Септимий Север, Юлия Домна [и Гета]
Рельеф внутренней стороны восточного пилона арки аргентариев на Бычьем форуме.
Мрамор. 204 г.
Рим, Арка аргентариев Фото: И. А. Шурыгин

Септимий Север, Юлия Домна [и Гета].

Рельеф внутренней стороны восточного пилона арки аргентариев на Бычьем форуме.
Мрамор. 204 г.

Рим, Арка аргентариев.

Описание:
Все изо­бра­же­ния Геты и эпи­гра­фи­че­ские упо­ми­на­ния о нем на арке Арген­та­ри­ев были уни­что­же­ны так же, как это было сде­ла­но в отно­ше­нии Плав­ти­а­на и Плав­тил­лы.
Рельеф­ный порт­рет Геты был без­жа­лост­но сте­сан. Уже в 1690 г. Джо­ван­ни Бел­ло­ри рас­по­знал, что неук­лю­жее изо­бра­же­ние низ­ким релье­фом левой поло­ви­ны фигу­ры Юлии Дом­ны и про­стран­ства сле­ва от нее на внут­рен­ней сто­ро­ны восточ­но­го пило­на арки явля­ют­ся послед­ст­ви­ем сти­ра­ния неко­ей фигу­ры. В нынеш­нем ее виде панель несет изо­бра­же­ния Сеп­ти­мия Севе­ра capite velato, совер­шаю­ще­го жерт­во­при­но­ше­ние на алта­ре, сто­я­щем по левую руку от него. Юлия Дом­на с пок­ры­той голо­вой сто­ит сле­ва от импе­ра­то­ра, под­няв пра­вую руку над алта­рем (dextra elata) и плот­но при­жав к туло­ви­щу левую руку. В пра­вом верх­нем углу пане­ли вид­на верх­няя часть каду­цея. Гру­бо обра­ботан­ная поверх­ность кам­ня, обра­зу­ю­щая пустое про­стран­ство под каду­це­ем, изна­чаль­но была заня­та рельеф­ной фигу­рой Геты. Он, веро­ят­но, был изо­бра­жен как камилл (camillus), при­слу­жи­ваю­щий отцу при совер­ше­нии обряда. После уни­что­же­ния фигу­ры Геты левая сто­ро­на фигу­ры Юлии Дом­ны под­верг­лась неуме­лой пере­ра­бот­ке, в резуль­та­те кото­рой высота релье­фа этой части ока­за­лась зна­чи­тель­но ниже верх­ней поло­ви­ны ее туло­ви­ща, голо­вы и пра­вой руки. Кро­ме того, ее левая рука и кисть ста­ли замет­но коро­че и мень­ше пра­вых, а так­же рук Сеп­ти­мия Севе­ра. Несо­об­раз­но­сти, появив­ши­е­ся на релье­фе арки арген­та­ри­ев после его пере­ра­бот­ки, напо­ми­на­ют ало­гич­ное про­дле­ние сту­пе­ней хра­ма на пане­ли с изо­бра­же­ни­ем три­ум­фа Мар­ка Авре­лия, с кото­рой была уда­ле­на фигу­ра Ком­мо­да.

MUTILATION AND TRANSFORMATION. Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture.
By Eric R. Varner BRILL/LEIDEN • BOSTON 2004 P. 177—178. (пер. с англ. И. Ш.).


Литература:
MUTILATION AND TRANSFORMATION. Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture.
By Eric R. Varner BRILL/LEIDEN • BOSTON 2004 P. 177—178.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: архитектура architectura рим арка аргентариев менял ювелиров на бычьем форуме велабре arcus argentariorum monumentum портрет портреты портретный портретная женский женщины женщина рельеф рельефы рельефный мужской мужская мужчины мужчина имперский римский император гета геты imperator geta династия северов северы domus severana септимий север септимия севера septimius severus римская императрица юлия домна julia domna iulia pia скульптура скульптурный sculptura римские мрамор damnatio memoriaeтога тогатус toga togatus патера patera алтарь ara жертвенное возлияние свиток