Портрет Калигулы
Мрамор.
Ок. 40 г. н. э.
Высота 182 см.
Инв. №№ Cp 6406 / Ma 1267 / MNE 837.Париж, Лувр

Портрет Калигулы.

Мрамор.
Ок. 40 г. н. э.
Высота 182 см.
Инв. №№ Cp 6406 / Ma 1267 / MNE 837.

Париж, Лувр.

Частная коллекция, Кампана.
Рим.
Происхождение:
Най­ден в Риме на Авен­тин­ском хол­ме. При­об­ре­тен в 1861 г. из кол­лек­ции Кам­па­на.

Описание:

22. Порт­рет Кали­гу­лы.

Око­ло 40 г. н. э.
Обна­ру­жен в Риме на Авен­тин­ском хол­ме.
Мра­мор. Высота: 182 см.
При­об­ре­тен в 1861 г., преж­де в кол­лек­ции Кам­па­на (MA 1267 — Инв. № MR CP 6406; MNE 837).
Рестав­ра­тор: Х. Девос (Ch. Devos), 2005.

Гай Юлий Цезарь Гер­ма­ник, боль­ше извест­ный как Кали­гу­ла, родил­ся в 12 г. н. э. в Анции (ныне Анцио) и был сыном Агрип­пи­ны Стар­шей (внуч­ки Авгу­ста) и Гер­ма­ни­ка (вну­ка Ливии и бра­та Клав­дия) и млад­шим из девя­ти их детей[1]. В воз­расте два­дца­ти пяти лет он стал импе­ра­то­ром. Попу­ляр­ность его отца, умер­ше­го в 19 г. н. э., обес­пе­чи­ла ему зна­чи­тель­ную под­держ­ку сре­ди рим­ско­го наро­да, кото­рый после прав­ле­ния Тибе­рия воз­ла­гал на Кали­гу­лу все надеж­ды, но вско­ре пред­сто­я­ло разо­ча­ро­ва­ние. У Кали­гу­лы было сла­бое здо­ро­вье; он не мог про­во­дить после­до­ва­тель­ную поли­ти­че­скую стра­те­гию и в ско­ром вре­ме­ни у него обна­ру­жи­лись при­зна­ки душев­но­го рас­строй­ства. В 41 г. н. э. он был убит пре­то­ри­ан­ца­ми.

Этот порт­рет демон­стри­ру­ет, поче­му иден­ти­фи­ка­ция изо­бра­же­ний Кали­гу­лы дол­гое вре­мя вызы­ва­ла столь­ко вопро­сов. Если срав­нить его с порт­ре­том Тибе­рия (кат. № 19), то ста­но­вит­ся оче­вид­ным, что Кали­гу­ла копи­ро­вал при­чес­ку дяди, извест­ную как тип «Кья­ра­мон­ти». Эта при­чес­ка исполь­зо­ва­лась в прав­ле­ние Тибе­рия и даже после смер­ти послед­не­го, и имен­но с ней часто изо­бра­жа­ли Кали­гу­лу. Инте­рес­но, что такое явное под­ра­жа­ние Тибе­рию отра­жа­ет покор­ность юно­го Кали­гу­лы, кото­рую он про­яв­лял в моло­дые годы при дво­ре Тибе­рия на Капри: «Sit dictum nec servum meliorem ullum nec deteriorem dominum fuisse» (О нем было ска­за­но: «не было на све­те луч­ше­го раба и худ­ше­го госуда­ря») (Све­то­ний, Гай Кали­гу­ла. X, 4).

На этом порт­ре­те Кали­гу­ла изо­бра­жен сидя­щим. Тело не соот­вет­ст­ву­ет голо­ве, кото­рую мно­го­крат­но реста­ври­ро­ва­ли в тече­ние XIX в., когда она вхо­ди­ла в кол­лек­цию Кам­па­на, но такая поза обыч­но исполь­зо­ва­лась для ста­туй импе­ра­то­ров, когда их изо­бра­жа­ли в боже­ст­вен­ном виде, как, напри­мер, модель Юпи­те­ра Веро­спи (кат. № 19). По слу­чаю сво­его обо­жест­вле­ния Август тоже изо­бра­жен в таком виде на гем­ме Авгу­ста, камее, хра­ня­щей­ся в вен­ском Музее исто­рии искусств.

Что каса­ет­ся лувр­ской ста­туи, отсут­ст­вие боже­ст­вен­ных атри­бу­тов застав­ля­ет пред­по­ло­жить, что импе­ра­тор пока­зан в момент испол­не­ния государ­ст­вен­ных обя­зан­но­стей. Импе­ра­тор сидит, слов­но готов выс­лу­шать сто­я­щих про­си­те­лей, и поза демон­стри­ру­ет его власть. На ски­фо­се из кла­да Боско­ре­а­ле (Bj 2366) Август так же изо­бра­жен сидя­щим на куруль­ном крес­ле (склад­ной стул, на кото­ром сиде­ли толь­ко выс­шие маги­ст­ра­ты) и гото­вым при­нять капи­ту­ля­цию вар­ва­ров.

