Ок. 180 г. н. э.
Выс. 0,93 м, с крышкой 1,05 м; дл. 2,40 м; шир. 1,04 м; дл. крышки 2,58 м.Инв. № С 9 est.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите.
Ок. 180 г. н. э.
Выс. 0,93 м, с крышкой 1,05 м; дл. 2,40 м; шир. 1,04 м; дл. крышки 2,58 м.
Пиза, Кампосанто.
C 9 est.
Выс. 0,93 м, с крышкой 1,05 м; дл. 2,40 м; шир. 1,04 м; дл. крышки 2,58 м.
Ранее находился у южной стороны Дуомо рядом с воротами.
Саркофаг прямоугольной формы, крышка выступает по длине за его пределы.
[Описание фронтального рельефа]
В левой части на заднем плане изображено здание с треугольным фронтоном и пилястрами коринфского ордера (правая капитель едва угадывается). Слева стоит женская фигура, закутанная в одежды; ее взгляд обращен на главное действующее лицо — женщину, которая сидит в кресле со спинкой и гнутыми подлокотниками, положив ноги на скамеечку с двумя завитками, показанную внизу в профиль. Эти фигуры идентифицируются как Федра и служанка. Федра опустила правую руку на подлокотник трона и устремила напряженный взгляд на сцену перед собой. Внизу рядом с ней стоит, развернувшись фронтально к зрителю, обнаженный ребенок с длинными волосами (лицо и левая нога не сохранились). У ее ног стоит, опираясь на левую ногу и согнув в колене правую, крылатый Эрот. Сбоку и в глубине можно видеть молодую женщину, похожую на первую, и старуху кормилицу с характерной греческой прической и реалистичными чертами лица. На заднем плане развернут большой занавес (parapetasma), на фоне которого, почти в центре, стоит, повернув голову направо, обнаженный эфеб в хламиде, накинутой на левое плечо. Это Ипполит. По его левую руку из-за его фигуры выступает конь, изображенный в профиль; голова коня утрачена до уровня ноздрей. Внизу виднеется пес (морда и правая лапа не сохранились). По левую руку от Ипполита стоит еще один юноша в хламиде, застегнутой на плече. Его скрещенные ноги вызывают ощущение движения в сторону, противоположную его взгляду.
Справа от него виднеется пилястра с каннелюрами, стоящая на базе и являющаяся частью арки; она отделяет предыдущую сцену от следующей, изображающей охоту. Верхняя часть ионического пилястра несет барельефное изображение Виктории в длинном хитоне; справа от нее находится арка, а слева — большой факел.
Далее можно видеть женскую фигуру в короткой хламиде, в сапожках и в шлеме, со щитом в левой руке в глубине на заднем плане. Утрачены предплечье и кисть правой руки, которая касалась торса всадника, скачущего спереди; ее хламида образует дугу над головой и пересекается с развевающейся хламидой всадника. Это Артемида, покровительница Ипполита. Под ногами коней скачет пес с поднятой вверх мордой; ниже него — другой пес с утраченными лапами, а правее — еще один, подмятый кабаном, с мордой, прижатой к земле ногами зверя. На рельефе представлена передняя часть фигуры кабана с широко раскрытой пастью. Зверь изображен в момент, когда он выскакивает из пещеры в скале. Край саркофага оформлен узловатым стволом дерева. Внизу на заднем плане виднеются неровности почвы и кустарники, дополняющие лесной пейзаж, на фоне которого происходит действие.
В правом верхнем углу находится фигура бородатого пастуха, изображенная в две трети; он стоит, прислонившись к дереву левым плечом. Его головной убор определяется как pilos; хламида и короткая накидка оставляют открытым правое плечо.
На левой боковой панели крайне низким рельефом изображен эфеб с охотничьим копьем. Он обнажен, на плечи накинута хламида. За поводья он держит скакуна. Позади него виден пастух с убитым зверем на плечах, в высоких сапожках и в таком же головном уборе, как и пастух на фронтальном рельефе.
На правой панели обнаженный эфеб в хламиде, накинутой на плечи, опирается на копье. Перед ним пастух, похожий на описанного выше, держит копье. Снизу изображен пес на поводке, который, повернув голову, смотрит на пастуха.
