Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря (фронтальный рельеф)
Мрамор.
290—295 гг. н. э.
Инв. № A 6 est.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря (фронтальный рельеф).

Мрамор.
290—295 гг. н. э.
Инв. № A 6 est.

Пиза, Кампосанто.

Описание:

A 6 est.

Высота 0,92 м; дли­на 2 м; шири­на 0,85 м.

На крыш­ке сар­ко­фа­га изо­бра­же­на воз­ле­жа­щая супру­же­ская пара. Голо­вы обе­их фигур утра­че­ны. Жен­щи­на дер­жит в пра­вой руке венок; пра­вое пред­пле­чье утра­че­но, пра­вым пле­чом она опи­ра­ет­ся на подуш­ку; ее оде­я­ние удер­жи­ва­ет­ся лишь тон­ким ремеш­ком под гру­дью. Муж­чи­на дер­жит в левой руке раз­вер­ну­тый сви­ток, а пра­вую поло­жил на пле­чо супру­ги.

В пра­вом и левом углах вид­ны остат­ки фигур кры­ла­тых гени­ев, спя­щих у кра­ев ложа, голо­ва лебедя.

Пра­вая часть релье­фа: пеший охот­ник, оде­тый в хла­миду, на ногах высо­кие сапож­ки, направ­ля­ет­ся впра­во, одна­ко лицо его обра­ще­но к зри­те­лю. Рядом с ним всад­ник в хла­миде, под кото­рой вид­не­ет­ся корот­кий хитон; его лицо обра­ще­но к цен­тру релье­фа; в пра­вой руке (утра­че­на) он дер­жит копье, кото­рым пора­жа­ет каба­на в ниж­нюю часть туло­ви­ща. Зверь дви­жет­ся спра­ва нале­во, его туло­ви­ще и мор­да пол­но­стью выведе­ны на пере­д­ний план, высота его соот­вет­ст­ву­ет длине ног Ата­лан­ты. Опи­сан­ный выше пер­со­наж на коне — это, без сомне­ния, Кастор, фигу­ру же спра­ва от него опре­де­лить затруд­ни­тель­но, хотя пра­во­моч­ным пред­став­ля­ет­ся пред­по­ло­же­ние, что это Пол­лукс.

Геро­и­ня оде­та в корот­кую, высо­ко схва­чен­ную поя­сом туни­ку, в кото­рой обыч­но изо­бра­жа­ет­ся Арте­ми­да. Туни­ка закан­чи­ва­ет­ся на уровне колен, с длин­ной склад­ча­той накид­кой (apoptygma), а поза­ди нее по сто­ро­нам раз­ве­ва­ют­ся полы хла­миды, под­вя­зан­ной на талии. Лица этих трех пер­со­на­жей стер­ты до исчез­но­ве­ния черт, одна­ко у Ата­лан­ты и всад­ни­ка оста­лись высту­пы, кото­рые могут являть­ся остат­ка­ми диа­дем. Воло­сы Ата­лан­ты завя­за­ны на затыл­ке узлом, из кото­ро­го спус­ка­ют­ся вниз вью­щи­е­ся пряди. Сле­ва от Ата­лан­ты нахо­дит­ся Меле­агр. Его почти пол­но­стью обна­жен­ная фигу­ра в хла­миде, наки­ну­той на пле­чи, раз­вер­ну­та фрон­таль­но; голо­ва не сох­ра­ни­лась. Сле­ва от Меле­а­г­ра нахо­дит­ся Ойней с копьем, воз­мож­но, боро­да­тый, и два пер­со­на­жа с пол­но­стью стер­ты­ми лица­ми; от одно­го из них оста­лись лишь фраг­мен­ты, фигу­ра вто­ро­го, силь­но повреж­ден­ная, раз­вер­ну­та фрон­таль­но и дер­жит щит у лево­го пле­ча. У пер­со­на­жа рядом с Ойне­ем голо­ва отсут­ст­ву­ет; в пра­вой руке, под­ня­той вверх, он дер­жит камень, а в левой, так­же под­ня­той, щит, кото­рый нахо­дит­ся поза­ди туло­ви­ща.