Как и на той вазе, левая нога сидя­щей ста­туи согну­та, а широ­кая склад­ка тоги дра­пи­ру­ет коле­но. Стиль тоги ста­туи мож­но отне­сти к I в. н. э.1 Пора­зи­тель­но, как быст­ро новый режим раз­вил ико­но­гра­фию вла­сти, исполь­зуя огра­ни­чен­ное коли­че­ство типов изо­бра­же­ний. Напол­нен­ные сим­во­ли­че­ски­ми обра­за­ми, изо­бра­же­ния копи­ро­ва­лись сно­ва и сно­ва. Этот прото­тип поз­во­лял посто­ян­но изо­бра­жать импе­ра­то­ра в том виде, кото­рый под­чер­ки­вал власть, харак­тер­ную для его поло­же­ния.

Опи­са­ние импе­ра­то­ра Кали­гу­лы сле­дую­щее: «Gracilitate maxima cervicis et crurum, oculis et temporibus concavis, fronte lata et torva… quacumque de causa capram nominare criminosum» (Ноги очень худые, гла­за и вис­ки впа­лые, лоб широ­кий и хму­рый… счи­та­лось смерт­ным пре­ступ­ле­ни­ем… про­из­не­сти нена­ро­ком сло­во «коза») (Све­то­ний. Гай Кали­гу­ла. L, 1). На при­веден­ном здесь порт­ре­те дей­ст­ви­тель­но при­сут­ст­ву­ют неко­то­рые из этих осо­бен­но­стей: широ­кий лоб, впа­лые вис­ки и высту­паю­щая челюсть, заты­лок стро­го вер­ти­каль­но про­дол­жа­ет зад­нюю часть шеи, воло­сы спа­да­ют назад и созда­ют иллю­зию очень длин­ной шеи. Эти чер­ты дела­ют импе­ра­то­ра похо­жим на козу, сход­ство, уди­ви­тель­но оче­вид­ное на камее из Мет­ро­по­ли­тен-музея (11.195.7) и фраг­мен­те 128 в акви­лей­ском Нацио­наль­ном архео­ло­ги­че­ском музее. В этой послед­ней рабо­те Кали­гу­лу лег­ко узнать по губам, под­бо­род­ку и пра­вой щеке — это всё, что оста­лось от пер­во­на­чаль­но­го порт­ре­та.

Прав­ле­ние Кали­гу­лы было слиш­ком корот­ким, чтобы его порт­рет­ный тип пре­тер­пел зна­чи­тель­ные изме­не­ния. На двух каме­ях — в Нацио­наль­ной биб­лио­те­ке в Пари­же и в Лув­ре (Bj 1845) — Кали­гу­ла изо­бра­жен ребен­ком. Воз­мож­но, что его сход­ство с отцом Гер­ма­ни­ком было наме­рен­но под­черк­ну­то при помо­щи при­чес­ки2. С дру­гой сто­ро­ны, на двух дру­гих порт­ре­тах — во Фле­грей­ском анти­ква­рии в Поц­цу­о­ли с фору­ма Кум и в музее Фос­сомброне — Кали­гу­ла изо­бра­жен с новой при­чес­кой и чер­та­ми лица пожи­ло­го муж­чи­ны. Таким обра­зом, оче­вид­но, что за вре­мя сво­его корот­ко­го прав­ле­ния Кали­гу­ла не пытал­ся при­укра­сить свое изо­бра­же­ние или скрыть свое дале­ко не при­вле­ка­тель­ное лицо. В этом све­те его порт­ре­ты зна­ме­ну­ют роб­кое изме­не­ние в раз­ви­тии иде­а­ли­зи­ро­ван­но­го порт­рет­но­го сти­ля, кото­рый создал Август и про­дол­жил Тибе­рий, и пред­вос­хи­ща­ют даль­ней­шие изме­не­ния в порт­ре­тах, кото­рые про­изой­дут в прав­ле­ние Клав­дия.

Daniel Roger

При­ме­ча­ния:

1Goette H. R. Studien die römischen Togadarstellungen. Mainz: Philipp von Zabern, 1990, p. 154, no. 16.

2Boschung D. Die Bildnisse des Caligula. Berlin: Gebr, 1989, pp. 58—60, pp. 100—101.

Биб­лио­гра­фия:

Kersauson K. Catalogue des portraits romains, t. I, Portraits de la République et d’époque julio-claudienne, Musée du Louvre. Paris: Réunion des musées nationaux. 1986. Стр. 178—179.

Boschung D. Die Bildnisse des Caligula. Berlin: Gebr, 1989, p. 107, pl. 2.

При­ме­ча­ния редак­ции сай­та

[1]Кали­гу­ла был млад­шим сыном Гер­ма­ни­ка и Агрип­пи­ны, но его сёст­ры были млад­ше его.


Источники:
© 2007 г. Фото, текст: Giroire C., Roger D. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, Hudson, 2007. С. 78—79, кат. № 22.
© 2013 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина сидяшие сидящая римский имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii император гай цезарь калигула калигулы imperator caius caligula скульптура скульптурный sculptura римская римские статуя статуи statua statuae в тоге тогатус одетая тогу тогах тога togatus togati toga мрамор обувь коллекция кампана патрицианские кальцеи муллеи calcei patricii mullei calceus patricius mulleus напуск умбон нодус у тоги umbo nodus обувной башмачный ремешок ремешки на обуви corrigia corrigiae mr инв № cp 6406 ma 1267 mne 837