Портрет неизвестного (т. н. «Сципион Африканский»)
Черный базальт.
I в. до н. э.
Инв. № 378.Флоренция, Галерея Уффици Фото: И. А. Шурыгин

Портрет неизвестного (т. н. «Сципион Африканский»).

Черный базальт.
I в. до н. э.
Инв. № 378.

Флоренция, Галерея Уффици.

Происхождение:
В гале­рее Уффи­ци с 1704 г.

Описание:

29. БЮСТ С ГОЛОВОЙ НЕИЗВЕСТНОГО (инв. 1914, № 378)

Чер­ный базальт: выс. 0,65 м; антич­ная часть 0,25 м.

Антич­но­го про­ис­хож­де­ния голо­ва со сре­дин­ным и пра­вым отде­ла­ми шеи; рестав­ра­ции не под­вер­га­лись; поверх­ность слег­ка изъ­еде­на, одна­ко не рету­ши­ро­ва­на. Левая часть шеи вос­со­зда­на шту­ка­тур­ной сме­сью, грудь выпол­не­на из зеле­но­го кам­ня из Пра­то. Бюст совре­мен­ной работы: туни­ка беже­вая, накид­ка цве­та лепест­ков пер­си­ка. Цоколь бело­го мра­мо­ра.

Нахо­дил­ся в зале Над­пи­сей (в XIX веке); в насто­я­щее вре­мя на послед­ней пло­щад­ке Боль­шой лест­ни­цы.

Amelung пола­гал, что исполь­зо­ва­ние в каче­стве мате­ри­а­ла чер­но­го мра­мо­ра ука­зы­ва­ет на то, что это изо­бра­же­ние афри­кан­ца, одна­ко чер­там лица не свой­ст­вен­на экзо­тич­ность. Квад­рат­ная гео­мет­рия форм и линей­ность сти­ля, неот­де­ли­мая от ана­ли­ти­че­ско­го реа­лиз­ма, без сомне­ния, обу­слов­ле­ны твер­до­стью кам­ня. Здесь не при­сут­ст­ву­ет син­тез объ­е­мов, нао­бо­рот, фор­мы упро­ще­ны и недо­ста­точ­но струк­ту­ри­ро­ва­ны. B. Schweitzer счи­та­ет этот порт­рет копи­ей кон­ца I в. до н. э. Цвет кам­ня, выбран­ный явно с опре­де­лен­ным деко­ра­тив­ным замыс­лом, воз­мож­но, дол­жен был при­да­вать порт­ре­ту сход­ство с брон­зо­вым ори­ги­на­лом. В любом слу­чае, тот факт, что через неко­то­рое вре­мя после созда­ния ори­ги­на­ла была изготов­ле­на его копия, поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что это порт­рет извест­ной лич­но­сти, либо то, что копия была сде­ла­на по зака­зу чле­на семьи.

Биб­лио­гра­фия:
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, III, Leipzig, 1878, 361;
H. Brunn, P. Arndt, Griechische und römische Porträts, München, 1891 sqq., 208—209;
W. Amelung, Führer durch die Antiken in Florenz, München, 1897, 124;
B. Schweitzer, Die Bildniskunst der römischen Republik, Leipzig, 1948, p. 44, fig. 41;
G. A. Mansuelli, Sculture antiche degli Uffizi, Milano, 1958, tav. XXII.

Фото: H. Brunn, P. Arndt, Griechische und römische Porträts, München, 1891 sqq., 208—209; Sopr. Gall. 102215, 102216.


Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные — музейная аннотация.
© 1961 г. Описание: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte II. Istituto Poligrafico dello Stato. Roma, 1961. P. 42, cat. no. 29, ill. 30 a, b.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский неизвестный неизвестного римлянин публий корнелий сципион африканский публия корнелия сципиона африканского publius cornelius scipio africanus скульптура скульптурный sculptura римская римские бюст голова черный базальт инв № 378