Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фриз крышки: надпись и портрет покойной
Мрамор.
Начало III в. н. э.
CIL XIV 565.
Инв. № 47.100.4b.Нью-Йорк, Метрополитен-музей Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фриз крышки: надпись и портрет покойной.

Мрамор.
Начало III в. н. э.
CIL XIV 565.
Инв. № 47.100.4b.

Нью-Йорк, Метрополитен-музей.

Остия.
Происхождение:
Остия, 1825.

Описание:
CIL XIV, 565:
ANINIA • HILARA
CL • ARRIAE • MARI • (sic!)
• LNCONPARABILE • (sic!)
FECIT • VIXIT
ANN • L • MEN
• X

Epigraphik-Datenbank Clauss / Slaby:

Aninia Hilara / Cl(audio) Arriae mari(to) / i=L nconparabile / fecit vixit / ann(os) L men(ses) / X.
(Ани­ния Ила­ра Аррия сде­ла­ла (этот сар­ко­фаг) сво­е­му несрав­нен­но­му супру­гу Клав­дию, про­жив­ше­му 50 лет и 10 меся­цев).

J. Sorabella:

Aninia Hilara / Cl(audiae) Arriae ma(t)ri / i=L nconparabile / fecit vixit / ann(os) L men(ses) / X.
(Ани­ния Ила­ра сде­ла­ла (этот сар­ко­фаг) сво­ей несрав­нен­ной мате­ри Клав­дии Аррии, про­жив­шей 50 лет и 10 меся­цев).

Рим­ский сар­ко­фаг нача­ла третье­го века из собра­ния музея Мет­ро­по­ли­тен пред­став­ля­ет осо­бый инте­рес, посколь­ку он несет над­пись, поз­во­ля­ю­щую уста­но­вить лич­но­сти как покой­ной, так и заказ­чи­ка. На крыш­ке мож­но видеть порт­рет покой­ной с при­чес­кой, вошед­шей в моду бла­го­да­ря импе­ра­три­це Юлии Домне. Рядом с порт­ре­том рас­по­ло­же­на над­пись:

ANINIA HILARA / CL • ARRIAE MARI / • INCONPARABILE / FECIT • VIXIT • / ANN • L • MEN / • X.

Над­пись состав­ле­на по общим пра­ви­лам, но при этом отно­сит­ся к тем немно­гим, кото­рые посвя­ща­лись доче­рью мате­ри, и пото­му слу­жит при­ме­ром необыч­но­го зака­за и ред­ким свиде­тель­ст­вом подоб­ных семей­ных отно­ше­ний. На рим­ских сар­ко­фа­гах, укра­шен­ных мифо­ло­ги­че­ски­ми сюже­та­ми, посвя­ти­тель­ные над­пи­си встре­ча­ют­ся ред­ко; обыч­но заготов­лен­ная для над­пи­си панель оста­ва­лась неза­пол­нен­ной. И нао­бо­рот, могиль­ные памят­ни­ки, отно­ся­щи­е­ся к дру­гим типам, обыч­но содер­жа­ли над­пи­си, в кото­рых роди­те­ли или супру­ги выра­жа­ли свою скорбь.

Дан­ная над­пись напи­са­на по стан­дарт­ной фор­ме: она сооб­ща­ет об име­нах заказ­чи­цы и покой­ной, а так­же о воз­расте послед­ней. Сло­во MARI обыч­но чита­ют как matri (датив от mater, мать). Ошиб­ка в напи­са­нии была сде­ла­на рез­чи­ком; такая ошиб­ка встре­ча­ет­ся в несколь­ких латин­ских эпи­гра­фи­че­ских источ­ни­ках. К MARI отно­сит­ся при­ла­га­тель­ное INCONPARABILE, один из мно­гих хва­леб­ных пред­и­ка­тов, часто встре­чаю­щий­ся в латин­ских эпи­та­фи­ях; при­ме­ра­ми дру­гих подоб­ных пред­и­ка­тов могут слу­жить dulcissimo (слад­чай­ше­му), carissimo (дра­жай­ше­му) или piissimo (бла­го­че­сти­вей­ше­му). В этом сло­ве так­же наблюда­ет­ся орфо­гра­фи­че­ская деви­а­ция: вме­сто M исполь­зо­ва­на N, одна­ко подоб­ный вари­ант встре­ча­ет­ся доволь­но часто и, ско­рее все­го, отра­жа­ет осо­бен­но­сти мест­но­го про­из­но­ше­ния. Окон­ча­ние E соот­вет­ст­ву­ет акку­за­ти­ву, но извест­ны при­ме­ры, когда оно исполь­зо­ва­лось для обра­зо­ва­ния дати­ва. Тот факт, что эпи­тет «несрав­нен­ный» в эпи­та­фи­ях слу­жил стан­дарт­ной харак­те­ри­сти­кой покой­ных, поз­во­ля­ет наде­ять­ся, что рим­ляне третье­го века вряд ли ста­ли бы думать, что в этой над­пи­си он сог­ла­су­ет­ся с гла­го­лом fecit и пото­му отно­сит­ся к сар­ко­фа­гу.

