Сатир
Мрамор. Римская копия II в. н. э. греческого оригинала IV в. до н. э.Инв. № 1033.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Южный портик, 18 Фото: И. А. Шурыгин

Сатир.

Мрамор. Римская копия II в. н. э. греческого оригинала IV в. до н. э.
Инв. № 1033.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Южный портик, 18.

Описание:
PS 18. Ста­туя сати­ра с голо­вой от дру­гой ста­туи.

Выстав­ля­лась в Брач­чо Нуово. Голо­ва при­над­ле­жа­ла дру­гой ста­туе. Торс и конеч­но­сти реста­ври­ро­ва­ны мно­же­ст­вом мра­мор­ных вста­вок. Голо­ва отно­си­лась к одной из копий «Улы­баю­ще­го­ся сати­ра» («Satiro ridente»), широ­ко рас­про­стра­нен­ных в эпо­ху позд­не­го элли­низ­ма, в то вре­мя как тело сати­ра, опи­раю­ще­го­ся на ствол дере­ва, с вен­ком из коло­сьев и шку­рой пан­те­ры, свя­зан­ной узлом на шее, повто­ря­ет мно­го­чис­лен­ные позд­не­клас­си­че­ские работы (середи­на IV в. до н. э.), при­пи­сы­вае­мые Пра­к­си­те­лю, такие как «Нак­ло­нив­ший­ся сатир» и «Отды­хаю­щий сатир», и, в осо­бен­но­сти, элли­ни­сти­че­ские повто­ре­ния «Отды­хаю­ще­го Герак­ла» Лисип­па и Гани­меда, поя­ще­го орла (оба с харак­тер­но скре­щен­ны­ми нога­ми). Объ­еди­не­ние всех этих эле­мен­тов неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли отно­сят к искус­ству Малой Азии III в. до н. э., дру­гие же счи­та­ют, что этот мотив заро­дил­ся в пери­од позд­не­го элли­низ­ма, услов­но назы­вае­мом «роко­ко» (II в. до н. э.). Голо­ва и торс, явля­ясь рим­ски­ми копи­я­ми, по осо­бен­но­стям сти­ля дати­ру­ют­ся пер­вой поло­ви­ной II в. н. э. Нали­чие отвер­стия меж­ду боль­шим и ука­за­тель­ным паль­ца­ми левой руки поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что когда-то она дер­жа­ла какой-то пред­мет; углуб­ле­ние у осно­ва­ния ство­ла ука­зы­ва­ет на то, что в исход­ном виде скульп­ту­ры сле­ва от сати­ра нахо­дил­ся еще один пер­со­наж.

Inv. 1033; W. Amelung, Die Sculpturen des Vaticanischen Museums, I, Berlin, 1903, с. 44 № 30 табл. 5; W. Klein, in ÖJh, 19—20, 1919, с. 255 прим. 4 № 6; L. Faedo, in S. Settis (a cura di), Il Camposanto monumentale di Pisa. Le antichità, II, Modena 1984, с. 181.


Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1996 г. Описание: G. Spinola. Guide cataloghi Musei Vaticani, 3. Il Museo Pio Clementino, 1. Città del Vaticano, Roma, 1996, с. 60—62, кат. № PS 18. (Пер. с ит. И. А. Шурыгин).
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca статуя статуи statua statuae сатир сатиры сатира сатиром сатиров satur saturus мрамор виноград виноградная гроздь винограда звериная шкура инв № 1033