Дл. 2,24 м; выс. 0,9 м.Салерно, Кафедральный собор Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг-ленос с изображением Диониса на пантере (фронтальный рельеф).
Дл. 2,24 м; выс. 0,9 м.
Салерно, Кафедральный собор.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: Салерно, Кафедральный собор, атрий, южная сторона, вторая арка аркады квадрипортика. Ранее находился в другой арке той же аркады. В 1931 г. был перемещен в нынешнее положение с целью обеспечить обзор со всех сторон (De Angelis, 1937, p. 31).
ПРОИЗВОДСТВО: местное.
МАТЕРИАЛ: белый мрамор.
РАЗМЕРЫ: выс. 0,90 м; дл. 2,24 м.
СОХРАННОСТЬ: поверхность повреждена в результате атмосферных воздействий. На левой стороне под фигурой тигра имеется отверстие неправильной формы. Оба листеля передней стороны с многочисленными сколами. Лица фигур утрачены. Тела маленьких фигур на втором плане фрагментированы. На задней поверхности, обработанной резцом, имеются современные дополнения: в нижней части читается надпись, относящаяся ко времени повторного использования саркофага:
DE FAM(I)LIA CAPO CRASSA («принадлежит семейству Капограссо»).
Крышка — от другого саркофага.
ОПИСАНИЕ.
Передняя поверхность саркофага-леноса (имеющего форму чана-давильни для винограда —
ИСТОРИЯ.
В XVI в. саркофаг, как это следует из надписи на тыльной стороне, использовался в качестве общей гробницы для членов семейства Кампограссо. Данный экземпляр входит в группу дионисийских леносов с изображением торжествующего Диониса на пантере, не имеющих по краям львиных протом. Подобные леносы получили распространение во II, и особенно в III вв. н. э. Их форма происходит от чана для давления винограда, который использовался в винодельческих празднествах (vindemialia). Для дионисийских саркофагов характерно использование энергичной символики, уподобляющей возрождение после смерти превращению винограда в вино. Саркофаг, сильно пострадавший от времени, входит в группу, разные экземпляры которой имеют собственные иконографические и стилистические особенности. Наиболее близким к нему (особенно это касается изображения миниатюристической сцены) является фрагментированный ленос из Остии; второй саркофаг хранится в Читта-ди-Кастелло; еще один, грубой работы, вероятно, местной мастерской, находится в городском музее Беневенто; известен также фрагмент из Безансона. Из римских экземпляров один находится в Капитолийских музеях, другой в Ватиканских музеях (в Бельведере); и третий, с виллы Альбани, напоминает экземпляр из Читта-ди-Кастелло. Плохая сохранность не позволяет высказаться определенно относительно стиля, хотя очевидно, что при обработке шевелюр и драпировок использовался бурав. Композиционным фокусом рельефа, сразу привлекающим к себе внимание, служит центральная фигура. В расположении фигур отсутствует гармоничность: они не оставляют на рельефе свободных мест, придавая композиции хаотичность. Заслуживает также упоминания дионисийский саркофаг из Салерно с кентаврами-клипеофорами, на котором также имеется миниатюристическая сцена, и который обнаруживает определенное стилистическое сходство с обсуждаемым саркофагом в том, что касается геометрии разделения фигур на два плана: первый и второй, тогда как остальные части лишь обозначаются низким рельефом. Данное сходство с большой долей уверенности может быть объяснено происхождением обоих саркофагов из одной и той же кампанской мастерской, работавшей в III в., которая испытала на себе влияние моделей из Остии. Matz определил этот саркофаг как «провинциальную» работу кампанской мастерской, датируемую концом II — началом III вв. н. э., и мы выражаем согласие с таким заключением.
БИБЛИОГРАФИЯ: Taibano 1871, p. 20 n. 16; Guglielmi 1885, p. 14; A. De Crescenzo, Le figurazioni di due sarcofagi pagani, ASPS, 1926, pp. 233—
© 2010 г. Описание: Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.), 2009/2010, pp. 259—261.
© 2013 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.