Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе
Мрамор.
Ок. 190 г. н. э.
Дл. 1,93 м, выс. 0,48 м, шир. 0,53 м.
Инв. № A 7 est.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.

Мрамор.
Ок. 190 г. н. э.
Дл. 1,93 м, выс. 0,48 м, шир. 0,53 м.
Инв. № A 7 est.

Пиза, Кампосанто.

Описание:
A 7 est.
Крыш­ка: выс. 0,21 м; дл. 2,05 м; шир. 0,56 м.
Сар­ко­фаг: выс. 0,48 м; дл. 1,93 м; шир. 0,53 м.

На дву­скат­ной крыш­ке сар­ко­фа­га две кры­ла­тые Вик­то­рии дер­жат нак­ло­нен­ные факе­лы; они изо­бра­же­ны почти гори­зон­таль­но, тела обна­же­ны, ноги обер­ну­ты дра­пи­ров­кой. Спра­ва и сле­ва — сред­не­ве­ко­вые гер­бы. По кра­ям крыш­ки — акро­те­рии в виде муж­ских теат­раль­ных масок. Таб­лич­ка с тре­уголь­ны­ми руко­ят­ка­ми (tabella ansata) несет над­пись, кото­рая была выпол­не­на в 1467 г., ско­рее все­го, на месте сте­сан­ной антич­ной.

На фрон­таль­ной поверх­но­сти сар­ко­фа­га сле­ва малень­кий обна­жен­ный гений дер­жит в левой руке факел, обра­щен­ный кни­зу, пла­мя кото­ро­го направ­ле­но к зем­ле. Рядом с ним сто­ит конюх в корот­кой хла­миде, дер­жа­щий за пово­дья коней, запря­жен­ных в бигу. Над ними меж двух дере­вьев вид­не­ет­ся летя­щий малень­кий гений. Дру­гой гений занял на биге место Диа­ны, кото­рая схо­дит на зем­лю, при­бли­жа­ясь к фигу­ре спя­ще­го на ска­ле полу­об­на­жен­но­го муж­чи­ны, едва при­кры­то­го хла­мидой, — Энди­ми­о­ну. Она оде­та в хитон и раз­ве­ваю­щу­ю­ся накид­ку, на спине висит кол­чан, в руках два факе­ла, воло­сы спус­ка­ют­ся прядя­ми из узла на затыл­ке. Меж­ду дву­мя глав­ны­ми фигу­ра­ми на зад­нем плане выре­за­но дере­во. У ног Энди­ми­о­на лежит ягне­нок (соба­ка? — И. Ш.), под­няв­ший голо­ву квер­ху. Спра­ва обна­жен­ный Гер­мес в голов­ном убо­ре с кры­лья­ми (petaso alato) и в кры­ла­тых сан­да­ли­ях, с каду­це­ем в левой руке (от кото­ро­го остал­ся лишь фраг­мент на пле­че), пра­вой рукой при­ка­са­ет­ся к руке Энди­ми­о­на, чтобы про­будить его. У пра­во­го края сто­ит кры­ла­тый гений, такой же как на про­ти­во­по­лож­ном краю. На боко­вых поверх­но­стях сар­ко­фа­га изо­бра­же­ны кры­ла­тые гри­фо­ны; тот, что спра­ва, сох­ра­нил­ся луч­ше.

Роберт дати­ро­вал сар­ко­фаг нача­лом II в. н. э.; в наше вре­мя подоб­ная атри­бу­та­ция сар­ко­фа­га дан­но­го типа не пред­став­ля­ет­ся бес­спор­ной. Сле­ду­ет отме­тить неко­то­рые весь­ма харак­тер­ные тех­ни­че­ские дета­ли: кон­ту­ры каж­дой фигу­ры, а так­же дере­вьев, обведе­ны отчет­ли­вы­ми канав­ка­ми, в то вре­мя как при­чес­ки выпол­не­ны рез­цом в виде ост­рых насе­чек, что обес­пе­чи­ва­ет кон­траст­ную све­то­те­не­вую игру. Обра­ща­ют на себя вни­ма­ние так­же осо­бен­но­сти испол­не­ния фигу­рок малень­ких кры­ла­тых гени­ев и дра­пи­ров­ки Арте­ми­ды-Селе­ны, спус­каю­щей­ся на зем­лю в дви­же­нии сле­ва напра­во; созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что все эти дета­ли наи­луч­шим обра­зом соот­вет­ст­ву­ют эпо­хе Мар­ка Авре­лия.

Дан­ный сар­ко­фаг обна­ру­жи­ва­ет типо­ло­ги­че­ское сход­ство с сар­ко­фа­гом из Вати­ка­на (Robert II 71, 1); одна­ко сле­ду­ет отме­тить, что наш сар­ко­фаг сто­ит особ­ня­ком в серии, состо­я­щей из мно­же­ства сар­ко­фа­гов с подоб­ны­ми сце­на­ми, в первую оче­редь, бла­го­да­ря край­ней про­сто­те релье­фа с широ­ки­ми про­ме­жут­ка­ми меж­ду пер­со­на­жа­ми, а не глу­бо­ким канав­кам, под­чер­ки­ваю­щим кон­тур каж­дой фигу­ры. В слож­ней­шей трак­тов­ке мифа, полу­чив­шей куль­ми­на­цию в кон­це II — пер­вых деся­ти­ле­ти­ях III в. н. э., достиг­ну­та пол­ная гар­мо­ния и, если мож­но так выра­зить­ся, обра­ще­ние к нача­лам; види­мо этим руко­вод­ст­во­вал­ся Роберт в сво­ей неточ­ной дати­ров­ке. Наш сар­ко­фаг, види­мо, не име­ет отно­ше­ния к пред­по­ло­же­нию, кото­рые выдви­нул Зих­тер­ман, о том, что дан­ный миф нашел вопло­ще­ние в хри­сти­ан­стве в фигу­ре Ионы (Sichtermann, Endymion p. 879).

