Римская копия II в. с бронзового греческого оригинала Мирона сер. V в. до н. э.Инв. № 56039.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах Фото: С. И. Сосновский
Дискобол из Кастельпорциано.
Римская копия II в. с бронзового греческого оригинала Мирона сер. V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
Фрагментарный дискобол.
Из Кастельпорциано (древний Порчильяно), вилла Реале; найден среди руин виллы начала имперского периода.
Статуя, без головы, голеней, правой руки и пальцев левой кисти, составлена из 14 фрагментов. В нескольких местах видны следы прежней реставрации из гипса (на левом бедре, опоре в виде ствола пальмы и базе).
Паросский мрамор.
Высота 148 см (с базой). Инв. № 56039.
Как и в случае с Дискоболом Ланчелотти, эта статуя изображает кульминационный момент действия, перед самым броском. Атлет, тело которого устремлено вперед в мощном повороте, переносит свой вес на правую ногу. Из недостающих частей — правая рука с диском была отведена назад, а левая описывала широкую дугу, касаясь правого колена. Некоторые отличия от Дискобола Ланчелотти позволяют говорить о варианте, а не точной реплике оригинала, который традиционно приписывается Мирону. Левое плечо ближе к земле, а торс более сильно закручен к зрителю — детали, которые придают ему бо́льшую трехмерность по сравнению с Дискоболом Ланчелотти и которые Фукс объясняет как изменения, внесенные уже после Мирона и повторенные в эпоху Августа, когда статуя была вырезана. Предложенная дата согласуется с фактом обнаружения статуи на вилле, построенной как раз в этот период и реконструированной ок. 140 г. С другой стороны, Д. Кандилио, придерживающаяся предыдущих изысканий, датирует ее адриановским временем. В термах Ведия в Эфесе, построенных в середине II в., была случайно найдена копия статуи Дискобола, которая являлась частью большой скульптурной группы — аллюзии на императорский культ. Это открытие побудило Мандершайда высказать наводящую на размышления многообещающую гипотезу, что размещение статуй внутри римских терм (обычно в палестрах) было частью эллинского воспитания (paideia) в здании, которое для римлян представляло собой идеальное продолжение греческого гимнасия.
Museo Nazionale Romano, Le sculture, A. Giuliano ed., I, 1 (Roma, 1979), p. 180, no. 117 (D. Candilio);
H. Manderscheid, Die Sculpturenausstattung der kaiserzeitlichen Thermenanlagen, Berlin, 1981, p. 43 ff.
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2005 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Palazzo Massimo alle Terme. English Edition. Edited by Adriano La Regina. Electa, 2005 (First Edition 1998), p. 132.
© 2013 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.