Общая высота 41,2 см, высота головы 24,5 см.Инв. № 30. 010.Тулуза, Музей Сен-Реймон
Портрет Германика. Тип «Безье».
Общая высота 41,2 см, высота головы 24,5 см.
Тулуза, Музей Сен-Реймон.
125. Портрет Германика
Тип Безье: 14—
Рис. 99.
Тулуза, музей Сен-Реймон, инв. № 30. 010.
Голова.
Белый мрамор очень высокого качества, несомненно, каррарский.
Обнаружена в 1844 г. в Безье, на улице П. П. Рике, дом Гаска.
Размеры: общая высота 41,2 см, высота головы 24,5 см.
Vidi.
Библиография: Espérandieu, I, 528—
Сохранность: Край левого уха сколот; маленький обломок отскочил от кончика носа; несколько царапин на левой щеке и шее; край соединительной вставки выщерблен сзади в левой части.
с. 351 Описание: Голова повёрнута вправо; разрез соединительной вставки намного шире в правой части — это может означать, что статуя, к которой она принадлежала, была в военных доспехах368. Нос крепкий и выгнутый, тонкие губы придают портрету суровое выражение. Маленькие глаза, высоко расположенные под надбровными дугами, очерчены очень чётко и резко: чрезвычайно точная линия выполнена резцом вокруг нижнего края. Волосы вырезаны с такой же скрупулёзной точностью; каждая прядь изображена в мельчайших деталях, но все вместе сохраняют настоящую мягкость. Напротив, задняя часть головы, явно незаконченная, выполнена в весьма удивительном стиле: пряди, у которых довольно глубокими желобками набросаны лишь контуры, расположены вокруг макушки наподобие «морской звезды»; в профиль видно, что для моделирования объёма волос была сохранена дополнительная, грубо очерченная толщина мраморной массы.
Комментарий: И снова именно исследование групп статуй и их состава позволяет уверенно идентифицировать человека, внешность которого передаёт этот портрет: действительно, этот молодой человек неоднократно встречается рядом с Друзом Младшим — как, впрочем, и в Безье; явно утончённое сходство двух принцев, их одинаковый возраст тоже побудили почти всех исследователей признать в изображённом Германика, приёмного сына Тиберия.
Прототип (Urbild) воспроизведённого здесь типа известен более чем по двадцати пяти репликам; несомненно, этот портрет молодого человека распространялся наиболее широко; детальная проработка прядей на голове из Тулузы делает её главной в этой серии; чёлка, состоящая из гибких и подвижных прядей, не отличается никаким особо заметным мотивом: только две маленькие «клешни», очень плотно сомкнутые, по углам лба, а также группа из четырёх прядей, зачёсанных вправо, позволяют сразу увидеть, что такое расположение прядей восходит к портретам Тиберия того типа, который был создан после его прихода к власти (см. кат. № 124), хотя направление прядей центральной с. 352 группы изменено; такое сходство — вовсе не пустяк; оно много говорит о том, какое место занимали сыновья императора, когда последний взошёл на трон.
Действительно, в это самое время Германик и Друз Младший оказались наследниками первой очереди, и их одновременное присутствие в группах из Ментаны, Медины Сидонии, а также Цептурип, раскрывает ориентацию тогдашней династической политики: в них воспроизводится «пара идеальных наследников», подобная той, которую с десяток лет назад составляли Гай и Луций Цезари. Август усыновил этих братьев, разница в возрасте между которыми была минимальной; также он предписал Тиберию усыновить Германика. Следовательно, время создания типа Безье не вызывает сомнений: оно совпадает со временем создания II типа Тиберия и соответствует 14 г. н. э.
Смерть Германика в 19 г. н. э. снова разрушила эту симметрию двух «братьев», которая была плодом настоящего политического строительства, поскольку не только их должностные, но и военные карьеры были параллельны. Они оба получили проконсульский империй на несколько лет: Германик отпраздновал триумф в 17 г. за Германию369, а на следующий год сенат предоставил Друзу почесть овации за победы в Иллирии370.
Группа из Безье, в состав которой входят два принца в военной одежде рядом с императором через некоторое время после его прихода к власти, отражает идеологический климат этих первых лет правления Тиберия.
ПРИМЕЧАНИЯ:
368J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, p. 83. 369F. Hurlet, 1997, p. 568. 370Ibid., p. 571.© 2014 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.