79 г. н. э.
Выс. 211 см.Инв. № 6059.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Статуя Тита в доспехах.
79 г. н. э.
Выс. 211 см.
Неаполь, Национальный археологический музей.
25. Статуя Тита в доспехах
Белый мрамор, руки на реставрации.
Геркуланум, Августеум (так наз. Базилика), в центре в прямоугольной экседре в глубине здания.
Неаполь, Национальный археологический музей, инв. № 6059.
Высота 211 см.
Эпоха Флавиев.
Портрет Тита в геркуланском Августеуме — возможно, одно их первых официальных изображений императора, который взял власть над империей 24 июня 79 г. н. э. незадолго до того, как город оказался под пеплом Везувия.
Император изображен стоя, опираясь на правую ногу, а его левая нога слегка согнута и отведена назад. Скульптурная схема воспроизводит статую Августа из Прима-Порта: в правой руке он держит длинный жезл, атрибут императорской власти, а левая согнута и завернута в мантию (палюдаментум), которая закреплена на левом плече и вырисовывает большую петлю на груди, а затем ниспадает сзади вдоль туловища. На ногах у Тита надеты калиги. Опорой фигуре служит часто используемое для этих целей дерево. Латы, т. е. парадные военные доспехи, надетые поверх туники, украшены изображениями двух грифонов в геральдической позиции, сидящих на цветущей лозе, вырастающей из акантовой пальметки. Между ними находится фимиатерион. Два ряда металлических пластин (оперение) окаймляют нижний край доспехов и закрывают кожаные кисти, богато украшенные деталями.
С декоративной точки зрения доспехи решены в соответствии с орнаментальной схемой, сложившейся между эпохой Августа и Юлиев-Клавдиев. Пропагандистская функция обеспечивается лишь декором на металлическом оперении, представляющем характерную императорскую атрибутику: голову Горгоны, фантастические существа, щиты, жертвенные чаши и шлемы, чередующиеся с мотивами героических событий из жизни Тита, такими, как слоновьи протомы, символизирующие военные триумфы на Востоке и цирковые зрелища. Последние предвосхищают представления в Колизее, которые будут запечатлены на монетах, выпущенных в 80 г. н. э., с изображением слона в доспехах и запряженной слонами победной колесницы императора. На преемственность с политикой Августа указывают протомы козерога, мотивы которых использовались и при чеканке монет 79 г. н. э. Обратная необработанная сторона статуи указывает на то, что скульптура была установлена фронтально в центре прямоугольной экседры здания, что подтверждается данными раскопок XVIII в.
D. Boschung, Gens Augusta: Untersuchungen zu Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses (Monumenta artis Romanae, 32), Mainz 2002, p. 119, n. 42. 3, tav. 93. 2;
Ercolano. Tre secoli di scoperte, a cura di M. P. Guidobaldi, Catalogo della Mostra (Napoli, 16 ottobre 2008 — 13 aprile 2009), Napoli 2008, p. 253, n. 22;
M. Torelli, La Basilica di Ercolano. Una proposta di lettura, in “Eidola. International Journal of Classical Art History” 1, 2004 (Pisa-Roma 2005), pp. 117—
Выставка «Древности Геркуланума» (Санкт-Петербург, Эрмитаж, 17.12.2011—12.02.2012).
© 2011 г. Описание, библиография: Древности Геркуланума. Каталог выставки (16 дек. 2011 — 12 февр. 2012, Санкт-Петербург, Эрмитаж). НП-Принт, СПб. 2011. С. 106, кат. № 25.