Высота 54 см.Инв. № 243.Венеция, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Антония Младшая.
Высота 54 см.
Венеция, Национальный археологический музей.
22. Бюст Антонии Младшей (?) (инв. № 243).
Пентелийский мрамор; общая высота 0,54 м; от подбородка до верха головы 0,24 м.
Реставрированы: драпировка бюста и кончик носа. Устранены небольшие дефекты на подбородке и щеках, длинная поперечная царапина на лбу, несколько сколов на прическе. Несколько маленьких цветочков на шее, в нижней части лица и на прическе, удаленных в последующую эпоху, видимо, служили для прикрепления накидки, наподобие пояска у т. н. «Цыганки» («Zingarella») из неаполитанского Национального музея. Аналогичную конструкцию можно видеть на женской голове из хранилищ Ватикана1, которая считается религиозным идолом. Возможно, в нашем случае данная особенность имеет отношение к культу Август.
Поступил по завещанию Гримани в 1593 г. Находится в IX зале музея.
За исключением Валентинелли, который, ссылаясь на превосходную сохранность бюста и белизну мрамора, высказывал подозрение о том, что бюст мог являться работой XVI в., никто из исследователей не сомневается в аутентичности этой работы. Бернулли идентифицировал его с Антонией Младшей.
Голова, хотя и является идеализированным изображением, имеет отличительные физиономические особенности: лицо в форме мягкого, но характерного овала, большие открытые глаза, длинный и определенный разрез рта, неглубокие носогубные складки, две отчетливые складки в углах рта, серьезный и исполненный достоинства облик; преобладают элементы, сообщающие изображению индивидуальность.
Слегка вьющиеся волосы, покрывающие всю верхнюю часть головы и образующие срединный пробор, на затылке собраны в длинный пучок, спускающийся на шею; под висками вьются два локона, и еще два за ушами. Прическа данного типа, очень простая, но весьма элегантная, встречается на изображениях Антонии Младшей в эпоху Клавдиев2, прежде всего, на монетах3, но также и на мраморах4.
Лицо также обнаруживает определенное сходство с портретами этой Августы в преклонном возрасте, на которых оно несколько более удлинено по сравнению с ее изображениями в юном или зрелом возрастах, относящихся к типу «Палатин»5 с локонами на лбу и подчеркнуто волнистыми вьющимися волосами. В частности, можно отметить колоссальную голову с диадемой из Римского национального музея6, которая, как и наш мрамор, не имеет существенных отличий от более раннего изображения Антонии Младшей на Алтаре Мира7, однако еще лучше эти головы соответствуют портретам из Лувра8 и Уилтон Хауса9, для которых, как и для бюста из Венеции, характерно лицо в форме удлиненного овала с правильными и благородными чертами.
Нельзя исключить, что подчеркнутая идеализация должна была сообщить посмертному портрету Антонии Младшей сходство с Венерой, поскольку очертаниями лица она напоминает книдскую работу Праксителя. Кроме того, скрытая грудная часть античной части наводит на мысль о том, что в современную эпоху бюст был отделен от обнаженной статуи или от сохранившейся верхней половины такой статуи. Добавим, что наличие на голове отверстий, предназначенных для закрепления ритуальной накидки объясняется, как упоминалось выше, обожествлением Августы после смерти.
В стилистическом отношении работа отличается выраженным натурализмом, остающимся в пределах богатого академического классицизма греческой культуры, но с явным индивидуалистическими оттенком, проявляющимся в «пластически-художественной» трактовке поверхности, создающей атмосферу возвышенного внутреннего благородства, подчеркнутого индивидуальными чертами лица.
G. Valentinelli, Catalogo dei marmi scolpiti del Museo Archeologico della Marciana di Venezia, in «Atti del R. Istituto Veneto SS. LL. AA.», serie III, voll. VII—
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, V, Leipzig, 1882, с. 90, № 241;
J. J. Bernoulli, Römische Ikonographie, I—
G. Pellegrini, Descrizione degli oggetti antichi componenti la sezione classica del Regio Museo Archeologico di Venezia, vol. I, Venezia—
C. Anti, Il Regio Museo Archeologico nel Palazzo Reale di Venezia, Roma, 1930, с. 115, № 9.
Фото:
Fotografia del Museo Archeologico di Venezia, 1689, 1828;
Aufnahme des deutschen archäologischen Instituts — Photographische Abteilung, Roma, 8285—
Fotografia Alinari, Firenze, 12887.
Информация: музейная аннотация.
© 1968 г. Описание: Traversari G. Museo Archeologico di Venezia. I ritratti. Poligrafico dello Stato, Roma, 1968. С. 42—43, кат. № 22, илл. 25 a, b.
© 2013 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.