Начало III в. н. э.
CIL XIV 565.Инв. № 47.100.4b.Нью-Йорк, Метрополитен-музей Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фриз крышки.
Начало III в. н. э.
CIL XIV 565.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
На другой панели крышки изображены Купидон и Психея — сюжет, визуально сравнимый с предыдущим, но по сути ему противоположный. Психея касается подбородка Купидона, который отворачивается от нее, но здесь он — бог, а она — смертная. Наиболее полная версия мифа относится ко второму веку и содержится в «Метаморфозах» Апулея, где старуха рассказывает эту историю, чтобы успокоить девочку, проснувшуюся от дурного сновидения. В отличие от мифов об Эндимионе и Адонисе с их неоднозначными концовками, миф о Психее имеет счастливый конец: боги пробуждают ее от магического сна и делают вечной невестой Купидона. Купидон и Психея появляются вновь под левой львиной протомой; они обнимаются, видимо, преодолев разногласия, имевшиеся в верхней сцене.
Разные сцены на саркофаге и крышке, образующиеся из различных историй, побуждают рассказчика скользить взглядом по рельефу в разных направлениях. История Селены и Эндимиона развивается справа налево, и затем вверх, а Купидона и Психеи — сверху вниз. Венере посвящены три другие панели на крышке: в одной она полуобнажена и стоит в окружении купидонов, держа в руке яблоко; в следующей (справа) сцене она полностью обнажена и сидит на скале рядом с деревом, а вокруг порхают купидоны. Протагонист этих сюжетов изображен на отдельной панели в левой части крышки: обнаженный, в шлеме, с копьем и мечом, он смотрит в сторону двух образов Венеры. Можно предположить, что это Марс, которого в римском искусстве часто изображали любовником богини, как, например, на терракотовом антефиксе из коллекции музея Метрополитен. У зрителя может возникнуть желание связать этого персонажа с Венерой любовной связью, однако яблоко, которое держит в руке богиня, позволяет выдвинуть другое предположение. Sichtermann считал, что мужская фигура является троянским принцем Парисом, который выступил судьей на соревновании в красоте между Юноной, Минервой и Венерой. В таком случае, сцену с сидящей на скале Венерой можно трактовать как ее подготовку к состязанию, а в следующем сюжете она изображена победительницей с яблоком в руке. J. Engelmann напоминает о том, что в античности зрители легко понимали иконографические детали, которые мы интерпретируем с затруднениями, однако не исключено, что современники саркофага могли воспринимать мужскую фигуру либо как Марса, либо как Париса, и досказывать историю соответственно своему восприятию.
Прочие фигуры олицетворяют явления природы и формируют обстановку, в которой развиваются сюжеты. На крайних панелях крышки изображены мужские фигуры на фоне пейзажа, которые служат продолжением пасторальных сцен главного рельефа и являются персонификациями места (возможно, горы Латмос), где, согласно мифу, жил Эндимион. На соседних с ними панелях можно видеть купидонов с фруктами и животными — атрибутами Времен года или Диониса, бога виноделия. Независимо от точной идентификации, они персонифицируют изобилие и плодородие Земли. Как будто преследуя друг друга, они олицетворяют движение Космоса и придают мифам саркофага временно́е измерение. Эти декорации находят продолжение на тыльном рельефе саркофага, где между деревьев пасутся лошади и прочий скот, а мужские и женские фигуры лежат в расслабленных позах. И, хотя после того как саркофаг помещали в гробницу, задняя стенка могла оказаться скрытой от глаз зрителей, ее картина выражала общее идиллически-романтическое настроение главных рельефов.
Бюстовый портрет Клавдии Аррии смотрится как будто помещенным в окно, что делает ее зрительницей, наблюдающей за вымышленными любовными историями; строгое выражение ее лица не исключает ее интереса к представлению. Без сомнения, заказчица, ее дочь Аниния Илара, выбирала этот саркофаг из нескольких экземпляров с разными сюжетами. Мы не обладаем точными сведениями о том, как функционировал античный рынок саркофагов, но есть основания предполагать, что каждая мастерская не ограничивалась единственным сюжетом, хотя каждый отдельный резчик мог работать только с одним…
…Аниния Илара могла посетить несколько таких мастерских, чтобы найти то, что ей требовалось. Весьма вероятно, она приобрела саркофаг в почти законченном виде, поскольку за время от смерти до похорон изготовить саркофаг было невозможно. Стандартные жест и одеяние Клавдии Аррии, а также отметины резца вокруг ее головы свидетельствуют о том, что ее портрет был высечен из заранее оставленной грубой заготовки. На то, что саркофаг был специально выбран, указывает то обстоятельство, что портрет покойной был завершен; на нескольких подобных саркофагах заготовки для портретов остались необработанными. Пример такой заготовки можно видеть на фризе крышки луврского саркофага, датируемого ок. 220 г. Кроме того, изготовление портрета Клавдии Аррии увеличило цену саркофага, однако ее дочь сочла необходимым увековечить ее имя и внешность, сделав выбор в пользу индивидуальности и отказавшись от анонимности и безличности.
© 2001 г. Описание: J. Sorabella. 2001. A Roman Sarcophagus and its Patron. Metropolitan Museum Journal 36, с. 74—77.
© 2013 г. Пер. с англ.: И. А. Шурыгин.