220—230 гг. н. э.
Высота 0,965 м, длина 2,23 м, ширина 0,3 м.Инв. № A 2 est.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг с изображением покойных в клипеусе в окружении Времен года.
220—230 гг. н. э.
Высота 0,965 м, длина 2,23 м, ширина 0,3 м.
Пиза, Кампосанто.
A 2 est.
Высота 0,965 м, длина 2,23 м, ширина 0,3 м.
Дар Рончони (Roncioni).
Фронтальная плита саркофага. Слева стоит крылатая мужская фигура с отсутствующим правым крылом, лицо обращено к центральной группе фигур; внизу слева видна сохранившаяся часть корзинки. Справа от него похожая фигура с раскрытыми крыльями смотрит на предыдущую, образуя симметричную схему. Между ними внизу расположена женская фигура в гиматии, который, ниспадая с плеч, покрывает нижнюю часть тела и оставляет открытыми грудь и живот; туловище развернуто фронтально, ноги показаны в профиль. Ее взгляд направлен к центру саркофага, голова приподнята вверх, волосы длинные, вьющиеся, сзади забраны в узел. Это традиционное изображение Теллус.
По другую сторону от центрального медальона находится такая же пара крылатых мужских фигур с лицами, обращенными друг к другу, обрамленными пышными длинными прядями вьющихся волос, спускающихся на спины. Между правой парой крылатых гениев расположена полуобнаженная бородатая мужская фигура, симметричная женской фигуре на противоположной стороне. Лицо также изображено в три четверти, обнаженное туловище развернуто фронтально, ноги, покрытые гиматием, показаны в профиль. Левая нога согнута и неловким образом расположена между ногами крылатого гения, стоящего рядом с медальоном. Справа от полуобнаженной бородатой мужской фигуры виднеется нос судна и следы фигуры птицы, от которой сохранились только лапки. Без сомнения, это Океан.
Вверху между гениями висят корзинки, полные фруктов и листьев. Внизу под центральным медальоном изображены повозка (плуг? — И. Ш.), в которую впряжена пара быков, и возница, голова которого не сохранилась; впереди идет путник с корзиной. На заднем плане виднеются деревья, внизу лежит опрокинутая корзинка. Крыло крайнего правого гения переходит на боковую поверхность саркофага; видимо, так же изгибалось и несохранившееся крыло крайнего левого гения. В нижней части отдыхает маленькое животное, возможно, кошка.
На выступающей рамке медальона имеется рельефное изображение. Несмотря на плохую его сохранность, уверенно распознаются знаки Зодиака: справа вверху Рыбы, внизу Скорпион, вверху слева Близнецы. Подобное размещение знаков Зодиака на рамке медальона можно видеть также на саркофаге Сассари (Hanfmann n. 492a).
Внутри медальона расположены бюсты. Мужской бюст справа с короткой бородой и волосами, образующими пряди, подровненные ножом, в тоге con tabulatio. Женский бюст находится слева, пышная прическа характерна для III в., сзади накидка изгибается широким полукругом.
Данный саркофаг относится к многочисленной группе с центральным медальоном и четырьмя крылатыми путти, олицетворяющими Времена Года. В эту серию входят саркофаги из виллы Карпенья, Лувра, Кальяри и Дамбартон Оукс (Hanfmann nn. 465, 294, 498 u. 27). Полулежащие фигуры Океана и Теллус встречаются на саркофагах из Иерусалима, Лувра, Ватикана, Карлсбергской глиптотеки, Губбио и Порто (Hanfmann, p. 38), а сцена вспашки хорошо вписывается в общую серию саркофагов, представляющих под медальоном эпизоды из сельской жизни (Hanfmann, II p. 22).
Принято считать, что знаки Зодиака вкупе с полуобнаженными фигурами Теллус и Океана выражают символический апофеоз покойных.
Наш саркофаг, видимо, следует датировать третьей декадой III века; Turcan относит его к 240 году, однако его точка зрения вызывает сомнения; и если женская прическа характерна для конца эпохи Северов, то мужской портрет датируется не столь однозначно и может быть отнесен к более позднему времени, хотя прическа и одежда соответствуют указанному периоду.
Dütschke n. 58;
Papini p. 27 n. 40;
Cumont p. 487 pl. XLVII, 2;
Hanfmann II n. 464;
Matz Meisterwerk pp. 137, 157 tav. 30;
Turcan pp. 50, 303, 597, 606, 613, 616, T IV 8.
© 1977 г. Описание: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 51—53, cat. A 2 est.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.