Римская работа ок. 180 г. н. э.
Дл. 205 см; выс. 74 см; шир. 94 см.Инв. № Ma 539.Париж, Лувр Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг со сценами мифа о Мелеагре (фронтальная панель).
Римская работа ок. 180 г. н. э.
Дл. 205 см; выс. 74 см; шир. 94 см.
Париж, Лувр.
Смежные сцены рельефа разграничены крайними персонажами, стоящими спиной друг к другу (т. н. «композиционные скобки» по N. Kampen). Автор трехчастной композиции отказался от хронологического принципа ее построения в пользу центрального, когда главная в идейном отношении сцена располагается в средней части рельефа. В соответствии с этим принципом, центральную часть и наибольшую площадь траурного рельефа занимает финальная сцена мифа — смерть героя. Две сцены по ее краям носят вторичный характер: в них изображены обстоятельства, повлекшие за собой гибель Мелеагра. В результате зритель «сначала видит смерть, а затем события, которые к ней привели» (K. Lorenz). Сюжетная же последовательность сцен такова: правая, левая, центральная.
В правой крайней сцене показан Мелеагр, убивающий братьев своей матери, Алфеи, после охоты на Калидонского вепря. Причиной раздора послужил главный трофей охоты — шкура вепря, которую Мелеагр присудил Аталанте, поразившей зверя стрелой. Этим он вызвал недовольство Плексиппа, своего дяди по матери, и его брата, Токсея (вар.: Плексиппа и двух его братьев), которые отняли шкуру у Аталанты. Разъяренный Мелеагр, влюбленный в Аталанту, убил их, чем вызвал гнев Алфеи. На рельефе изображен момент, когда Мелеагр вырывает шкуру вепря из рук поверженного Плексиппа; справа от Мелеагра Токсей, брат Плексиппа, вооруженный мечом и копьем, готовится вступить в схватку. Действие происходит на фоне занавеса (parapetasma). Герой, как это было принято, показан обнаженным. На заднем плане низким рельефом изображена одна из богинь судьбы со свитком в руках: убийством братьев матери Мелеагр определил и свою судьбу. Убийство в присутствии Эринии или Мойры, стоящей на заднем плане как мотив судьбы, можно также видеть, например, на саркофаге со сценами мести Ореста в Эгиста.
В левой сцене охваченная горем и гневом Алфея в окружении Эриний (мойр) навлекает смерть на своего сына. Родив Мелеагра, Алфея получила предсказание от богинь судьбы, что ее сын умрет, когда догорит полено в очаге. Тогда Алфея выхватила головню из огня и спрятала ее. Узнав о гибели от руки Мелеагра любимых братьев, она вспомнила о предсказании мойр, достала головню и сожгла ее. Когда головня догорела, Мелеагр умер в мучениях вдали от родины (Ovid. VIII 515—
В центральной сцене изображен полуобнаженный герой на смертном ложе. Рядом с ним лежат его доспехи и оружие. Над ним склонились сестры и кормилица с распущенными волосами, в гневе простирающие руки в сторону Алфеи. Одна из сестер вкладывает в рот Мелеагра плод граната: возможно, это часть погребального ритуала, о котором не сохранилось сведений (P. Zanker). C. Robert в свое время предполагал, что на данном рельефе изображен не мертвый, а умирающий Мелеагр, которому дают вдыхать аромат граната. Если данные предположения верны, то миф о Мелеагре оказывается подтверждением древних представлений о чудесных свойствах этого растения: напомним, что Персефона возвращалась из Царства мертвых в мир живых на шесть месяцев, съев по совету садовника Аскалофа шесть зерен граната. В таком случае на рельефной сцене данного саркофага сестра пытается вернуть Мелеагра в мир живых, вкладывая ему в рот гранат. На некоторых других рельефах сестра вкладывает в рот покойного монету — плату Харону.
На переднем плане стоит отец героя, престарелый Ойней с посохом в руке; по другой версии, это педагог Мелеагра, на что могут указывать его греческая шапочка, бедная одежда и простой посох, сделанный из кривого ствола деревца.
Слева сидит охваченная горем Аталанта. Она изображена в образе Артемиды: на ногах охотничьи сапожки, за спиной виднеется колчан, у ног лежит охотничья собака. Намеком на Артемиду служит также небольшая скала рядом с сиденьем Аталанты — деталь, явно не имеющая отношения к интерьеру дворца, но при этом типичная часть обстановки, в которой изображалась богиня охоты. По меткому наблюдению K. Lorenz, жест отчаяния Аталанты не вполне естественен: правой рукой она охватывает левую, противоположную часть лица. Тем самым скульптор оставляет ее прелестный профиль открытым для зрителя. На то, что Мелеагр и Аталанта являются главными лицами сюжета, указывает размер их фигур: если бы они встали, то вышли бы далеко за горизонтальные границы рельефа, тогда как прочие персонажи вполне помещаются в пределах композиции.