150—175 гг. н. э.Инв. № Гр-3087 (А184).Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: И. А. Шурыгин
Фронтальная панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом и боковые панели со сфинксами.
150—175 гг. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
260. Передняя сторона крышки саркофага
с изображением похищения Персефоны.В квадриге, над которою парит Эрот, Гадесом (Плутоном) увозится богиня. За колесницею спешат испуганные подруги Персефоны, а вместе с ними и Афина, которая тщетно пытается остановить похитителя.
Налево от этой сцены изображена Деметра, с факелом в руке, объезжающая свет, в запряженной змеями колеснице, и всюду ищущая свою дочь. — На обоих концах барельефа изображены фигуры сфинксов. Произведение II века по Р. Х.
Недостает: левой руки и части факела, у Деметры; голов, у драконов, лица у одной нимфы; части правой руки и щита у Афины; кистей рук у Эрота; нескольких голов и ног у лошадей.Издан. у Стефани, Mélanges gréco-rom. III. Pl. 26. № 2—
4, p. 5 ff. Каррарский мрамор. — Выс. 0,34 м, дл. 1,99 м.
[U. ПРОСЕРПИНА.
II РАЗДЕЛ. ЦЕРЕРА НА КОЛЕСНИЦЕ, ЗАПРЯЖЕННОЙ ЗМЕЯМИ.
a) 1-Я ГРУППА, ДВЕ СЦЕНЫ.
НАПРАВЛЕНИЕ НАПРАВО. СЛЕВА ЦЕРЕРА, СПРАВА ПОХИЩЕНИЕ.]
361) S. Санкт-Петербург, Императорский Эрмитаж. Рис. 361. Рис. 361a. Рис. 361b. Дл. 1,26 м, выс. 0,33 м, глуб. 0,37 м, макс. выс. рельефа 0,04 м, мин. 0,01 м. Рисунок Деверцени (Dewerzeny) по фотографии 1910 г. См. также иллюстрацию 361ʹ в тексте, сделанную с фотографии.
Место находки рельефа, у Фёрстера со ссылкой на Стефани, неизвестно, но вероятно он приобретен в Риме из коллекции Кампана. Имеет, как видно на рис. 361a, отверстие для стока, прежде использовался в качестве корыта для скота.
Иллюстрации: Bulletin de l’Académie des Sciences de St. Petersbourg XII p. 276 (= Stephani Melanges gréco-romains III nr. 1). — Г. Кизерицкий Музей древней скульптуры в Императорском Эрмитаже (на рус. языке) 1901, с. 120.
Литература: E. Guédéonow Ermitage Impérial. Musée de sculpture. 2-е изд. 1865 с. 71 см. № 260; Stephani l. c.; Förster Der Raub und die Rückkehr der Persephone in ihrer Bedeutung für die Mythologie, Litteratur und Kunstgeschichte. Heitz, Stuttgart 1874, с. 149 № 9; Overbeck l. c., с. 608 № 7; Robert Westdeutsche Zeitschrift für Geschichte und Kunst IV 1885 с. 278; Кизерицкий l. c., с. 119 сл. № 260.
Детский саркофаг. На передней стороне (рис. 361) слева Церера в поиске. На ней головная повязка, пеплос и дугообразно развевающийся плащ, кончик которого она сжимает в правой руке; в левой руке она держит большой горящий факел. Ее упряжка змей имеет крылья.
Справа сцена похищения Просерпины, аналогично № 359; только Диана изображена в более порывистом движении, а ее руки вскинуты в испуге. Лук, который она держит на рельефе № 359, здесь отсутствует. Минерва хватает правой рукой плащ Плутона.
На боковых сторонах (рис. 361a, 361b) по одной сидящей Сфинкс, позади которой балясина.
Аид — бог подземного царства похищает Персефону. Из Академии Художеств. В. 0,32 м. Зал V (Музы).
11. ФРАГМЕНТ КРЫШКИ ДЕТСКОГО САРКОФАГА: ПОХИЩЕНИЕ ПРОСЕРПИНЫ (табл. 22—
Инв. № А. 184.
Размеры: высота — 0,22 м, длина — 2,02 м.
Материал: мелкозернистый желтоватый мрамор.
Происхождение: поступил в Эрмитаж из Академии Художеств в 1851 г.
Сохранность: рельеф состоит из 4 частей. Отбиты следующие части: верхняя часть туловища Просерпины, правая рука Минервы, головы змей в колеснице Цереры, руки Амура и ноги лошадей. Лица повреждены, кроме того имеется множество небольших сколов.
Литература: Г. Кизерицкий, с. 119—
По краям крышки в прямоугольных панелях — бывших боковых сторонах — находятся изображения Сфинг, обращенных к центру. Центральная композиция целиком посвящена основному сюжету — похищению Просерпины. Гадес и Просерпина занимают правую часть рельефа. Гадес, с надуваемым плащом и с Просерпиной на руках, стоит в своей колеснице, погружающейся в землю. Над головами четырех коней появляется летящий Амур. К Гадесу в полном вооружении стремится Минерва, позади нее стоит Океанида, затем следует Венера, которая касается правой рукой Минервы, наконец, за ней следует Диана. В левой части композиции находится Церера, на крылатой колеснице, влекомой змеями.
Несмотря на единство темы, композиция отчетливо разбита на три части, причем тематически самая важная отнесена на правый край. Такая композиция часто встречается на саркофагах1, но для крышки это редкость.
Качество исполнения рельефа довольно высокое. Характерны несколько вытянутые пропорции фигур. Поверхность тщательно отшлифована. Сверло почти нигде не используется.
Стилистически крышку эрмитажного саркофага можно сравнить с саркофагом в Базеле2, с изображением мифа о Медее. Несмотря на сильное различие в качестве исполнения между рельефом крышки и тем шедевром пластики позднеантониновского времени, можно увидеть сходство в построении композиции из трех частей, изображении Сфинг на боковых сторонах, в искусственном удлинении фигур, а также в декоративном характере надуваемой одежды.
Римская работа. Третья четверть II в.
1C. Robert, Die antiken Sarkophag-Reliefs. Bd. III 3, Berlin, 1919, с. 458—Информация: музейная аннотация.
Описание: (1) Кизерицкий Г. Музей древней скульптуры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типография А. Бенке, СПб, 1901. С. 119—120, кат. № 260.
(2) C. Robert, Die antiken Sarkophag-Reliefs. Bd. III 3, Berlin, 1919, с. 460 № 361.
(3) Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. Издательство Брокгауз-Ефрон, Петроград, 1924. С. 150, кат. № 379.
(4) © 1979 г. Saverkina I. I. Römische Sarkophage in der Ermitage. Akademie-Verlag, Berlin, 1979, с. 34, кат. № 11, табл. 22—23.
© 2013 г. Перевод с нем.: С. И. Сосновский.