Общая высота 45 см, высота головы 25 см.Инв. № 30. 009.Тулуза, Музей Сен-Реймон
Портрет Тиберия. Тип «Копенгаген 624».
Общая высота 45 см, высота головы 25 см.
Тулуза, Музей Сен-Реймон.
124. Портрет Тиберия.
Тип Копенгаген 624: 14—
Рис. 98.
Тулуза, музей Сен-Реймон, инв. № 30. 009.
Голова.
Белый мрамор с очень маленькими кристаллами.
Обнаружена в 1844 г. в Безье, на улице П. П. Рике, дом Гаска.
Размеры: общая высота 45 см, высота головы 25 см.
Vidi.
Библиография: Espérandieu, I, 528—
с. 349 Сохранность: Портрет почти не повреждён, выщерблен только кончик носа. Поверхность кожи, очень тусклая, несомненно, пострадала от слишком интенсивной чистки.
Описание: Голова имеет соединительную вставку с вырезом в форме обращённого вниз треугольника; она повёрнута вправо. Обособление отдельных прядей чёлки подчёркнуто тем, что интервалы между ними повторно обработаны резцом, что придаёт каждой пряди косую форму. Если волосы на лбу и висках выполнены чрезвычайно тщательно, то с затылком дело обстоит иначе — там волосы лишь очень грубо намечены. Уши тоже изображены довольно схематично.
Комментарий: Резкие и очень индивидуализированные черты этого портрета — крепкий нос с горбинкой, выдающийся подбородок, очень объёмный черепной свод — позволяют без труда идентифицировать Тиберия; к тому же, за исключением Л. Курциуса, исследователи никогда не оспаривали данную атрибуцию. В отличие от большинства других портретов этого императора, обнаруженных в Галлии (всего их десять), типологизация и, следовательно, датировка которых чрезвычайно проблематичны, этот бюст не представляет трудностей: он изображает Тиберия в соответствии с типом, проводником (Leitstück) для которого выступает великолепная голова из Копенгагенского музея365 и который поэтому назван «тип Копенгаген 624». Для него характерна группа из шести прядей, изогнутых влево; правее находится три маленьких локона, образующих с ней «вилку», а левее — сомкнутая «клешня», расположенная в углу лба. Голова из Безье, в силу своей прекрасной сохранности и крайней точности, с которой скульптор проработал детали чёлки, несомненно представляет собой один из экземпляров, наиболее верно передающих прототип (Urbild).
Сегодня общепризнанно, что тип «Копенгаген 624», к настоящему моменту представленный примерно двадцатью репликами366, является третьим в иконографии принцепса: он следует за типом «Базель» и типом, который называется «Усыновление», наиболее распространённым в 4 г. н. э., и с. 350 есть все основания полагать, что именно приход к власти Тиберия послужил причиной создания нового официального портрета. Этот совершенно реалистичный образ, в котором одновременно отвергнуты и классицистические и идеалистические черты портретов Августа, и юный облик типа «Усыновление», оставался в силе на протяжении восьми лет, между 14 г. н. э. и моментом, когда, через несколько лет после смерти Германика, в 22—
Однако наличие в Безье, наряду с императором, портрета Германика и, главное, самого́ Друза Младшего, изображённого в соответствии с типом, который непосредственно предшествовал типу, созданному как раз после смерти его приёмного брата (тип «Лувр 1240»)367, позволяет немного сузить датировку портрета Тиберия: он был изготовлен между 14 и 19 гг. н. э., до смерти Германика, в период, когда группы статуй свидетельствуют о том, что власть отныне перешла к Клавдиям; группа из трёх портретов, найденная в Безье, как и надписи на арке Сента (кат. № 26—
ПРИМЕЧАНИЯ:
365Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека, инв. № 1750 = F. Poulsen, 1951, n° 624; F. Johansen, 1995, 1, n° 47 p. 118—© 2014 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.