Антония Младшая
Пентелийский мрамор. 40—60 гг. н. э., реставрация XVI в.
Высота 54 см.
Инв. № 243.Венеция, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Антония Младшая.

Пентелийский мрамор. 40—60 гг. н. э., реставрация XVI в.
Высота 54 см.
Инв. № 243.

Венеция, Национальный археологический музей.

Частная коллекция, Гримани.
Происхождение:
Из кол­лек­ции Джо­ван­ни Гри­ма­ни (Giovanni Grimani), 1587 г.

Описание:

22. Бюст Анто­нии Млад­шей (?) (инв. № 243).

Пен­те­лий­ский мра­мор; общая высота 0,54 м; от под­бо­род­ка до вер­ха голо­вы 0,24 м.

Реста­ври­ро­ва­ны: дра­пи­ров­ка бюста и кон­чик носа. Уст­ра­не­ны неболь­шие дефек­ты на под­бо­род­ке и щеках, длин­ная попе­ре­ч­ная цара­пи­на на лбу, несколь­ко ско­лов на при­чес­ке. Несколь­ко малень­ких цве­точ­ков на шее, в ниж­ней части лица и на при­чес­ке, уда­лен­ных в после­дую­щую эпо­ху, види­мо, слу­жи­ли для при­креп­ле­ния накид­ки, напо­до­бие пояс­ка у т. н. «Цыган­ки» («Zingarella») из неа­по­ли­тан­ско­го Нацио­наль­но­го музея. Ана­ло­гич­ную кон­струк­цию мож­но видеть на жен­ской голо­ве из хра­ни­лищ Вати­ка­на1, кото­рая счи­та­ет­ся рели­ги­оз­ным идо­лом. Воз­мож­но, в нашем слу­чае дан­ная осо­бен­ность име­ет отно­ше­ние к куль­ту Август.

Посту­пил по заве­ща­нию Гри­ма­ни в 1593 г. Нахо­дит­ся в IX зале музея.

За иск­лю­че­ни­ем Вален­ти­нел­ли, кото­рый, ссы­ла­ясь на пре­вос­ход­ную сохран­ность бюста и белиз­ну мра­мо­ра, выска­зы­вал подо­зре­ние о том, что бюст мог являть­ся работой XVI в., никто из иссле­до­ва­те­лей не сомне­ва­ет­ся в аутен­тич­но­сти этой работы. Бер­нул­ли иден­ти­фи­ци­ро­вал его с Анто­ни­ей Млад­шей.

Голо­ва, хотя и явля­ет­ся иде­а­ли­зи­ро­ван­ным изо­бра­же­ни­ем, име­ет отли­чи­тель­ные физио­но­ми­че­ские осо­бен­но­сти: лицо в фор­ме мяг­ко­го, но харак­тер­но­го ова­ла, боль­шие откры­тые гла­за, длин­ный и опре­де­лен­ный раз­рез рта, неглу­бо­кие носо­губ­ные склад­ки, две отчет­ли­вые склад­ки в углах рта, серь­ез­ный и испол­нен­ный досто­ин­ства облик; пре­об­ла­да­ют эле­мен­ты, сооб­щаю­щие изо­бра­же­нию инди­виду­аль­ность.

Слег­ка вью­щи­е­ся воло­сы, пок­ры­ваю­щие всю верх­нюю часть голо­вы и обра­зу­ю­щие сре­дин­ный про­бор, на затыл­ке собра­ны в длин­ный пучок, спус­каю­щий­ся на шею; под вис­ка­ми вьют­ся два локо­на, и еще два за уша­ми. При­чес­ка дан­но­го типа, очень про­стая, но весь­ма эле­гант­ная, встре­ча­ет­ся на изо­бра­же­ни­ях Анто­нии Млад­шей в эпо­ху Клав­ди­ев2, преж­де все­го, на моне­тах3, но так­же и на мра­мо­рах4.

Лицо так­же обна­ру­жи­ва­ет опре­де­лен­ное сход­ство с порт­ре­та­ми этой Авгу­сты в пре­клон­ном воз­расте, на кото­рых оно несколь­ко более удли­не­но по срав­не­нию с ее изо­бра­же­ни­я­ми в юном или зре­лом воз­рас­тах, отно­ся­щих­ся к типу «Пала­тин»5 с локо­на­ми на лбу и под­черк­ну­то вол­ни­сты­ми вью­щи­ми­ся воло­са­ми. В част­но­сти, мож­но отме­тить колос­саль­ную голо­ву с диа­де­мой из Рим­ско­го нацио­наль­но­го музея6, кото­рая, как и наш мра­мор, не име­ет суще­ст­вен­ных отли­чий от более ран­не­го изо­бра­же­ния Анто­нии Млад­шей на Алта­ре Мира7, одна­ко еще луч­ше эти голо­вы соот­вет­ст­ву­ют порт­ре­там из Лув­ра8 и Уил­тон Хау­са9, для кото­рых, как и для бюста из Вене­ции, харак­тер­но лицо в фор­ме удли­нен­но­го ова­ла с пра­виль­ны­ми и бла­го­род­ны­ми чер­та­ми.

