Агриппина Старшая
Голова: греческий мрамор, I в. н. э.
Бюст современный.
Инв. № 546.Флоренция, Галерея Уффици Фото: И. А. Шурыгин

Агриппина Старшая.

Голова: греческий мрамор, I в. н. э.
Бюст современный.
Инв. № 546.

Флоренция, Галерея Уффици.

Описание:

56. БЮСТ С ГОЛОВОЙ АГРИППИНЫ СТАРШЕЙ (?) (inv. 1914, n. 546).

Гре­че­ский мра­мор: общ. высота 0,63 м; антич­ная часть 0,42 м.

Совре­мен­ная рестав­ра­ция: нос, широ­кий уча­сток у осно­ва­ния шеи; глу­бо­кая очист­ка. Часть бюста из бело­го мра­мо­ра антич­ная, при­над­ле­жа­щая скульп­ту­ре; совре­мен­ная часть из оник­са. Цоколь из бело­го мра­мо­ра.

Ранее выстав­лял­ся в Зале над­пи­сей. В насто­я­щее вре­мя не выстав­ля­ет­ся.

Раз­ме­ры голо­вы, частич­но отбе­лен­ной — при­чем, не толь­ко в резуль­та­те агрес­сив­ной очист­ки, — суще­ст­вен­но боль­ше нату­раль­ных, что дает осно­ва­ние счи­тать порт­рет офи­ци­аль­ным; это мне­ние под­твер­жда­ет­ся так­же нали­чи­ем диа­де­мы. При­чес­ка с про­бо­ром надо лбом обра­зо­ван­ная дву­мя вол­ни­сты­ми мас­си­ва­ми по сто­ро­нам и узлом сза­ди, доволь­но про­ста, рав­но как и чистые, спо­кой­ные, ров­ные чер­ты лица, име­ю­ще­го фор­му удли­нен­но­го ова­ла со стро­гим фор­маль­ным выра­же­ни­ем. Чер­ты лица с выра­жен­ной тен­ден­ци­ей к иде­а­ли­за­ции, одна­ко лег­ко узна­вае­мы. Порт­рет выпол­нен в чистом клас­си­ци­зи­ру­ю­щем сти­ле. Оваль­ное удли­нен­ное лицо с заост­рен­ным под­бо­род­ком, малень­кий рот с тон­ки­ми губа­ми­раз­ме­ры над­бро­вий и нали­чие мно­же­ства мел­ких завит­ков с цен­траль­ны­ми углуб­ле­ни­я­ми, выпол­нен­ны­ми бура­вом, рас­по­ло­жен­ных меж­ду вис­ка­ми и уша­ми, ука­зы­ва­ют на то, что это порт­рет Агрип­пи­ны стар­шей (ср. с лате­ран­ским порт­ре­том в West, I, tav. XLIV, fig. 192, а так­же у Giuliano, LateranoRitr, 55 c quello capitolino Jones, Cap, Imperatori 10; West, I, tav. XLIV, fig. 191). Голо­ва из Фло­рен­ции при­над­ле­жит моло­дой жен­щине, в воз­расте чуть более два­дца­ти лет. F. Poulsen (CountryHouses, n. 39) иден­ти­фи­ци­ру­ет порт­рет из Wilton House, сход­ный с фло­рен­тий­ским по сти­лю, при­чес­ке и диа­де­ме, как Анто­нию млад­шую, ссы­ла­ясь при этом на лувр­ский порт­рет Анто­нии (Bernoulli, RIk, II, 1, p. 221, tav. XVI), хотя чер­ты лица, у этих порт­ре­тов, без сомне­ния, дру­гие.

Биб­лио­гра­фия: H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, III, Leipzig, 1878, 391.

Fot.: Sopr. Gall. 112169, 112170.


Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2013 г. Текст: музейная аннотация.
© 1961 г. Описание: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte II. Istituto Poligrafico dello Stato. Roma, 1961. С. 65, кат. № 56, илл. 56 a, b. (пер. с ит.: И. А. Шурыгин).
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii випсания агриппина старшая g152 vipsania agrippina maior senior портрет портреты портретный портретная голова бюст женский женщины женщина женская прическа греческий мрамор диадема diadema инв № 546