Саркофаг-ленос с изображением Диониса на пантере (фронтальный рельеф)
Белый мрамор. Конец II — нач. III в. н. э.
Дл. 2,24 м; выс. 0,9 м.
Салерно, Кафедральный собор Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг-ленос с изображением Диониса на пантере (фронтальный рельеф).

Белый мрамор. Конец II — нач. III в. н. э.
Дл. 2,24 м; выс. 0,9 м.

Салерно, Кафедральный собор.

Описание:
САРКОФАГ-ЛЕНОС С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ДИОНИСА НА ПАНТЕРЕ.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: Салер­но, Кафед­раль­ный собор, атрий, южная сто­ро­на, вто­рая арка арка­ды квад­ри­пор­ти­ка. Ранее нахо­дил­ся в дру­гой арке той же арка­ды. В 1931 г. был пере­ме­щен в нынеш­нее поло­же­ние с целью обес­пе­чить обзор со всех сто­рон (De Angelis, 1937, p. 31).

ПРОИЗВОДСТВО: мест­ное.

МАТЕРИАЛ: белый мра­мор.

РАЗМЕРЫ: выс. 0,90 м; дл. 2,24 м.

СОХРАННОСТЬ: поверх­ность повреж­де­на в резуль­та­те атмо­сфер­ных воздей­ст­вий. На левой сто­роне под фигу­рой тиг­ра име­ет­ся отвер­стие непра­виль­ной фор­мы. Оба листе­ля пере­д­ней сто­ро­ны с мно­го­чис­лен­ны­ми ско­ла­ми. Лица фигур утра­че­ны. Тела малень­ких фигур на вто­ром плане фраг­мен­ти­ро­ва­ны. На зад­ней поверх­но­сти, обра­ботан­ной рез­цом, име­ют­ся совре­мен­ные допол­не­ния: в ниж­ней части чита­ет­ся над­пись, отно­ся­ща­я­ся ко вре­ме­ни повтор­но­го исполь­зо­ва­ния сар­ко­фа­га:

DE FAM(I)LIA CAPO CRASSA («при­над­ле­жит семей­ству Капо­грас­со»).

Крыш­ка — от дру­го­го сар­ко­фа­га.

ОПИСАНИЕ.

Пере­д­няя поверх­ность сар­ко­фа­га-лено­са (име­ю­ще­го фор­му чана-давиль­ни для вино­гра­да — И. Ш.) несет изо­бра­же­ние тор­же­ст­ву­ю­ще­го Дио­ни­са на спине зве­ря (пан­те­ры или тиг­ра) в тол­пе воз­буж­ден­ных сати­ров и вак­ха­нок. Бог полу­ле­жит на спине зве­ря, его торс обна­жен, а ниж­няя часть туло­ви­ща и ноги дра­пи­ро­ва­ны накид­кой, верх кото­рой нис­па­да­ет с пле­ча. На голо­ве Дио­ни­са венок из листьев и вино­град­ной лозы. Зверь изо­бра­жен в про­филь; его мор­да обра­ще­на к богу; на шее венок, спле­тен­ный из плю­ща, побе­ги кото­ро­го спус­ка­ют­ся по шее до брю­ха. По сто­ро­нам от Дио­ни­са сим­мет­рич­но рас­по­ло­же­ны две пары опья­нен­ных сати­ров и менад, тан­цу­ю­щих перед боже­ст­вом. Пра­вая пара нахо­дит­ся на вто­ром плане: сатир, обер­нув­ший­ся в сто­ро­ну бога, одет в накид­ку, набро­шен­ную на пле­чо; рядом с ним мена­да, оде­я­ние кото­рой обра­зу­ет типич­ную S-образ­ную дра­пи­ров­ку, а накид­ка раз­ве­ва­ет­ся дугой над голо­вой. В глу­бине вид­не­ют­ся малень­кий пут­ти и две голо­вы сати­ров, изо­бра­жен­ные в про­филь низ­ким релье­фом. Вто­рая пара на пере­д­нем плане пред­став­ле­на Паном с льви­ной шку­рой на пле­чах, пока­зан­ным в три чет­вер­ти на фоне сос­но­вых веток, с лицом, обра­щен­ным к Дио­ни­су. Мена­да нак­ло­ни­ла голо­ву впе­ред в вак­хи­че­ском экс­та­зе; ее туни­ка обра­зу­ет круп­ные склад­ки, накид­ка раз­ве­ва­ет­ся над голо­вой. В ниж­ней части меж­ду нога­ми зве­ря пред­став­ле­на сце­на борь­бы Дио­ни­са с коз­лом, на кото­рую смот­рят тиг­ры, пан­те­ры и фав­ны; над сце­ной рас­по­ло­же­на тра­ги­че­ская мас­ка, на гер­ме. Сле­ва от сце­ны мож­но видеть пья­но­го сати­ра с тир­сом в руке и тиг­рен­ком у ног; сатир спра­ва дер­жит сос­но­вую ветвь.

ИСТОРИЯ.

