Ок. 40 г. н. э.
Высота 182 см.Инв. №№ Cp 6406 / Ma 1267 / MNE 837.Париж, Лувр
Портрет Калигулы.
Ок. 40 г. н. э.
Высота 182 см.
Париж, Лувр.
22. Портрет Калигулы.
Около 40 г. н. э.
Обнаружен в Риме на Авентинском холме.
Мрамор. Высота: 182 см.
Приобретен в 1861 г., прежде в коллекции Кампана (MA 1267 — Инв. № MR CP 6406; MNE 837).
Реставратор: Х. Девос (Ch. Devos), 2005.
Гай Юлий Цезарь Германик, больше известный как Калигула, родился в 12 г. н. э. в Анции (ныне Анцио) и был сыном Агриппины Старшей (внучки Августа) и Германика (внука Ливии и брата Клавдия) и младшим из девяти их детей[1]. В возрасте двадцати пяти лет он стал императором. Популярность его отца, умершего в 19 г. н. э., обеспечила ему значительную поддержку среди римского народа, который после правления Тиберия возлагал на Калигулу все надежды, но вскоре предстояло разочарование. У Калигулы было слабое здоровье; он не мог проводить последовательную политическую стратегию и в скором времени у него обнаружились признаки душевного расстройства. В 41 г. н. э. он был убит преторианцами.
Этот портрет демонстрирует, почему идентификация изображений Калигулы долгое время вызывала столько вопросов. Если сравнить его с портретом Тиберия (кат. № 19), то становится очевидным, что Калигула копировал прическу дяди, известную как тип «Кьярамонти». Эта прическа использовалась в правление Тиберия и даже после смерти последнего, и именно с ней часто изображали Калигулу. Интересно, что такое явное подражание Тиберию отражает покорность юного Калигулы, которую он проявлял в молодые годы при дворе Тиберия на Капри: «Sit dictum nec servum meliorem ullum nec deteriorem dominum fuisse» (О нем было сказано: «не было на свете лучшего раба и худшего государя») (Светоний, Гай Калигула. X, 4).
На этом портрете Калигула изображен сидящим. Тело не соответствует голове, которую многократно реставрировали в течение XIX в., когда она входила в коллекцию Кампана, но такая поза обычно использовалась для статуй императоров, когда их изображали в божественном виде, как, например, модель Юпитера Вероспи (кат. № 19). По случаю своего обожествления Август тоже изображен в таком виде на гемме Августа, камее, хранящейся в венском Музее истории искусств.
Что касается луврской статуи, отсутствие божественных атрибутов заставляет предположить, что император показан в момент исполнения государственных обязанностей. Император сидит, словно готов выслушать стоящих просителей, и поза демонстрирует его власть. На скифосе из клада Боскореале (Bj 2366) Август так же изображен сидящим на курульном кресле (складной стул, на котором сидели только высшие магистраты) и готовым принять капитуляцию варваров.
Как и на той вазе, левая нога сидящей статуи согнута, а широкая складка тоги драпирует колено. Стиль тоги статуи можно отнести к I в. н. э.1 Поразительно, как быстро новый режим развил иконографию власти, используя ограниченное количество типов изображений. Наполненные символическими образами, изображения копировались снова и снова. Этот прототип позволял постоянно изображать императора в том виде, который подчеркивал власть, характерную для его положения.
Описание императора Калигулы следующее: «Gracilitate maxima cervicis et crurum, oculis et temporibus concavis, fronte lata et torva… quacumque de causa capram nominare criminosum» (Ноги очень худые, глаза и виски впалые, лоб широкий и хмурый… считалось смертным преступлением… произнести ненароком слово «коза») (Светоний. Гай Калигула. L, 1). На приведенном здесь портрете действительно присутствуют некоторые из этих особенностей: широкий лоб, впалые виски и выступающая челюсть, затылок строго вертикально продолжает заднюю часть шеи, волосы спадают назад и создают иллюзию очень длинной шеи. Эти черты делают императора похожим на козу, сходство, удивительно очевидное на камее из Метрополитен-музея (11.195.7) и фрагменте 128 в аквилейском Национальном археологическом музее. В этой последней работе Калигулу легко узнать по губам, подбородку и правой щеке — это всё, что осталось от первоначального портрета.
Правление Калигулы было слишком коротким, чтобы его портретный тип претерпел значительные изменения. На двух камеях — в Национальной библиотеке в Париже и в Лувре (Bj 1845) — Калигула изображен ребенком. Возможно, что его сходство с отцом Германиком было намеренно подчеркнуто при помощи прически2. С другой стороны, на двух других портретах — во Флегрейском антикварии в Поццуоли с форума Кум и в музее Фоссомброне — Калигула изображен с новой прической и чертами лица пожилого мужчины. Таким образом, очевидно, что за время своего короткого правления Калигула не пытался приукрасить свое изображение или скрыть свое далеко не привлекательное лицо. В этом свете его портреты знаменуют робкое изменение в развитии идеализированного портретного стиля, который создал Август и продолжил Тиберий, и предвосхищают дальнейшие изменения в портретах, которые произойдут в правление Клавдия.
Примечания:
1Goette H. R. Studien die römischen Togadarstellungen. Mainz: Philipp von Zabern, 1990, p. 154, no. 16. 2Boschung D. Die Bildnisse des Caligula. Berlin: Gebr, 1989, pp. 58—Библиография:
Kersauson K. Catalogue des portraits romains, t. I, Portraits de la République et d’époque julio-claudienne, Musée du Louvre. Paris: Réunion des musées nationaux. 1986. Стр. 178—
Boschung D. Die Bildnisse des Caligula. Berlin: Gebr, 1989, p. 107, pl. 2.
Примечания редакции сайта
[1]Калигула был младшим сыном Германика и Агриппины, но его сёстры были младше его.
© 2013 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.