Константин I.
Флоренция, Галерея Уффици.
168. Бюст с головой Валента (?) (т. н. Константин) (инв. оп. 1914 № 273)
Италийский мрамор. Высота общая 0,39 м; античной части 0,21 м.
Современная реставрация: нос, правая часть верхней губы, уши, части подбородка (восполнены гипсом). Трещина, начинающаяся под подбородком и проходящая по правой половине шеи до верха головы заполнена гипсом и покрыта штукатуркой. Голова установлена на небольшой бюст современной работы из белого мрамора. На цоколе белого мрамора имеется табличка с надписью CONSTANTINVS M. Следы повреждений на голове, полученные при пожаре в 1762 г. (Pelli), не определяются; возможно, они были удалены при чистке поверхности.
Достоверных сведений об истории данного портрета до его поступления в Галерею не имеется. Известно, что в 1704 г. он присутствовал в Галерее. Из упомянутого выше сообщения G. Pelli следует, что в 1762 г. бюст находился в северной части III коридора Галереи. С другой стороны, согласно записи в архиве Галереи Уффици, XIV, приведенной в ссылке («…и голова императора с диадемой на голове и накидкой на плечах»), голова могла поступить в Галерею в 1781 г. при перемещении предметов искусства с виллы Антимино и Пратолино. На протяжении предшествовавших 20 лет голова могла отсутствовать в Галерее, будучи временно перемещенной из нее, как и многие другие предметы. В XIX в. она была установлена в III коридоре, где находится и поныне.
Dütschke был согласен с традиционной идентификацией головы как портрета Константина Великого. J. Bernoulli на основании стиля и типа диадемы исключил возможность такой идентификации и принял атрибутацию P. Arndt’а, который определил, что это голова Валентиниана I (Amelung и Hekler считали это утверждение спорным), отмечая при этом трудности идентификации, особенно при сравнении с изображениями на монетах. Недавно к этой проблеме вернулись
Billedt — Tillaeg till Billedtavler af antieke Kunstvaerker, Ny-Carlsberg Gliptotek, København, 1907—
Delbrück, KPortr — R. Delbrück, Spätantike Kaiserporträts von Konstantin der Grosse bis zum Ende des Westreiches, Berlin 1935.
NyCSculpt — F. Poulsen, Ny Carlsberg Glyptotek, Ancient Sculpture, Copenhagen 1951.
Stilphasen — A. Rumpf, Stilphasen der spätantiken Kunst, Köln — Opladen, 1957.
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, III, Leipzig, 1878, 216;
H. Brunn, P. Arndt, Griechische und römische Porträts, München, 1891 e ss., 84—
Bemoulli, RIk, II, 3, pp. 219 e 252, tav. LI;
W. Amelung, Führer durch die Antiken in Florenz, München, 1897, 102;
A. Hekler, Die Bildniskunst der Griechen und Römer, Stuttgart 1912, 307;
F. Poulsen, Ny Carlsberg Glyptotek, Ancient Sculpture, Copenhagen 1951, p. 536;
R. Delbrück, Spätantike Kaiserporträts von Konstantin der Grosse bis zum Ende des Westreiches, Berlin 1935, p. 184, tavv. 82—
H. P. L’Orange, Studien zur Geschichte des spätantiken Porträts, Oslo, 1933, pp. 63, n. 4 e 64;
B. M. Felletti Maj, Museo Nazionale Romano, I ritratti, Roma, 1953, n. 319, p. 160;
A. Rumpf, Stilphasen der spätantiken Kunst, Köln — Opladen, 1957, p. 42, tav. 37, fig. 173;
G. A. Mansuelli, Sculture antiche degli Uffizi, Milano, 1958, tav. XXXI;
Floriani Squarciapino, Bullettino della Commissione Archeologica comunale, Roma, LXXII, 1946—
Documenti:
1781: Archivio della Galleria degli Uffizi, XIV, 7 (10 febbraio): (materiali conferiti dalle ville di Antimino e Pratolino) …e una testa d’Imperatore col diadema in testa e panno alle spalle, 178.
1786: Archivio della Galleria degli Uffizi, XIX: (inv. di riscontro 1769, II, 113).
Fot.: Sopr. Gall. 5657, 5659, 113141, 113142.
© 1961 г. Текст: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte II. Istituto Poligrafico dello Stato. Roma, 1961. P. 129—130, cat. no. 168, ill. 169 a, b.
© 2018 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.