Портрет Тиберия. Тип «Берлин — Неаполь — Сорренто».
Авиньон, Лапидарий музея Кальве.
117. Портрет Тиберия.
Тип «Берлин — Неаполь — Сорренто»: 22—
Рис. 91.
Авиньон, лапидарий музея Кальве, инв. № E 42.
Голова.
Италийский мрамор.
Найдена между 1822 и 1845 гг. в Авиньоне на площади Орлож одновременно со следующей?
Размеры: общая высота 37 см, высота головы 25 см.
Реставрация носа удалена.
Vidi.
Библиография: Espérandieu, III, 2552 (неизвестный персонаж, возможно, Август?); J. Sautel, 1939, n° 7 p. 36; F. Poulsen, 1939, p. 21; L. Polacco, 1955, p. 142, pl. 35 (Тиберий); L. Fabbrini, EAA, VII, 1966, s. v. «Tiberio», p. 849 (Тиберий); S. Gagnière — A. Granier, 1986, p. 93, p. 109 fig. 92 (Август); Z. Kiss, 1975, p. 101, fig. 323—
Сохранность: Портрет очень хорошо сохранился, за исключением носа, который был отбит и затем реставрирован; сегодня реставрация удалена; этот скол продолжается до уровня верхней губы. Кроме того, повреждена часть чёлки над правым глазом.
Описание: Голова была присоединена к статуе, как указывает форма и край среза шеи, выполненного очень аккуратно. Срез, позволяющий видеть начало правого плеча, наводит на мысль о статуе в тоге или панцире.
с. 336 Голова чуть наклонена вправо. Объём черепной коробки необычайно велик. Глаза большие, подбородок маленький и круглый, но чётко выраженный, как и носогубные складки. Волосы вырезаны очень тщательно, даже сзади. Скульптор не использовал сверло: пряди обособлены с помощью двойных косых срезов, выполненных резцом. Это портрет очень высокого качества.
Комментарий: За исключением Эсперандье, который узнал в этом портрете Августа, все исследователи единогласно приписывают его Тиберию. Действительно, идентификация не представляет трудностей: здесь узнаются все черты очень индивидуализированного лица этого императора (рот, подбородок, черепная коробка). Проблема скорее состоит в том, чтобы определить тип этого портрета: в самом деле, чёлка на лбу повреждена как раз в «области распознавания», которая позволяет различить два последовательных типа иконографии принцепса.
Л. Полакко включает портрет из Авиньона в серию реплик, прототип которой обозначается названием «портрет Милосердия Тиберия (Clementia Tiberi)» и характеристики которой сравнительно туманны, так как относятся лишь к выражению лица и форме головы. Так что с чисто типологической точки зрения она не отличается от предыдущего типа — «Тип верховного империя (imperium maius)», что делает перегруппировки, предложенные этим автором, несколько субъективными.
С того времени иконография Тиберия была пересмотрена в направлении сокращения числа типов — Л. Полакко различал целых десять — и уточнения их хронологических границ331. В данном конкретном случае речь в сущности идёт о том, чтобы определить, в каком направлении были уложены исчезнувшие сегодня пряди: и если они были зачёсаны к левому виску, то портрет явно принадлежит к типу, созданному около 14 г. н. э., который называется «Восшествие на трон» («Тип верховного империя» у Полакко или тип «Копенгаген 624»). Напротив, если эти пряди должны восстанавливаться наоборот, зачёсанными вправо и, следовательно, образовывали «вилку» над осью носа, то следует отнести этот портрет к следующему типу иконографии императора, III типу У. Хаусмана, который называется также тип «Берлин — Неаполь — Сорренто», в честь лучших экземпляров332. Отсутствие скола на том месте, где должна находиться центральная «вилка», свидетельствует, по-видимому, о том, что портрет из Авиньона представляет собой очень хорошую реплику этого последнего типа333: в этом отношении очень характерен изгиб последней пряди чёлки вправо.
Но этот портрет связан с изображением Друза Младшего (кат. № 118), которое воспроизводит тип, созданный, несомненно, по случаю предоставления ему трибунских полномочий в 22—
ПРИМЕЧАНИЯ:
331U. Hausmann, «Bemerkungen zum “dritten” Porträt-Typus des Tiberius», NAC, 1985, 14, p. 211—© 2013 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.