Нель­зя иск­лю­чить, что под­черк­ну­тая иде­а­ли­за­ция долж­на была сооб­щить посмерт­но­му порт­ре­ту Анто­нии Млад­шей сход­ство с Вене­рой, посколь­ку очер­та­ни­я­ми лица она напо­ми­на­ет книд­скую работу Пра­к­си­те­ля. Кро­ме того, скры­тая груд­ная часть антич­ной части наво­дит на мысль о том, что в совре­мен­ную эпо­ху бюст был отде­лен от обна­жен­ной ста­туи или от сох­ра­нив­шей­ся верх­ней поло­ви­ны такой ста­туи. Доба­вим, что нали­чие на голо­ве отвер­стий, пред­на­зна­чен­ных для закреп­ле­ния риту­аль­ной накид­ки объ­яс­ня­ет­ся, как упо­ми­на­лось выше, обо­жест­вле­ни­ем Авгу­сты после смер­ти.

В сти­ли­сти­че­ском отно­ше­нии работа отли­ча­ет­ся выра­жен­ным нату­ра­лиз­мом, остаю­щим­ся в пре­де­лах бога­то­го ака­де­ми­че­ско­го клас­си­циз­ма гре­че­ской куль­ту­ры, но с явным инди­виду­а­ли­сти­че­ски­ми оттен­ком, про­яв­ля­ю­щим­ся в «пла­сти­че­ски-худо­же­ст­вен­ной» трак­тов­ке поверх­но­сти, создаю­щей атмо­сфе­ру воз­вы­шен­но­го внут­рен­не­го бла­го­род­ства, под­черк­ну­то­го инди­виду­аль­ны­ми чер­та­ми лица.

Густа­во Тра­вер­са­ри
1G. von Kaschnitz Weinberg, Sculture del Magazzino del Museo Vaticano, Città del Vaticano, 1937, с. 46, № 76, табл. XXIII.

2Ср. L. Fournée van Zwest, in Bulletin van de Vereening tot Bevordering der Kennis van de Anticke Beschaving te’sGravenhage, Leiden, XXXI, 1956, с. 2, № 29, с. 20—21, илл. 31—32.

3H. Mattingly, E. A. Sydenham, The Roman Imperial Coinage, I слл., 1923 слл., I, с. 131, табл. V, 95; M. Cohen, Description historique des monnaies frappées sous l’empire romain, 2-е изд., Paris, 1880—1892, I, с. 22 сл.

4Ср. C. Pietrangeli, La famiglia di Augusto, Roma 1938, с. 55; B. M. Feletti Maj, Museo Nazionale Romano, I Ritratti, Roma, 1953, с. 54 сл., № 85, с. 69 сл., № 118; Idem, in Enciclopedia dell’Arte Antica Classica e Orientale, I слл., Roma, 1958 слл., I, 1958, с. 441; F. Poulsen, Greek and Roman Portraits in English Country Houses, Copenhagen, 1945, I, с. 77 слл., № 42, илл. LXX—LXXI.

5Ср. Felletti Maj, Op. cit., с. 54 сл., № 85.

6Felletti Maj, Op. cit., с. 69 сл., № 118.

7Ср. G. Monaco, in Bulletino della Commissione Archeologica Comunale, Roma, LXII, 1934, с. 35, табл. II и при­ла­гае­мая табл., лист XIV, № 28.

8Ср. J. J. Bernoulli, Römische Ikonographie, I—IV, Stuttgart, 1882—1894, II, 1, с. 221, № 12, табл. XIV; Poulsen, Country Houses, с. 60, илл. 37; C. Pietrangeli, op. cit., с. 55.

9Poulsen, Country Houses, с. 59 сл., № 39.

Литература:
A. M. di Girolamo e A. M. di Alessandro Zanetti, Delle antiche statue greche e romane che nell’Antisala della Libreria di S. Marco e in altri luoghi pubblici di Venezia si trovano, Venezia, 1740, I, 8;
G. Valentinelli, Catalogo dei marmi scolpiti del Museo Archeologico della Marciana di Venezia, in «Atti del R. Istituto Veneto SS. LL. AA.», serie III, voll. VII—X, 1863; или Idem, Id., Prato 1866, с. 114, № 177.
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, V, Leipzig, 1882, с. 90, № 241;
J. J. Bernoulli, Römische Ikonographie, I—IV, Stuttgart, 1882—1894, II, 1, с. 221, № 11;
G. Pellegrini, Descrizione degli oggetti antichi componenti la sezione classica del Regio Museo Archeologico di Venezia, vol. I, VeneziaSchio, 1911, № 104;
C. Anti, Il Regio Museo Archeologico nel Palazzo Reale di Venezia, Roma, 1930, с. 115, № 9.

Фото:
Fotografia del Museo Archeologico di Venezia, 1689, 1828;
Aufnahme des deutschen archäologischen Instituts — Photographische Abteilung, Roma, 8285—8286;
Fotografia Alinari, Firenze, 12887.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 1968 г. Описание: Traversari G. Museo Archeologico di Venezia. I ritratti. Poligrafico dello Stato, Roma, 1968. С. 42—43, кат. № 22, илл. 25 a, b.
© 2013 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский имперский антония младшая g136 re114 antonia minor юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii скульптура скульптурный sculptura римская римские бюст пентелийский мрамор женский антонии женщина женская прическа из коллекции коллекция джованни гримани giovanni grimani инв № 243