В XVI в. сар­ко­фаг, как это сле­ду­ет из над­пи­си на тыль­ной сто­роне, исполь­зо­вал­ся в каче­стве общей гроб­ни­цы для чле­нов семей­ства Кам­по­грас­со. Дан­ный экзем­пляр вхо­дит в груп­пу дио­ни­сий­ских лено­сов с изо­бра­же­ни­ем тор­же­ст­ву­ю­ще­го Дио­ни­са на пан­те­ре, не име­ю­щих по кра­ям льви­ных протом. Подоб­ные лено­сы полу­чи­ли рас­про­стра­не­ние во II, и осо­бен­но в III вв. н. э. Их фор­ма про­ис­хо­дит от чана для дав­ле­ния вино­гра­да, кото­рый исполь­зо­вал­ся в вино­дель­че­ских празд­не­ствах (vindemialia). Для дио­ни­сий­ских сар­ко­фа­гов харак­тер­но исполь­зо­ва­ние энер­гич­ной сим­во­ли­ки, упо­доб­ля­ю­щей воз­рож­де­ние после смер­ти пре­вра­ще­нию вино­гра­да в вино. Сар­ко­фаг, силь­но пост­ра­дав­ший от вре­ме­ни, вхо­дит в груп­пу, раз­ные экзем­пля­ры кото­рой име­ют соб­ст­вен­ные ико­но­гра­фи­че­ские и сти­ли­сти­че­ские осо­бен­но­сти. Наи­бо­лее близ­ким к нему (осо­бен­но это каса­ет­ся изо­бра­же­ния мини­а­тю­ри­сти­че­ской сце­ны) явля­ет­ся фраг­мен­ти­ро­ван­ный ленос из Остии; вто­рой сар­ко­фаг хра­нит­ся в Чит­та-ди-Кастел­ло; еще один, гру­бой работы, веро­ят­но, мест­ной мастер­ской, нахо­дит­ся в город­ском музее Бене­вен­то; изве­стен так­же фраг­мент из Безан­со­на. Из рим­ских экзем­пля­ров один нахо­дит­ся в Капи­то­лий­ских музе­ях, дру­гой в Вати­кан­ских музе­ях (в Бель­веде­ре); и тре­тий, с вил­лы Аль­ба­ни, напо­ми­на­ет экзем­пляр из Чит­та-ди-Кастел­ло. Пло­хая сохран­ность не поз­во­ля­ет выска­зать­ся опре­де­лен­но отно­си­тель­но сти­ля, хотя оче­вид­но, что при обра­бот­ке шеве­люр и дра­пи­ро­вок исполь­зо­вал­ся бурав. Ком­по­зи­ци­он­ным фоку­сом релье­фа, сра­зу при­вле­каю­щим к себе вни­ма­ние, слу­жит цен­траль­ная фигу­ра. В рас­по­ло­же­нии фигур отсут­ст­ву­ет гар­мо­нич­ность: они не остав­ля­ют на релье­фе сво­бод­ных мест, при­да­вая ком­по­зи­ции хао­тич­ность. Заслу­жи­ва­ет так­же упо­ми­на­ния дио­ни­сий­ский сар­ко­фаг из Салер­но с кен­тав­ра­ми-кли­пе­о­фо­ра­ми, на кото­ром так­же име­ет­ся мини­а­тю­ри­сти­че­ская сце­на, и кото­рый обна­ру­жи­ва­ет опре­де­лен­ное сти­ли­сти­че­ское сход­ство с обсуж­дае­мым сар­ко­фа­гом в том, что каса­ет­ся гео­мет­рии разде­ле­ния фигур на два пла­на: пер­вый и вто­рой, тогда как осталь­ные части лишь обо­зна­ча­ют­ся низ­ким релье­фом. Дан­ное сход­ство с боль­шой долей уве­рен­но­сти может быть объ­яс­не­но про­ис­хож­де­ни­ем обо­их сар­ко­фа­гов из одной и той же кам­пан­ской мастер­ской, работав­шей в III в., кото­рая испы­та­ла на себе вли­я­ние моде­лей из Остии. Matz опре­де­лил этот сар­ко­фаг как «про­вин­ци­аль­ную» работу кам­пан­ской мастер­ской, дати­ру­е­мую кон­цом II — нача­лом III вв. н. э., и мы выра­жа­ем сог­ла­сие с таким зак­лю­че­ни­ем.


БИБЛИОГРАФИЯ: Taibano 1871, p. 20 n. 16; Guglielmi 1885, p. 14; A. De Crescenzo, Le figurazioni di due sarcofagi pagani, ASPS, 1926, pp. 233—234; Capone I, 1927, p. 200 n. 23; II, 1929, p. 25 s.; De Angelis 1936, p. 80; De Angelis 1937, p. 31; Ragusa 1951, p. 190 n. 100; Bracco 1979, p. 91; Turcan 1966, p. 295 s. tavv. 46b e 48a; Matz ASR, IV, 3, p. 312 s. tav. 188; Paoletti 1984, p. 239 s. figg. 13—14.


Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2010 г. Описание: Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.), 2009/2010, pp. 259—261.
© 2013 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные греческая мифология mythologia graeca romana дионис dionysus менада менады maenas maenades божество бог пан deus pan сатир сатиры сатира сатиром сатиров satur saturus эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi белый мрамор дионисийский ленос lenos вакх бахус ариадна силен силены посох женская одежда хитон гиматий набедренная повязка чан пастушеский виноград виноградная гроздь дионисийские сцены мистерии корзина пантера тигр