавливает династическую группу. Однако эта заманчивая интерпретация вызывает серьёзные иконографические возражения; кроме того, использование в обоих случаях каррарского мрамора и формата, соответствующего натуральной величине, то есть, две характеристики, присущие подавляющему большинству официальных портретов, не могут служить решающими аргументами в данном вопросе.
Иконография Цезарей уже давно наталкивается на одно препятствие: нам известно два молодых человека, входящих в группу из базилики Коринфа, но невозможно точно с. 332 установить, кто из них Гай, а кто Луций. Ф. Шаму (F. Chamoux) попытался выйти из тупика, отметив, что более «серьёзным» из двоих должен быть старший, Гай, изображённый как наследник трона, осознающий себя в этой роли. Эта работа, несомненно, побудила Ф. Бенуа (F. Benoît) признать Гаем и портрет из Фонвьея. Однако П. Цанкер, аргументируя свои соображения об исследовании типологических характеристик портретов из Коринфа и их «подобия» (Angleichung) портретам Августа типа «Прима-Порта», поменял местами эти идентификации.
Причёска портрета из Фонвьея действительно имеет существенное сходство с причёской Гая Цезаря; однако они не тождественны. В самом деле, на изображениях Гая главная «вилка» расположена точно посередине, как и здесь, однако она немного сдвинута вправо, а пряди спускаются ниже на лоб; кроме того, слева не встречается маленькая «клешня», представленная на портрете из Фонвьея. Поэтому здесь нельзя говорить об одном и том же персонаже.
Зато точно такая же причёска встречается на портретах Калигулы, как установили Г. Юккер и Д. Бошунг. Объем черепной коробки, наклон головы и пряди на висках подтверждают эту идентификацию. Поэтому представляется, что здесь изображён именно этот император (а не один из Цезарей), в соответствии с основным типом («Haupttypus») его иконографии. Таким образом, портрет можно датировать кратким правлением Калигулы, 37—
Данная идентификация позволяет лучше понять, почему этот портрет был переработан: Ф. Бенуа полагал, что это было сделано только в Средние века, чтобы изобразить лицо ангела в церкви Фонвьея. На самом деле, он входит в длинный перечень императорских портретов, переработанных в античности вследствие проклятия памяти (damnatio memoriae) изображённого императора, «портретов-палимпсестов», которые исследовал Г. Юккер, а позднее М. Бергман и П. Цанкер.
© 2013 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.