Сатир.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Южный портик, 18.
Выставлялась в Браччо Нуово. Голова принадлежала другой статуе. Торс и конечности реставрированы множеством мраморных вставок. Голова относилась к одной из копий «Улыбающегося сатира» («Satiro ridente»), широко распространенных в эпоху позднего эллинизма, в то время как тело сатира, опирающегося на ствол дерева, с венком из колосьев и шкурой пантеры, связанной узлом на шее, повторяет многочисленные позднеклассические работы (середина IV в. до н. э.), приписываемые Праксителю, такие как «Наклонившийся сатир» и «Отдыхающий сатир», и, в особенности, эллинистические повторения «Отдыхающего Геракла» Лисиппа и Ганимеда, поящего орла (оба с характерно скрещенными ногами). Объединение всех этих элементов некоторые исследователи относят к искусству Малой Азии III в. до н. э., другие же считают, что этот мотив зародился в период позднего эллинизма, условно называемом «рококо» (II в. до н. э.). Голова и торс, являясь римскими копиями, по особенностям стиля датируются первой половиной II в. н. э. Наличие отверстия между большим и указательным пальцами левой руки позволяет предположить, что когда-то она держала какой-то предмет; углубление у основания ствола указывает на то, что в исходном виде скульптуры слева от сатира находился еще один персонаж.
Inv. 1033; W. Amelung, Die Sculpturen des Vaticanischen Museums, I, Berlin, 1903, с. 44 № 30 табл. 5; W. Klein, in ÖJh, 19—
© 1996 г. Описание: G. Spinola. Guide cataloghi Musei Vaticani, 3. Il Museo Pio Clementino, 1. Città del Vaticano, Roma, 1996, с. 60—62, кат. № PS 18. (Пер. с ит. И. А. Шурыгин).