На пра­вой боко­вой пане­ли высе­че­на низ­ким релье­фом муж­ская фигу­ра в корот­кой туни­ке и хла­миде. Пра­вой рукой он дер­жит пса на повод­ке, в левой — изо­гну­тый посох (lagobolon). На левой боко­вой пане­ли мож­но видеть боро­да­тую фигу­ру с длин­ной тро­стью на пле­че, к кото­рой при­вя­зан за лап­ки заяц. Пра­вой рукой охот­ник дер­жит на повод­ке соба­ку. Он одет в туни­ку, под­вя­зан­ную на поя­се; на ногах высо­кие сапож­ки.

Как заме­тил Роберт, име­ет­ся сход­ство меж­ду нашим сар­ко­фа­гом и сар­ко­фа­гом в палац­цо Кон­сер­ва­то­ров, най­ден­ным око­ло реки Аньене близ Вико­ва­ро (Robert III p. 285; Helbig4 II n. 1526). Это сход­ство зак­лю­ча­ет­ся не толь­ко в нали­чии воз­ле­жа­щей пары на крыш­ке, но так­же и в при­сут­ст­вии Дио­с­ку­ров (на сар­ко­фа­ге палац­цо Кон­сер­ва­то­ров мож­но видеть обо­их Дио­с­ку­ров) и Ойнея, а так­же муж­ской фигу­ры со щитом и фигур, запол­ня­ю­щих пустые про­стран­ства релье­фа. Наблюда­ет­ся так­же пол­ная иден­тич­ность поз и схе­мы рас­по­ло­же­ния живот­ных (веп­ря и собак).

Изя­ще­ство фигур, опре­де­лен­ная схе­ма­тич­ность оде­я­ний, и, в то же вре­мя, оче­вид­ная гар­мо­нич­ность соот­но­ше­ний тел и голов, поз­во­ля­ют отне­сти наш сар­ко­фаг к мно­го­чис­лен­ной рим­ской про­дук­ции, изготов­ляв­шей­ся с мак­си­маль­ным при­бли­же­ни­ем к атти­че­ской тра­ди­ции. Исполь­зо­ва­ние бура­ва на при­чес­ках охот­ни­ков и шер­сти каба­на не столь замет­но, как на сар­ко­фа­гах середи­ны III в. Мож­но пред­по­ло­жи­тель­но дати­ро­вать сар­ко­фаг кон­цом III в., отне­ся его, как это пред­ло­жил Кох, к груп­пе сар­ко­фа­гов, создан­ных в мастер­ской, где работа­ли скуль­п­то­ры, при­дер­жи­вав­ши­е­ся атти­че­ской или, воз­мож­но, азий­ской тра­ди­ции; 290—295 гг. н. э.

Dütschke n. 117;
Lasinio tav. LXXXVI;
Robert III p. 288 n. 223;
Papini n. 74 p. 52;
Carli-Arias p. 24;
Reinach III p. 115 n. 2;
Rodenwaldt in «Jahrb. arch. Inst.» 55, 1940 p. 52;
Gerke p. 332, A n. 2;
Reschke p. 401 n. 70;
cfr. per la classificazione di contenuto dei sarcofagi con caccia di Meleagro e Atàlanta Robert o. c. III pp. 268—277.
Cfr. Sichtermann-Koch pp. 44—45 n. 42 soprattutto e Koch p. 81 n. 27.

P. E. Arias, E. Gabba, E. Cristiani (1977)

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1977 г. Текст: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 55—56, cat. A 6 est.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca аталанта аталанты atalanta диоскуры кастор и полидевк поллукс gemini dioscuri castor et pollux калидонский вепрь кабан калидонская охота на калидонского вепря кабана aper calydonius sus мелеагр мелеагра meleager ойней oineus oeneus скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мифологический мифологические с мифами мифом миф о рельеф мрамор женская одежда мужская туника tunica всадник всадника eques круглый щит антилабе оханон antilabe хламида в хламиде chlamys собака собаки высоко подпоясанный пояс подпоясанная высокой талией сцена охоты охотник полуобнаженный полуобнаженного сапог сапоги сапожок сапожки апоптигма apoptygma обнаженный мужчина охотничья короткий хитон chiton khiton инв № a 6 est