Заказ­чи­ца, Ани­ния Ила­ра, навер­ня­ка зна­ла, как пра­виль­но чита­ют­ся в этой эпи­та­фии ее соб­ст­вен­ное имя и имя мате­ри. CL сле­ва от ARRIA явля­ет­ся абб­ре­ви­а­ту­рой «Claudia» — име­ни, кото­рое в Импе­рии II в. чаще сок­ра­ща­ли, чем писа­ли пол­но­стью; имя покой­ной было Клав­дия Аррия. Ани­ния Ила­ра, заказ­чи­ца сар­ко­фа­га, явля­ет­ся субъ­ек­том гла­го­ла fecit, диа­па­зон зна­че­ний кото­ро­го был весь­ма широк и вклю­чал в себя «создать», «сде­лать», «орга­ни­зо­вать/обес­пе­чить изготов­ле­ние». И хотя этот гла­гол дол­жен отно­сить­ся к скуль­п­то­ру, изгото­вив­ше­му сар­ко­фаг, в дан­ном слу­чае (как и в про­чих могиль­ных посвя­ти­тель­ных над­пи­сях), он отно­сит­ся к пер­соне, зака­зав­шей и опла­тив­шей памят­ник, над­пись и похо­ро­ны, т. е. к Ани­нии Ила­ре. В чет­вер­той строч­ке дей­ст­вие доче­ри (FECIT) сосед­ст­ву­ет с ука­за­ни­ем на срок жиз­ни мате­ри (VIXIT) — 50 лет и 10 меся­цев. Ком­по­зи­ция тек­ста отли­ча­ет­ся стан­дарт­ным изя­ще­ст­вом и кон­тра­сти­ру­ет с небреж­ным испол­не­ни­ем над­пи­си и вуль­гар­ны­ми фор­ма­ми слов: навер­ня­ка рельеф и над­пись выпол­ня­лись раз­ны­ми рез­чи­ка­ми. Раз­ное каче­ство испол­не­ния релье­фа и над­пи­си поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что пер­вый имел для заказ­чи­цы боль­шее зна­че­ние, хотя она все же не оста­ви­ла памят­ник без над­пи­си.

Ничто не свиде­тель­ст­ву­ет о том, к како­му клас­су обще­ства при­над­ле­жа­ли эти жен­щи­ны; мож­но лишь утвер­ждать, что рос­кош­ный сар­ко­фаг сто­ил Ани­нии Ила­ре боль­шей части ее состо­я­ния. Источ­ник ее дохо­да остал­ся неиз­вест­ным, и она не упо­ми­на­ет­ся в дру­гих над­пи­сях из Остии, за иск­лю­че­ни­ем одной, в кото­рой некая воль­ноот­пу­щен­ни­ца наз­ва­на толь­ко по име­ни «Aninia»: это скром­ная тра­ур­ная плит­ка от супру­га и хозя­и­на. То, что в над­пи­си на сар­ко­фа­ге мате­ри она ука­за­на как един­ст­вен­ная заказ­чи­ца памят­ни­ка, свиде­тель­ст­ву­ет, что супруг Клав­дии Аррии умер рань­ше нее, или что Ани­ния Ила­ра была ее един­ст­вен­ной наслед­ни­цей, или что у доче­ри име­лись какие-то при­чи­ны дей­ст­во­вать в оди­ноч­ку.


Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2001 г. Описание: J. Sorabella. A Roman Sarcophagus and its Patron. Metropolitan Museum Journal 36, 2001, с. 67—70.
© 2013 г. Пер. с англ. и лат.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia римская римские надгробная эпитафия портрет портреты портретный портретная римский скульптура скульптурный sculptura погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробное надгробные саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мрамор женский крышка саркофага латинская рельеф arria arriae аррия аррии aninia hilara аниния илара хилара гилара claudio marito inconparabile fecit vixit annos l menses x cil 14 565 xiv инв № 47 100 4b