Септимий Север, Юлия Домна [и Гета]
Рельеф внутренней стороны восточного пилона арки аргентариев на Бычьем форуме.Мрамор. 204 г.Рим, Арка аргентариев Фото: И. А. Шурыгин
Септимий Север, Юлия Домна [и Гета].
Рельеф внутренней стороны восточного пилона арки аргентариев на Бычьем форуме.
Мрамор. 204 г.
Мрамор. 204 г.
Рим, Арка аргентариев.
Описание:
Все изображения Геты и эпиграфические упоминания о нем на арке Аргентариев были уничтожены так же, как это было сделано в отношении Плавтиана и Плавтиллы.
Рельефный портрет Геты был безжалостно стесан. Уже в 1690 г. Джованни Беллори распознал, что неуклюжее изображение низким рельефом левой половины фигуры Юлии Домны и пространства слева от нее на внутренней стороны восточного пилона арки являются последствием стирания некоей фигуры. В нынешнем ее виде панель несет изображения Септимия Севера capite velato, совершающего жертвоприношение на алтаре, стоящем по левую руку от него. Юлия Домна с покрытой головой стоит слева от императора, подняв правую руку над алтарем (dextra elata) и плотно прижав к туловищу левую руку. В правом верхнем углу панели видна верхняя часть кадуцея. Грубо обработанная поверхность камня, образующая пустое пространство под кадуцеем, изначально была занята рельефной фигурой Геты. Он, вероятно, был изображен как камилл (camillus), прислуживающий отцу при совершении обряда. После уничтожения фигуры Геты левая сторона фигуры Юлии Домны подверглась неумелой переработке, в результате которой высота рельефа этой части оказалась значительно ниже верхней половины ее туловища, головы и правой руки. Кроме того, ее левая рука и кисть стали заметно короче и меньше правых, а также рук Септимия Севера. Несообразности, появившиеся на рельефе арки аргентариев после его переработки, напоминают алогичное продление ступеней храма на панели с изображением триумфа Марка Аврелия, с которой была удалена фигура Коммода.
Рельефный портрет Геты был безжалостно стесан. Уже в 1690 г. Джованни Беллори распознал, что неуклюжее изображение низким рельефом левой половины фигуры Юлии Домны и пространства слева от нее на внутренней стороны восточного пилона арки являются последствием стирания некоей фигуры. В нынешнем ее виде панель несет изображения Септимия Севера capite velato, совершающего жертвоприношение на алтаре, стоящем по левую руку от него. Юлия Домна с покрытой головой стоит слева от императора, подняв правую руку над алтарем (dextra elata) и плотно прижав к туловищу левую руку. В правом верхнем углу панели видна верхняя часть кадуцея. Грубо обработанная поверхность камня, образующая пустое пространство под кадуцеем, изначально была занята рельефной фигурой Геты. Он, вероятно, был изображен как камилл (camillus), прислуживающий отцу при совершении обряда. После уничтожения фигуры Геты левая сторона фигуры Юлии Домны подверглась неумелой переработке, в результате которой высота рельефа этой части оказалась значительно ниже верхней половины ее туловища, головы и правой руки. Кроме того, ее левая рука и кисть стали заметно короче и меньше правых, а также рук Септимия Севера. Несообразности, появившиеся на рельефе арки аргентариев после его переработки, напоминают алогичное продление ступеней храма на панели с изображением триумфа Марка Аврелия, с которой была удалена фигура Коммода.
MUTILATION AND TRANSFORMATION. Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture.
By Eric R. Varner BRILL/LEIDEN • BOSTON 2004 P. 177—
Литература:
MUTILATION AND TRANSFORMATION. Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture.
By Eric R. Varner BRILL/LEIDEN • BOSTON 2004 P. 177—178.
By Eric R. Varner BRILL/LEIDEN • BOSTON 2004 P. 177—
Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.