Саркофаг с орнаментом стригилато и центральными воротами (фронтальная панель)
Мрамор.
Начало III в. н. э.
Инв. № A 183.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с орнаментом стригилато и центральными воротами (фронтальная панель).

Мрамор.
Начало III в. н. э.
Инв. № A 183.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Посту­пил в Эрми­таж в 1851 г. из Ака­де­мии худо­жеств.

Описание:

15. Пере­д­няя стен­ка стри­гиль­но­го сар­ко­фа­га с пор­та­лом (илл. 38—39)

Инв. № А. 183.

Раз­ме­ры: выс. 1,31 м, дл. 2,34 м.

Мате­ри­ал: круп­но­зер­ни­стый белый мра­мор с широ­ки­ми серы­ми поло­са­ми.

Про­ис­хож­де­ние: посту­пил в Эрми­таж в 1851 г. из Ака­де­мии худо­жеств.

Состо­я­ние: Состав­лен из двух кус­ков, линия раз­ло­ма про­хо­дит спра­ва от пор­та­ла. Вос­ста­нов­ле­ны заплат­ки на кар­ни­зе и ниж­ний угол лево­го кры­ла пор­та­ла.

Лите­ра­ту­ра: О. Ф. Вальд­гау­ер, Государ­ст­вен­ный Эрми­таж. Антич­ная скульп­ту­ра, Пет­ро­град 1923. С. 153 № 385, илл.

Речь идет о пере­д­ней стен­ке сар­ко­фа­га, слег­ка выдаю­щий­ся впе­ред кар­низ и цоколь кото­ро­го укра­ше­ны орна­мен­том из кима­тия и аст­ра­га­ла, а так­же побе­гом акан­та. Посе­редине нахо­дит­ся пор­тал с дву­мя виты­ми полу­ко­лон­на­ми по сто­ро­нам и тре­уголь­ным про­фи­ли­ро­ван­ным фрон­то­ном, укра­шен­ным орна­мен­том из иони­ков и кима­ти­ем, а так­же листья­ми акан­та, над ним в тим­пане изо­бра­же­ны два голу­бя перед кор­зи­ной с фрук­та­ми. На ска­тах фрон­то­на меж­ду анте­фик­сом и акро­те­ри­я­ми пред­став­ле­ны гип­по­кам­пы. В верх­ней части слег­ка приот­кры­тых ство­рок пор­та­ла изо­бра­же­ны два вре­ме­ни года в виде сим­мет­рич­но рас­по­ло­жен­ных фигур пут­ти с напол­нен­ны­ми фрук­та­ми кор­зи­на­ми у их ног. Гений сле­ва дер­жит в руке птиц и оли­це­тво­ря­ет зиму, гений спра­ва дер­жит вино­град­ную гроздь, так что в нем мож­но узнать осень. На ниж­них двер­ных пане­лях рас­по­ло­же­ны льви­ные мас­ки. Осталь­ная поверх­ность стен­ки запол­не­на стри­гиль­ным орна­мен­том, флан­ки­ро­ван­ным по углам кан­не­ли­ро­ван­ны­ми колон­на­ми.

Работа выпол­не­на очень тща­тель­но, поверх­ность силь­но отпо­ли­ро­ва­на, при­чем для фигур и орна­мен­тов очень часто исполь­зо­ва­лось свер­ло.

Эрми­таж­ный рельеф при­над­ле­жит к так назы­вае­мым архи­тек­тур­ным сар­ко­фа­гам, изготов­ле­ние кото­рых нача­лось в Риме под мало­азий­ским вли­я­ни­ем1. Осо­бен­но­стью рим­ских образ­цов явля­ет­ся то, что пор­тал с боко­вых сте­нок был пере­ме­щен в центр фрон­таль­ной стен­ки. Эти сар­ко­фа­ги отли­ча­ют­ся архи­тек­тур­ной ком­по­зи­ци­ей, отсут­ст­ву­ю­щей у осталь­ных рим­ских сар­ко­фа­гов с. 43. Но по срав­не­нию с мало­азий­ски­ми сар­ко­фа­га­ми их испол­не­ние более сухо­ва­тое и плос­кост­ное.

Обыч­но в ком­по­зи­цию рим­ских архи­тек­тур­ных сар­ко­фа­гов вклю­ча­ют­ся изо­бра­зи­тель­ные эле­мен­ты, чаще все­го порт­ре­ты умер­ших. Одна­ко на релье­фе из Эрми­та­жа доми­ни­ру­ю­щий эле­мент обра­зу­ют пор­тал и укра­шаю­щие его гении вре­мен года, а так­же льви­ные мас­ки. Наряду с мас­ка­ми гор­гон мас­ки с льви­ны­ми голо­ва­ми — излюб­лен­ные апотро­пей­ные изо­бра­же­ния на «Вра­тах Гаде­са»2. Что же каса­ет­ся вре­мен года, то они со вто­рой чет­вер­ти третье­го сто­ле­тия цели­ком и пол­но­стью вхо­дят в репер­ту­ар сар­ко­фаж­ной скульп­ту­ры3. В этот пери­од гении вре­мен года в юно­ше­ском обра­зе изо­бра­жа­ют­ся на боко­вых стен­ках. На дан­ном релье­фе гении вре­мен года трак­ту­ют­ся еще в обра­зе пут­ти, соглас­но элли­ни­сти­че­ской тра­ди­ции, и зани­ма­ют вто­ро­сте­пен­ное место на пане­лях ворот, допол­няя поту­сто­рон­нюю сим­во­ли­ку релье­фа. Харак­тер­но, что изо­бра­жа­ют­ся толь­ко вре­ме­на года, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие смерть, а имен­но — осень и зима.

Бли­жай­шая ана­ло­гия — сар­ко­фаг в Палац­цо Бар­бе­ри­ни4.

Рим­ская работа. Конец II века.

И. И. Савер­ки­на
1C. R. Morey, The Sarcophagus of Claudia Antonia Sabina and the Asiatic Sarcophagi (= Sardis, Publications of the American Society for the Excavations of Sardis, vol. V, 1), Princeton/N. J. 1924. P. 56.

2Zur apotropäischen Bedeutung vgl. M. Lawrence, AJA. 62, 1958, S. 274.

3F. Matz, Ein römisches Meisterwerk. Der Jahreszeitensarkophag Badminton-New York (= JdI-EH 19), Berlin 1958. S. 142.

4Enciclopedia dell’arte antica classica e orientale VII, Roma 1966, S. 28 Abb. 42 s. v. sarcofago (F. Matz).

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 1979 г. Описание: Saverkina I. I. Römische Sarkophage in der Ermitage. Akademie-Verlag, Berlin, 1979. S. 42—43, Kat. Nr. 15, Taf. 38—39.
© 2018 г. Перевод с нем. О. Л. Жалейко под ред. Г. Ранге.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф мифология mythologia romana саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi времена года время сезон мифологический мифологические с мифами мифом миф о стригильный саркофаг-стригилато стригиллато strigilato мрамор центральные ворота львиные протомы львиная протома маска колонна колонны инв № a 183