210—220 гг. н. э.
Выс. 1 м; дл. 2,14 м; шир. 1,06 м.Инв. № A 8 est.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг с центральными воротами, орнаментом стригилато и фигурами покойных по краям.
210—220 гг. н. э.
Выс. 1 м; дл. 2,14 м; шир. 1,06 м.
Пиза, Кампосанто.
A 8 est.
Выс. 1,00 м; дл. 2,14 м.; шир. 1,06 м. Из Скуоле-ди-Сан-Микеле-ин-Борго.
Без крышки. На фронтальной стороне изображены ворота с прямоугольными панелями, на которых расположены гении, символизирующие Времена года с символами, такими как pedum, серп и животное на плечах; ворота фланкированы колоннами с композитными капителями, гладкими фустами и профилированными базами; над воротами архитрав, составленный из листелей, и треугольный тимпан, скаты его образованы листелями и оформлены по краям акротериями. В центре тимпана имеется крест, который повторяется на его вершине.
По краям панели гладкие колонны с композитными капителями отграничивают пространства, задний план которых оформлен растянутым занавесом (parapetasma). Слева стоит женская фигура в тоге и накидке, лицо ее полностью стерто и заглажено, рука согнута в локте; справа сходная мужская фигура в тоге с широким синусом, лицо сильно повреждено, у ног лежит груда свитков.
На левой боковой панели изображены два грифа, обращенные друг к другу, между которыми находится удлиненная изящная траурная амфора. На правой боковой панели низким рельефом изображен крылатый Пегас с поднятыми вверх передними ногами. Под ним находится таз, вероятно, бронзовый, с ручками, изогнутыми вверх. Грифы или крылатые сфинксы на саркофагах с Временами года встречаются довольно часто, например, на пизанском саркофаге (№ 36 Papini), на двух саркофагах Претекстата (Wilpert III табл. 276, 2—
О значении грифонов в траурном искусстве см. также A. M. Bisi, Il Grifone (Roma 1965). Грифон, являясь персонажем восточного происхождения, в эпоху империи перекочевал в галло-римское искусство; это же касается и образа сфинкса в погребальном искусстве.
Фронтальная панель представляет собой смесь разных типов саркофагов: стригилато, с фигурами покойных по краям на фоне parapetasma, с центральными воротами. Сходное изображение первого мотива можно видеть на саркофаге во дворе Капитолийских музеев, у которого в центральном овале видна фигурка Виктории, а по краям от прямоугольного картуша расположены сцены охоты. На саркофагах в музеях Остии и Лиона, на пьяцца Моргана в Риме и во дворце Консерваторов можно видеть сходные фигуры покойных. Другой тип — с воротами гробницы в центре рельефа — представлен также на саркофаге в палаццо Колонна, где четыре панели ворот украшены изображениями створок, ключа, замка и танцующей фигуры; в палаццо Таверна (со створками, ключом и замком на четырех панелях ворот); в музее Сан Мартино в Неаполе (панели с изображениями зеркал без украшений); в Дженанцо вилла Рина (с панелями, несущими изображения масок Горгоны и львов; двери полуоткрыты); в палаццо Барберини (с четырьмя панелями, декорированными львиными масками вогнутыми панелями без декора над карнизом); в кафедральном соборе Генуи (четыре панели, украшенные масками львов и силенов, ключом и замком); в американской церкви на виа Национале в Риме (четыре декорированные панели); на виа делла Скрофа, 39 в Риме; в крипте кафедрального собора в Палермо, ныне в Национальном музее; в базилике Сан Гавино ди Порто Торрес; в тунисском музее Бардо (с четырьмя панелями, украшенными концентрическими прямоугольниками); в кафедральном соборе Палермо (с гладкими панелями и декоративными шайбами на перекрестьях косяков).
Относительно датировки саркофага следует отметить, что ее можно установить по стилю изображения и прическе женской фигуры. Косые складки сложного одеяния, в особенности, прическа с двумя мягкими массивными прядями, обрамляющими лицо, напоминают более изображения Юлии Домны, чем Юлии Маммеи; мы датируем саркофаг приблизительно 210—
Dütschke n. 146;
Lasinio tavv. XXI—
Altmann p. 18;
Papini p. 28 n. 41;
Hanfmann II p. 6 n. 16, p. 163 n. 316; e I p. 230, 232.
© 1977 г. Текст: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 59—60, cat. A 8 est.
© 2014 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.