Мрамор. 310—320 гг. н. э.
Выс. 0,75 м; дл. 2,25 м; шир. 0,91 м.Инв. № A 4 int.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг со сценами охоты.
Мрамор. 310—320 гг. н. э.
Выс. 0,75 м; дл. 2,25 м; шир. 0,91 м.
Пиза, Кампосанто.
A 4 int.
Выс. 0,75 м; дл. 2,25 м; шир. 0,91 м.
Из монастыря капуцинов.
Саркофаг прямоугольной формы с массивной крышкой. В центре конный охотник в тунике и хламиде поражает копьем дикого кабана. Справа и слева от него находятся две группы охотников. Справа два охотника на конях преследуют оленя, пытающегося скрыться; в его спину вцепилась зубами собака. Другой олень, изображенный над первым, выходит из леса, представленного лиственным деревом на краю рельефа. Возможно также, что эта группа отделена от центральной изображениями дерева и входа в пещеру.
Слева три охотника на конях с двумя собаками преследуют двух онагров. Под ними изображены бегущий заяц и лежащий на земле убитый олень, а также маленький кабаненок и олененок, тоже убитый. Края левой сцены обозначены двумя деревьями.
На левом торце можно видеть два дерева с пышными кронами, между которыми находится охотник с острым копьем, одетый в хламиду и короткую накидку (одежда долженствует подчеркнуть прохладу гористого пейзажа). Лающий пес привязан за поводок к одному из деревьев; второй пес, тоже привязанный к дереву, повернув морду, смотрит на первого. По крутому склону убегает заяц, а второй охотник, с капюшоном, накинутым на голову, выходит из грота.
На правом торце саркофага два охотника готовятся тронуться с места; один из них с копьем и двумя собаками; другой, одетый лишь в небольшую толстую накидку, поднял вверх правую руку с соколом.
Тематически эта сложная композиция сходна с рельефами саркофагов с батальными сценами. Покойный, изображенный на коне, в развевающейся хламиде, напоминает атакующего генерала в центре сцены сражения. Здесь новый Мелеагр поражает вепря, и, очевидно, охота на оленя и прочих животных расширяет пределы сцены, уподобляя ее сражению.
Тема охоты на кабана очень часто встречается на рельефах саркофагов. Наиболее близким к нашему саркофагу является саркофаг виллы Дориа Памфили (хотя на последнем изображены два эпизода атаки на зверя, справа и слева); больше отличий имеется у саркофагов из палаццо Массимо и виллы Медичи. У саркофагов из Арля, из палаццо Консерваторов и из Национального музея Рима сцена охоты на кабана смещена влево, а правую часть рельефов занимает охота на оленя.
Использование бурава, жесткость складок драпировки, упрощенность схем отдельных групп участников и мелкие иконографические детали лиц охотников центральной сцены позволяют датировать саркофаг довольно поздним временем, 310—
Dütschke n, 163;
Lasinio tav. CXXXIV;
Da Morrona II p. 255;
Papini n. 72 p. 51;
RR III p, 1244 n. 1;
Rodenwaldt in «Röm. Mitt.» 51, 1936 pp. 62, 66;
v. Schoenebeck in «Röm. Mitt.» 51, 1936 pp. 252, 291, 295;
Reschke pp. 377 n. 223, 379, 394 n. 43.
© 1977 г. Описание: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 97—98, cat. A 4 int.
© 2014 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.