220—250 гг. н. э.Инв. № B 1 est.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг-ленос с орнаментом стригилато и ростовыми портретами покойных в эдикуле (т. н. «Саркофаг братьев») — фронтальная панель.
220—250 гг. н. э.
Пиза, Кампосанто.
B 1 est.
Выс. 1,285 м; дл. 2,65 м; шир. 1,43 м. Из «раскопок в Леванте».
Саркофаг в форме lenos или давильни для винограда; на тыльной стенке изображены две большие маски в форме львиных голов с кольцами, висящими из пастей. Фронтальная стенка по краям от эдикулы, расположенной в центре, покрыта волнистым орнаментом стригилато; сверху стригили упираются в карниз, составленный из набора листелей, толщина которых уменьшается в направлении сверху вниз. В нижней части левой стороны карниза имеется средневековая надпись.
Создается впечатление, что орнамент стригилато сохранился от первоначального варианта декора, когда он покрывал поверхность полностью. Слева, в выемке глубиной около 6 см, стоит женская фигура, полностью покрытая одеждами, со стертыми чертами лица; она одета в тунику и накидку, ниспадающую с плеча и скрывающую левую руку, тогда как правая, согнутая в локте, лежит на груди под накидкой. Складки туники выполнены глубокими, а накидки, наоборот, мелкими. Прическа пышными массами волос спускается по сторонам вдоль шеи; она относится приблизительно к середине III в.
В центре внутри храма с боковыми акротериями в форме пальметт и центральным, частично поврежденным, фланкированного витыми колоннами с композитными капителями, стоят две мужские фигуры. Мужчина слева полуобернулся в правую сторону. Он одет в просторную тогу с обширным синусом; на ногах сапожки; в левой руке он держит свиток. Второй персонаж чуть выше ростом первого, одет в тогу с идущей наискось крупной жесткой центральной складкой (umbo); на ногах сапожки. В левой руке, от которой осталась лишь верхняя часть, он, возможно, держал какой-то атрибут. На земле справа и слева от них видны связки пергаментных свитков. Лица безбородые, худощавые (так в тексте: ит. i volti consunti — изможденные, изнуренные лица — И. Ш.). В центре между ними находится средневековый герб.
На правом краю в такой же нише, как и слева, стоит бородатая мужская фигура. Мужчина одет в воинский сагум и панцирь, на ногах высокие сапожки. В правой руке, сохранившейся выше предплечья, он, предположительно, держал какой-то атрибут. Также и здесь орнамент стригилато обрывается, уступая место персонажу на фигурном пьедестале.
На тыльной панели две львиные маски, разнесенные друг от друга на 1,17 м, держат в зубах по бронзовому кольцу.
Особое значение данного саркофага, в декоре которого львиные маски с кольцами сочетаются с изображением храма с фигурами покойных в центре и двумя фигурами (мужской и женской) в скругленных углах леноса, обусловлено относительно хорошо сохранившимися портретами двух центральных фигур (лица боковых персонажей сохранились значительно хуже). Центральные фигуры вызывают в памяти характерные черты лучших портретов Гордиана III (Felletti-Mai tav. XVII, 56, 58, 57, 61—
Наш саркофаг может быть датирован с точностью до трех десятилетий 220—
Надпись вверху слева (48 × 4 см) относится к XIV в.
(Гробница семейства Фалькони — И. Ш.)
Герб семейства Фалькони (14,5 × 12,5 см) представлен щитом с шахматным полем. Он расположен между головами центральных фигур. Состоятельное купеческое семейство Фалькони было известно в Пизе в XIII—
P. S. Reinsberg высказал предположение, что саркофаг был заказан родителями для двух своих сыновей, умерших раньше отца и матери. Об этом свидетельствуют портретные изображения молодых людей. Позднее в этом же саркофаге должны были быть похоронены и сами родители, изображения которых с заготовками для портретов фланкируют фронтальную панель. Таким образом, данный саркофаг является семейным и был выполнен по индивидуальному заказу. — И. Ш.
© 1977 г. Текст: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 113—114, cat. B 1 est.
© 2014 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.