Каракалла, [Плавциан и Плавцилла]
Рельеф внутренней стороны западного пилона арки аргентариев на Бычьем форуме.
Мрамор. 204 г.
Рим, Арка аргентариев Фото: И. А. Шурыгин

Каракалла, [Плавциан и Плавцилла].

Рельеф внутренней стороны западного пилона арки аргентариев на Бычьем форуме.
Мрамор. 204 г.

Рим, Арка аргентариев.

Описание:
Фигу­ра Кара­кал­лы в тоге явля­ет­ся един­ст­вен­ным порт­ре­том, сох­ра­нив­шим­ся на запад­ной пане­ли арки. Он изо­бра­жен фрон­таль­но у лево­го (так в тек­сте — И.Ш.) края релье­фа. Пра­вой рукой он под­но­сит пате­ру к огню на алта­ре, а в левой дер­жит сви­ток (rotulus). Зна­чи­тель­ная часть релье­фа по пра­вую руку от Кара­кал­лы совер­шен­но пуста, но при этом при­под­ня­та над зад­ним пла­ном; поверх­ность этой части обра­бота­на гру­бо — при­зна­ки того, что в дан­ном месте нахо­ди­лись две фигу­ры, кото­рые впо­след­ст­вии были сте­са­ны. Высо­кая сте­сан­ная фигу­ра явля­лась изо­бра­же­ни­ем Плав­ци­а­на, тестя Кара­кал­лы, тогда как более низ­кая пред­став­ля­ла Плав­цил­лу, супру­гу Кара­кал­лы и дочерь Плав­ци­а­на. В сво­ем исход­ном виде ком­по­зи­ция запад­ной пане­ли с тре­мя тес­но свя­зан­ны­ми друг с дру­гом чле­на­ми семьи состав­ля­ла пару с про­ти­во­по­лож­ной, восточ­ной пане­лью с изо­бра­же­ни­я­ми Сеп­ти­мия Севе­ра, Юлии Дом­ны и Геты (так­же впо­след­ст­вии сте­сан­но­го). Кара­кал­ла, как и его отец на про­ти­во­по­лож­ной пане­ли, был изо­бра­жен с пок­ры­той голо­вой (capite velato). Следы склад­ки тоги, пок­ры­вав­шей голо­ву, до сих пор мож­но видеть над его пра­вым пле­чом, рав­но как и следы после­дую­щей пере­ра­бот­ки, хоро­шо замет­ные над его голо­вой. Уни­что­же­ние фигу­ры Плав­ци­а­на, сто­яв­ше­го вплот­ную к Кара­кал­ле спра­ва, при­ве­ло к повреж­де­нию этой склад­ки, и ее при­шлось пол­но­стью уда­лить. В резуль­та­те Кара­кал­ла ока­зал­ся пред­став­лен­ным в совер­шен­но непо­до­баю­щем виде, вопре­ки рим­ским рели­ги­оз­ным обы­ча­ям совер­шаю­щим жерт­во­при­но­ше­ние с обна­жен­ной голо­вой (capite aperto). При этом голо­ва Сеп­ти­мия Севе­ра на про­ти­во­по­лож­ном релье­фе, как это и пола­га­лось, пок­ры­та (capite velato).

MUTILATION AND TRANSFORMATION. Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture.
By Eric R. Varner BRILL/LEIDEN • BOSTON 2004 P. 162—163. (пер. с англ. И. Ш.).


Литература:
MUTILATION AND TRANSFORMATION. Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture.
By Eric R. Varner BRILL/LEIDEN • BOSTON 2004 P. 162—163.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: архитектура architectura рим арка аргентариев менял ювелиров на бычьем форуме велабре arcus argentariorum monumentum портрет портреты портретный портретная римский имперский династия северов северы domus severana император каракалла септимий бассиан каракалл каракаллы imperator lucius septimius bassianus caracalla гай фульвий плавциан плавтиан caius gaius fulvius plautianus фульвия плавцилла плавтилла fulvia plautilla скульптура скульптурный sculptura римская римские рельеф мрамор damnatio memoriae тога тогатус toga togatus патера patera алтарь ara свиток