290—295 гг. н. э.Инв. № A 6 est.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря (фронтальный рельеф).
290—295 гг. н. э.
Пиза, Кампосанто.
A 6 est.
Высота 0,92 м; длина 2 м; ширина 0,85 м.
На крышке саркофага изображена возлежащая супружеская пара. Головы обеих фигур утрачены. Женщина держит в правой руке венок; правое предплечье утрачено, правым плечом она опирается на подушку; ее одеяние удерживается лишь тонким ремешком под грудью. Мужчина держит в левой руке развернутый свиток, а правую положил на плечо супруги.
В правом и левом углах видны остатки фигур крылатых гениев, спящих у краев ложа, голова лебедя.
Правая часть рельефа: пеший охотник, одетый в хламиду, на ногах высокие сапожки, направляется вправо, однако лицо его обращено к зрителю. Рядом с ним всадник в хламиде, под которой виднеется короткий хитон; его лицо обращено к центру рельефа; в правой руке (утрачена) он держит копье, которым поражает кабана в нижнюю часть туловища. Зверь движется справа налево, его туловище и морда полностью выведены на передний план, высота его соответствует длине ног Аталанты. Описанный выше персонаж на коне — это, без сомнения, Кастор, фигуру же справа от него определить затруднительно, хотя правомочным представляется предположение, что это Поллукс.
Героиня одета в короткую, высоко схваченную поясом тунику, в которой обычно изображается Артемида. Туника заканчивается на уровне колен, с длинной складчатой накидкой (apoptygma), а позади нее по сторонам развеваются полы хламиды, подвязанной на талии. Лица этих трех персонажей стерты до исчезновения черт, однако у Аталанты и всадника остались выступы, которые могут являться остатками диадем. Волосы Аталанты завязаны на затылке узлом, из которого спускаются вниз вьющиеся пряди. Слева от Аталанты находится Мелеагр. Его почти полностью обнаженная фигура в хламиде, накинутой на плечи, развернута фронтально; голова не сохранилась. Слева от Мелеагра находится Ойней с копьем, возможно, бородатый, и два персонажа с полностью стертыми лицами; от одного из них остались лишь фрагменты, фигура второго, сильно поврежденная, развернута фронтально и держит щит у левого плеча. У персонажа рядом с Ойнеем голова отсутствует; в правой руке, поднятой вверх, он держит камень, а в левой, также поднятой, щит, который находится позади туловища.
На правой боковой панели высечена низким рельефом мужская фигура в короткой тунике и хламиде. Правой рукой он держит пса на поводке, в левой — изогнутый посох (lagobolon). На левой боковой панели можно видеть бородатую фигуру с длинной тростью на плече, к которой привязан за лапки заяц. Правой рукой охотник держит на поводке собаку. Он одет в тунику, подвязанную на поясе; на ногах высокие сапожки.
Как заметил Роберт, имеется сходство между нашим саркофагом и саркофагом в палаццо Консерваторов, найденным около реки Аньене близ Виковаро (Robert III p. 285; Helbig4 II n. 1526). Это сходство заключается не только в наличии возлежащей пары на крышке, но также и в присутствии Диоскуров (на саркофаге палаццо Консерваторов можно видеть обоих Диоскуров) и Ойнея, а также мужской фигуры со щитом и фигур, заполняющих пустые пространства рельефа. Наблюдается также полная идентичность поз и схемы расположения животных (вепря и собак).
Изящество фигур, определенная схематичность одеяний, и, в то же время, очевидная гармоничность соотношений тел и голов, позволяют отнести наш саркофаг к многочисленной римской продукции, изготовлявшейся с максимальным приближением к аттической традиции. Использование бурава на прическах охотников и шерсти кабана не столь заметно, как на саркофагах середины III в. Можно предположительно датировать саркофаг концом III в., отнеся его, как это предложил Кох, к группе саркофагов, созданных в мастерской, где работали скульпторы, придерживавшиеся аттической или, возможно, азийской традиции; 290—
Dütschke n. 117;
Lasinio tav. LXXXVI;
Robert III p. 288 n. 223;
Papini n. 74 p. 52;
Carli-Arias p. 24;
Reinach III p. 115 n. 2;
Rodenwaldt in «Jahrb. arch. Inst.» 55, 1940 p. 52;
Gerke p. 332, A n. 2;
Reschke p. 401 n. 70;
cfr. per la classificazione di contenuto dei sarcofagi con caccia di Meleagro e Atàlanta Robert o. c. III pp. 268—
Cfr. Sichtermann-Koch pp. 44—
© 1977 г. Текст: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 55—56, cat. A 6 est.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.