Сцена с Федрой в левой части фронтального рельефа точно воспроизводит схемы, представленные на саркофагах Лувра, виллы Джустиниани-Массимо и Спалато, тогда как другая часть рельефа с охотой Ипполита напоминает сцены на саркофагах из Агридженто и из Ленинграда (Robert III, 2 №№ 161, 162, 163; 162, 164). Однако можно утверждать, что все эти группы, когда-то выделенные Robert’ом, происходят из одной общей схемы, несмотря на то, что существуют разные варианты расположения сцены с Федрой (в одних случаях в правой, в других — в левой части рельефа), используются разные элементы архитектоники и занавеса (parapetasma), могут отсутствовать признаки того, что храм на рельефе посвящен Артемиде, как, например, на саркофаге виллы Памфили.
При оценке литературных источников и описания мифа об Ипполите у Эврипида Robert (III, z, p. 169 ss.) высказывал предварительные и основные соображения. Обилие источников, относящихся к мифу, изображенному на саркофаге, заслуживало более внимательного отношения исследователей, чем то, которое им было оказано.
Что же касается общей структуры сцены, то следует отметить, что ее деление центральным пилястром с конической капителью почти полностью повторяется на саркофагах Григорианского светского музея, Сан-Клементе, виллы Дориа Памфили и виллы Джустиниани-Массимо. Однако имеется серьезное отличие в изображении фигуры Федры на нашем саркофаге и на перечисленных выше, за исключением последнего. Только на нашем саркофаге и саркофаге виллы Массимо Федра обращена в сторону Ипполита, устремив на него страстный взгляд, в то время как на всех остальных экземплярах она отвернулась в обратную сторону и прислушивается к советам фигуры, стоящей позади трона. Подобные различия наблюдаются и среди саркофагов за пределами Рима: лишь на саркофагах из палаццо Мадзароса в Лукке, из Капуи и из Лиона героиня повернута к Ипполиту, в то время как на саркофагах в Уффици, Лувре и Беневенто она отвернулась в противоположную сторону. Эти рельефы построены по двум разным схемам, вероятно, соответствующим двум разным поэтическим традициям. Две сцены на торцовых поверхностях обнаруживают определенное сходство с торцовыми сценами саркофага из Лукки, и еще большее сходство с таковыми на саркофаге из Уффици.
Техника изготовления нашего саркофага наилучшим образом соответствует художественным традициям эпохи Адриана-Антонинов; не представляется возможным датировать его позднее 190 г. Наиболее вероятно, он был изготовлен около 180 г., как и другой саркофаг из Латерана, и напоминает саркофаги со сценами мифа об Адонисе, относящиеся к концу эпохи Адриана. Недавно Lawrence датировал его 185—
Robert исчерпывающе описал отношение к этому саркофагу в Средние века. Невозможно не упомянуть о том, что данный саркофаг вдохновлял Никколо Пизано, когда тот создавал амвон Пизанского собора: фигуры Федры и ее кормилицы послужили прототипами Девы Марии, св. Анны, т. н. Экклесии, ангела подле Распятия и девочки с кувшином в сцене Рождества; голова Ипполита угадывается в чертах юноши рядом с первосвященником, товарищ Ипполита на коне послужил моделью для фигуры справа от первосвященника, а кони — для коней в сцене поклонения волхвов.
Dütschke n. 24;
Lasinio tav. LXXIII;
Robert III p. 22 n. 163, 202;
Da Morrona Pisa II p. 293;
Vasari Vite (Michelangelo);
Papini n. 113 p. 74;
Reinach Rep. 114, 3;
Matz Meisterw. p. 159;
H. Sichtermann Späte Endymionsarkophage Baden-Baden 1966 p. 50 abb. 36;
cfr. M. Lawrence in In memoriam Otto J. Brendel Mainz 1976 p. 173 ss. pls. 42, 43 c.
Современная плита под саркофагом (160 × 42 см) содержит надпись, которая, вероятно, является копией древнего оригинала:
+
QUAMVIS PECCATRIX SUM DOMNA VOCATA BEATRIXIN TUMULO MISSA IACEO QUAE COMITISSA A(NNO) D(OMINI) MLXXVI. |
Саркофаг графини Беатриче находился внутри кафедрального собора до 1303 г., когда архитектор Бургундио Тади распорядился переместить его к наружной левой стене большой апсиды; в надписи 1303 г., выбитой там, упоминается это событие, а также год смерти графини Матильды, дочери Беатриче (1115 г.), и перечисляются богатые пожертвования Матильды пизанскому собору. Там же находится другая надпись, выполненная в 1810 г., в которой зафиксировано перемещение саркофага в Кампосанто.
© 1977 г. Текст: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 135—138, cat. C 9 est.
© 2014 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.