Раз­ме­ще­ние сце­ны с мифом об Энди­ми­оне меж­ду Эрота­ми или кры­ла­ты­ми гени­я­ми мож­но так­же видеть на сухом и лако­нич­ном релье­фе сар­ко­фа­га в тунис­ском музее Бар­до и на сар­ко­фа­ге в гале­рее кан­де­лябров Вати­ка­на; фигу­ра Диа­ны-Луны, спус­каю­щей­ся с колес­ни­цы, почти иден­тич­на тако­вой на сар­ко­фа­гах гер­цог­ско­го двор­ца в Ман­туе, бази­ли­ки Сан Фели­че в Чими­ти­ле и сар­ко­фа­га Бор­ге­зе в Лув­ре. Одна­ко боль­шие про­стран­ства, остав­лен­ные меж­ду фигу­ра­ми, вынуж­да­ют при­знать наи­боль­шее сход­ство наше­го сар­ко­фа­га с сар­ко­фа­га­ми Капи­то­лий­ских музеев, Рим­ско­го нацио­наль­но­го музея и палац­цо Лац­ца­ро­ни в Риме. Наш сар­ко­фаг дати­ру­ет­ся при­бли­зи­тель­но 190 г. н. э.

Dütschke n. 115;
Lasinio tav. LXIII;
Robert III p. 71 tav. 15 n. 53;
cfr. H. Sichtermann Späte Endymion-Sarkophage Baden-Baden 1966;
cfr. Id.-G. Koch passim nn. 16—19 p. 27 ss.

Таб­лич­ка дли­ной 55 см и высотой 18,5 см содер­жит сле­дую­щую над­пись:

SEPULCRUM . HONORABILIS . VIRI . GERARDI.
OLIM.PETRI.DEL.CANFERA. DOMNE .
PAULE . EIUS. UXORIS . ET.GENERO = /
/SI. IUVENIS . FRANCISCI . EIUS . FILII .
IN. ADOLOLOSCENTIA. DEFU = /
/NTI. MCCCCLXVII.

(Гроб­ни­ца почтен­но­го мужа Герар­да Пьет­ро дель Кан­фе­ра, гос­по­жи Пав­лы, его супру­ги, и бла­го­род­но­го юно­ши Фран­цис­ка, их сына, умер­ше­го моло­дым. 1467 г.)

Высота букв 2,5 см.

Герар­до ди Пье­ро дель Кан­фо­ра упо­ми­на­ет­ся в кадаст­ро­вых запи­сях Пизы, отно­ся­щих­ся к 1428 г. Пра­вый герб пред­став­лен щитом, разде­лен­ным на четы­ре поля дву­мя пере­вя­зя­ми; левый герб пред­став­лен щитом с пере­вя­зью наис­кось, шестью шара­ми и мини­а­тюр­ным орлом.

E. Cristiani (1977)

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1977 г. Описание: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 57—58.
© 2014 г. Перевод с итал. и лат.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca богиня артемида артемиды dea artemis гермес гермеса hermes луны луна селена мене selene luna эндимион эндимиона endymion эрот эроты эрос эрота eros римская romana амур амуры купидон купидона amor крылатая виктория виктории победа персонификация победы victoria гений гения genius смерти диана diana меркурий меркурия mercurius эпиграфика надпись надписи epigraphia римские надгробная эпитафия скульптура скульптурный sculptura римский погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробное надгробные саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мифологический мифологические с мифами мифом миф о рельеф мрамор женская одежда хитон chiton khiton дерево колесница currus конь кони лошадь лошади equus equi возлежащий возлежащего полулежащий полулежащего керикей керикейон кадуцей kerykeion caduceus колесо крылатый крылатого alatus alata театральная маска театральные маски маской упряжь сбруя крылатой летящий спящий спящая спящего спящей сон somnus хламида в хламиде chlamys крылатые сандалии крылатых сандалиях таларии talaria собака собаки факел факелом бига на биге biga дышло оглобля горящий развевающийся вздутый надуваемый раздуваемый наполняемый ветром плащ шапка крылышками аида шапка-невидимка петас petasus акротерий acroterium akroteria высоко подпоясанный пояс подпоясанная высокой талией полуобнаженный полуобнаженного обнаженный мужчина пучок узел волос конский нагрудник хомут полуобнаженная полуобнаженной крышка саркофага перевернутый опрокинутый угасающий летящая два факела двумя факелами ласточкин хвост табличка надписью tabella tabula ansata поза жест эротического отдыха покоя эротический отдых покой запрокинутой рукой запрокинутая рука семейный фамильный герб селене и эндимионе сон эндимиона sepulcrum honorabilis viri gerardi olim petri del canfera domne paule eius uxoris et generosi iuvenis francisci filii in adololoscentia defunti mcccclxvii герард пьетро дель канфера павла франциск инв № a 7 est