Статуя Антиноя в образе Диониса
Мрамор.
130-е гг.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 4

Статуя Антиноя в образе Диониса.

Мрамор.
130-е гг.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 4.

Рим, Латеранский музей.
Частная коллекция.
Описание:
Для искус­ства вре­ме­ни Адри­а­на вели­ко зна­че­ние обра­за Анти­ноя. Анти­ной — моло­дой грек из Вифи­нии, люби­мец Адри­а­на, отли­чал­ся необык­но­вен­ной кра­сотой. Он соп­ро­вож­дал импе­ра­то­ра во всех его путе­ше­ст­ви­ях. Во вре­мя пре­бы­ва­ния в Егип­те Анти­ной, по пре­да­нию, покон­чил с собой, бро­сив­шись в Нил. После его само­убий­ства, кото­рым он, по мне­нию совре­мен­ни­ков, отвра­тил гибель Адри­а­на, ему пред­ска­зан­ную, был учреж­ден культ Анти­ноя, в кото­ром соеди­ни­лись рели­ги­оз­ные пред­став­ле­ния Древ­не­го Егип­та с обра­за­ми гре­че­ских богов — явле­ние, харак­тер­ное для это­го вре­ме­ни. Культ Анти­ноя полу­чил широ­кое рас­про­стра­не­ние глав­ным обра­зом в Гре­ции и в Егип­те. Его почи­та­ли как Ози­ри­са и Адо­ни­са, Апол­ло­на и Дио­ни­са, посвя­ща­ли ему хра­мы и алта­ри. «Гре­ки, по воле Адри­а­на, обо­же­ст­ви­ли Анти­ноя и утвер­жда­ли, что через него дают­ся пред­ска­за­ния» (Элий Спар­ти­ан, Жиз­не­опи­са­ние Адри­а­на, XIV, 7).

Чека­ни­лись моне­ты с изо­бра­же­ни­ем Анти­ноя. Сох­ра­ни­лось очень мно­го его порт­ре­тов, боль­шая часть их была выпол­не­на в Гре­ции и восточ­ных про­вин­ци­ях Рим­ской импе­рии.

Во всех этих порт­ре­тах мы видим одни и те же чер­ты, вос­про­из­во­дя­щие, по-види­мо­му, реаль­ный образ: муску­ли­стый торс с широ­ки­ми пле­ча­ми, доволь­но тон­кие руки, округ­лое лицо с пол­ны­ми щека­ми, пух­лые губы, доволь­но круп­ный нос, пря­мые бро­ви. Сле­ду­ет думать, что все порт­ре­ты Анти­ноя вос­хо­дят к одно­му прото­ти­пу. Инди­виду­аль­ные чер­ты иде­а­ли­зи­ро­ва­ны, боль­шин­ство порт­ре­тов пред­став­ля­ет его геро­и­че­ски обна­жен­ным, как гре­че­ско­го атле­та (напри­мер, ста­туя Нацио­наль­но­го музея в Неа­по­ле, один из луч­ших порт­ре­тов Анти­ноя), или в виде како­го-либо гре­че­ско­го боже­ства (напри­мер, ста­туя в Вати­кане, изо­бра­жаю­щая его в обра­зе Дио­ни­са). Одна­ко кра­си­вое юно­ше­ское тело лише­но силы и муже­ства гре­че­ских про­об­ра­зов. Его чув­ст­вен­ная кра­сота соеди­ня­ет­ся с выра­же­ни­ем том­ной гру­сти и какой-то покор­но­сти судь­бе.


Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 58—59, илл. 93.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский греческая мифология mythologia graeca romana дионис dionysus антиной юноша antinous египетская статуя статуи statua statuae вакх вакха бахус бахуса bacchus портрет портреты портретный портретная бог осирис озирис osiris мужской мужская мужчины мужчина в образе виде бога как стоящая мрамор тирс thyrsus плащ тения лента повязка taenia tainia застежка фибула fibula колоссальный колоссальная плющ плющевые листья плюща плющевая hedera шишка strobilus урей с уреем uraeus джованни пьерантони giovanni pierantoni коллекция браски шкатулка ивовая плетеная корзина ликнон мистическая киста циста иакха liknon cista vannus iacchi диониса in formam deorum forma антиноя осириса антиной браски сосновая сосновые шишки sr 4 инв № 256~