Статуя Тита в доспехах
Белый мрамор.
79 г. н. э.
Выс. 211 см.
Инв. № 6059.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Статуя Тита в доспехах.

Белый мрамор.
79 г. н. э.
Выс. 211 см.
Инв. № 6059.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Геркуланум, Базилика.
Происхождение:
Най­де­на в так назы­вае­мой «бази­ли­ке» Гер­ку­ла­ну­ма, сей­час хра­нит­ся в Архео­ло­ги­че­ском музее Неа­по­ля.

Описание:

25. Ста­туя Тита в доспе­хах

Белый мра­мор, руки на рестав­ра­ции.
Гер­ку­ла­нум, Авгу­сте­ум (так наз. Бази­ли­ка), в цен­тре в пря­мо­уголь­ной эксед­ре в глу­бине зда­ния.
Неа­поль, Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей, инв. № 6059.
Высота 211 см.
Эпо­ха Фла­ви­ев.

Порт­рет Тита в гер­ку­лан­ском Авгу­сте­уме — воз­мож­но, одно их пер­вых офи­ци­аль­ных изо­бра­же­ний импе­ра­то­ра, кото­рый взял власть над импе­ри­ей 24 июня 79 г. н. э. неза­дол­го до того, как город ока­зал­ся под пеп­лом Везу­вия.

Импе­ра­тор изо­бра­жен стоя, опи­ра­ясь на пра­вую ногу, а его левая нога слег­ка согну­та и отведе­на назад. Скульп­тур­ная схе­ма вос­про­из­во­дит ста­тую Авгу­ста из При­ма-Пор­та: в пра­вой руке он дер­жит длин­ный жезл, атри­бут импе­ра­тор­ской вла­сти, а левая согну­та и завер­ну­та в ман­тию (палюда­мен­тум), кото­рая закреп­ле­на на левом пле­че и выри­со­вы­ва­ет боль­шую пет­лю на груди, а затем нис­па­да­ет сза­ди вдоль туло­ви­ща. На ногах у Тита наде­ты кали­ги. Опо­рой фигу­ре слу­жит часто исполь­зу­е­мое для этих целей дере­во. Латы, т. е. парад­ные воен­ные доспе­хи, наде­тые поверх туни­ки, укра­ше­ны изо­бра­же­ни­я­ми двух гри­фо­нов в гераль­ди­че­ской пози­ции, сидя­щих на цве­ту­щей лозе, вырас­таю­щей из акан­то­вой паль­мет­ки. Меж­ду ними нахо­дит­ся фими­а­те­ри­он. Два ряда метал­ли­че­ских пла­стин (опе­ре­ние) окайм­ля­ют ниж­ний край доспе­хов и зак­ры­ва­ют кожа­ные кисти, бога­то укра­шен­ные дета­ля­ми.

С деко­ра­тив­ной точ­ки зре­ния доспе­хи реше­ны в соот­вет­ст­вии с орна­мен­таль­ной схе­мой, сло­жив­шей­ся меж­ду эпо­хой Авгу­ста и Юли­ев-Клав­ди­ев. Про­па­ган­дист­ская функ­ция обес­пе­чи­ва­ет­ся лишь деко­ром на метал­ли­че­ском опе­ре­нии, пред­став­ля­ю­щем харак­тер­ную импе­ра­тор­скую атри­бу­ти­ку: голо­ву Гор­го­ны, фан­та­сти­че­ские суще­ства, щиты, жерт­вен­ные чаши и шле­мы, чередую­щи­е­ся с моти­ва­ми геро­и­че­ских собы­тий из жиз­ни Тита, таки­ми, как сло­но­вьи прото­мы, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие воен­ные три­ум­фы на Восто­ке и цир­ко­вые зре­ли­ща. Послед­ние пред­вос­хи­ща­ют пред­став­ле­ния в Коли­зее, кото­рые будут запе­чат­ле­ны на моне­тах, выпу­щен­ных в 80 г. н. э., с изо­бра­же­ни­ем сло­на в доспе­хах и запря­жен­ной сло­на­ми побед­ной колес­ни­цы импе­ра­то­ра. На пре­ем­ст­вен­ность с поли­ти­кой Авгу­ста ука­зы­ва­ют прото­мы козе­ро­га, моти­вы кото­рых исполь­зо­ва­лись и при чекан­ке монет 79 г. н. э. Обрат­ная необ­ра­ботан­ная сто­ро­на ста­туи ука­зы­ва­ет на то, что скульп­ту­ра была уста­нов­ле­на фрон­таль­но в цен­тре пря­мо­уголь­ной эксед­ры зда­ния, что под­твер­жда­ет­ся дан­ны­ми рас­ко­пок XVIII в.

Фио­рен­ца Грас­со

Литература:
Le collezioni del Museo Nazionale di Napoli (a cura di Archivio fotografico Pedicini), La scultura greco-romana, I—II, Roma 1989, p. 110, n. 76;
D. Boschung, Gens Augusta: Untersuchungen zu Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses (Monumenta artis Romanae, 32), Mainz 2002, p. 119, n. 42. 3, tav. 93. 2;
Ercolano. Tre secoli di scoperte, a cura di M. P. Guidobaldi, Catalogo della Mostra (Napoli, 16 ottobre 2008 — 13 aprile 2009), Napoli 2008, p. 253, n. 22;
M. Torelli, La Basilica di Ercolano. Una proposta di lettura, in “Eidola. International Journal of Classical Art History” 1, 2004 (Pisa-Roma 2005), pp. 117—149 (о деко­ра­тив­ном убран­стве).

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Выставка «Древности Геркуланума» (Санкт-Петербург, Эрмитаж, 17.12.2011—12.02.2012).
© 2011 г. Описание, библиография: Древности Геркуланума. Каталог выставки (16 дек. 2011 — 12 февр. 2012, Санкт-Петербург, Эрмитаж). НП-Принт, СПб. 2011. С. 106, кат. № 25.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина в доспехах доспехи statua loricata lorica римский имперский династия флавиев флавии gens flavia flavii император тит флавий тита imperator titus flavius скульптура скульптурный sculptura римская римские статуя статуи statuae стоящая птеруги птериги pteruges pteryges ptуryges военный плащ белый мрамор палудаментум paludamentum лорика мускулата анатомическая кираса кюраса панцирь панцырь musculata геркуланум из геркуланума herculaneum кожаный клапан кожаные клапаны кожаная подвеска подвески калига калиги caliga caligae раскрашенная раскраска базилика basilica инв № 6059