Филипп Младший, сын Филиппа Аравитянина.
Венеция, Национальный археологический музей.
74. БЮСТ ФИЛИППА МЛАДШЕГО (инв. № 177)
Италийский мрамор. Высота общая 0,47 м; от подбородка до макушки 0,21 м.
Сохранность хорошая. Отреставрирован кончик носа, имеются сколы на ушах.
Поступил в 1586 г. по завещанию Гримани. Находится в музейной зале Х.
Bernoulli был первым, кто атрибутировал бюст как портрет Филиппа Младшего, хотя еще ранее Anti сравнивал его с изображениями Филиппа Младшего, но не предложил своей идентификации и датировал бюст 220—
Действительно, если отвергнуть гипотезу Poulsen’а прежде всего, по физиогномическим мотивам, венецианский мрамор обнаруживает больше общего с иконографией нумизматических изображений сына Филиппа Аравитянина (Bernoulli, II, 3, Münzt., IV, 9; Cohen, V, с. 134 слл.; Mattingly—
Стиль соответствует эпохе: лицо, широкое и гладкое, с характерным равновесием между внутренними структурами и пластичными покровами, контрастирует с невысокой прической, детально проработанной в импрессионистическом стиле, чем достигается сосредоточенное выражение с легким оттенком меланхолии.
Если идентификация правильна (как это представляется в настоящее время), данный мрамор может отражать последний период жизни молодого сына Филиппа и Отацилии, убитого вместе с отцом в Вероне в 249 г. н. э. в возрасте 12 лет.
СОКРАЩЕНИЯ:
Bernoulli = J. J. Bernoulli, Römische Ikonographie, I—
Cohen = M. Cohen, Description historique des monnaies frappées sous l’empire romain, 2-е изд., Paris, 1880—
E. A. A. = Enciclopedia dell’Arte Antica Classica e Orientale, I слл., Roma, 1958 слл.
Feletti Maj, Iconografia = B. M. Feletti Maj, Iconografia Romana Imperiale da Severo Alessandro a M. Aurelio Carino, Roma, 1958.
Mattingly — Sydenham = H. Mattingly — E. A. Sydenham, The Roman Imperial Coinage, I слл., 1923 слл.
БИБЛИОГРАФИЯ:
G. Valentinelli, Catalogo dei marmi scolpiti del Museo Archeologico della Marciana di Venezia, in «Atti del R. Istituto Veneto SS. LL. AA.», serie III, voll. VII—
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, V, Leipzig, 1882, с. 128, № 325;
J. J. Bernoulli, Römische Ikonographie, I—
G. Pellegrini, Descrizione degli oggetti antichi componenti la sezione classica del Regio Museo Archeologico di Venezia, vol. I, Venezia—
Anti, in Dedalo, VII, 1927, с. 634, илл. a с. 635; Idem, с. 128, № 47;
Poulsen, Cat. of ancient sculpture in the Ny Carlsberg Glyptotek, Copenhagen 1951, с. 518, № 745;
B. M. Feletti Maj, Iconografia Romana Imperiale da Severo Alessandro a M. Aurelio Carino, Roma, 1958, с. 183, № 229;
B. Forlati Tamaro, Il Museo Archeologico del Palazzo Reale di Venezia, Roma, 1953, с. 23, X, № 11;
V. Scrinari, in Enciclopedia dell’Arte Antica Classica e Orientale, Roma, III, 1960, с. 678, s. v. Filippo Junior;
J. Bracker, Bestimmung der Bildnisse Gordians III nach einer neuen ikonographischen Methode, Münster, 1965, с. 25 сл., 28, 122 слл.
Фото: Museo, 97, 534, 1700, 1840, 1897; Fiorentini, 2635, 2727; Alinari, 12884.
© 1968 г. Описание: Traversari G. Museo Archeologico di Venezia. I ritratti. Poligrafico dello Stato, Roma, 1968. С. 92—93, кат. № 74, илл. 74 a, b.
© 2013 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.