Начало III в. н. э.Инв. № A 183.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг с орнаментом стригилато и центральными воротами (фронтальная панель).
Начало III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
15. Передняя стенка стригильного саркофага с порталом (илл. 38—39)
Инв. № А. 183.
Размеры: выс. 1,31 м, дл. 2,34 м.
Материал: крупнозернистый белый мрамор с широкими серыми полосами.
Происхождение: поступил в Эрмитаж в 1851 г. из Академии художеств.
Состояние: Составлен из двух кусков, линия разлома проходит справа от портала. Восстановлены заплатки на карнизе и нижний угол левого крыла портала.
Литература: О. Ф. Вальдгауер, Государственный Эрмитаж. Античная скульптура, Петроград 1923. С. 153 № 385, илл.
Речь идет о передней стенке саркофага, слегка выдающийся вперед карниз и цоколь которого украшены орнаментом из киматия и астрагала, а также побегом аканта. Посередине находится портал с двумя витыми полуколоннами по сторонам и треугольным профилированным фронтоном, украшенным орнаментом из иоников и киматием, а также листьями аканта, над ним в тимпане изображены два голубя перед корзиной с фруктами. На скатах фронтона между антефиксом и акротериями представлены гиппокампы. В верхней части слегка приоткрытых створок портала изображены два времени года в виде симметрично расположенных фигур путти с наполненными фруктами корзинами у их ног. Гений слева держит в руке птиц и олицетворяет зиму, гений справа держит виноградную гроздь, так что в нем можно узнать осень. На нижних дверных панелях расположены львиные маски. Остальная поверхность стенки заполнена стригильным орнаментом, фланкированным по углам каннелированными колоннами.
Работа выполнена очень тщательно, поверхность сильно отполирована, причем для фигур и орнаментов очень часто использовалось сверло.
Эрмитажный рельеф принадлежит к так называемым архитектурным саркофагам, изготовление которых началось в Риме под малоазийским влиянием1. Особенностью римских образцов является то, что портал с боковых стенок был перемещен в центр фронтальной стенки. Эти саркофаги отличаются архитектурной композицией, отсутствующей у остальных римских саркофагов с. 43. Но по сравнению с малоазийскими саркофагами их исполнение более суховатое и плоскостное.
Обычно в композицию римских архитектурных саркофагов включаются изобразительные элементы, чаще всего портреты умерших. Однако на рельефе из Эрмитажа доминирующий элемент образуют портал и украшающие его гении времен года, а также львиные маски. Наряду с масками горгон маски с львиными головами — излюбленные апотропейные изображения на «Вратах Гадеса»2. Что же касается времен года, то они со второй четверти третьего столетия целиком и полностью входят в репертуар саркофажной скульптуры3. В этот период гении времен года в юношеском образе изображаются на боковых стенках. На данном рельефе гении времен года трактуются еще в образе путти, согласно эллинистической традиции, и занимают второстепенное место на панелях ворот, дополняя потустороннюю символику рельефа. Характерно, что изображаются только времена года, символизирующие смерть, а именно — осень и зима.
Ближайшая аналогия — саркофаг в Палаццо Барберини4.
Римская работа. Конец II века.
Информация: музейная аннотация.
© 1979 г. Описание: Saverkina I. I. Römische Sarkophage in der Ermitage. Akademie-Verlag, Berlin, 1979. S. 42—43, Kat. Nr. 15, Taf. 38—39.
© 2018 г. Перевод с нем. О. Л. Жалейко под ред. Г. Ранге.