Ок. 190 г. н. э.
Дл. 1,93 м, выс. 0,48 м, шир. 0,53 м.Инв. № A 7 est.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Ок. 190 г. н. э.
Дл. 1,93 м, выс. 0,48 м, шир. 0,53 м.
Пиза, Кампосанто.
Крышка: выс. 0,21 м; дл. 2,05 м; шир. 0,56 м.
Саркофаг: выс. 0,48 м; дл. 1,93 м; шир. 0,53 м.
На двускатной крышке саркофага две крылатые Виктории держат наклоненные факелы; они изображены почти горизонтально, тела обнажены, ноги обернуты драпировкой. Справа и слева — средневековые гербы. По краям крышки — акротерии в виде мужских театральных масок. Табличка с треугольными рукоятками (tabella ansata) несет надпись, которая была выполнена в 1467 г., скорее всего, на месте стесанной античной.
На фронтальной поверхности саркофага слева маленький обнаженный гений держит в левой руке факел, обращенный книзу, пламя которого направлено к земле. Рядом с ним стоит конюх в короткой хламиде, держащий за поводья коней, запряженных в бигу. Над ними меж двух деревьев виднеется летящий маленький гений. Другой гений занял на биге место Дианы, которая сходит на землю, приближаясь к фигуре спящего на скале полуобнаженного мужчины, едва прикрытого хламидой, — Эндимиону. Она одета в хитон и развевающуюся накидку, на спине висит колчан, в руках два факела, волосы спускаются прядями из узла на затылке. Между двумя главными фигурами на заднем плане вырезано дерево. У ног Эндимиона лежит ягненок (собака? —
Роберт датировал саркофаг началом II в. н. э.; в наше время подобная атрибутация саркофага данного типа не представляется бесспорной. Следует отметить некоторые весьма характерные технические детали: контуры каждой фигуры, а также деревьев, обведены отчетливыми канавками, в то время как прически выполнены резцом в виде острых насечек, что обеспечивает контрастную светотеневую игру. Обращают на себя внимание также особенности исполнения фигурок маленьких крылатых гениев и драпировки Артемиды-Селены, спускающейся на землю в движении слева направо; создается впечатление, что все эти детали наилучшим образом соответствуют эпохе Марка Аврелия.
Данный саркофаг обнаруживает типологическое сходство с саркофагом из Ватикана (Robert II 71, 1); однако следует отметить, что наш саркофаг стоит особняком в серии, состоящей из множества саркофагов с подобными сценами, в первую очередь, благодаря крайней простоте рельефа с широкими промежутками между персонажами, а не глубоким канавкам, подчеркивающим контур каждой фигуры. В сложнейшей трактовке мифа, получившей кульминацию в конце II — первых десятилетиях III в. н. э., достигнута полная гармония и, если можно так выразиться, обращение к началам; видимо этим руководствовался Роберт в своей неточной датировке. Наш саркофаг, видимо, не имеет отношения к предположению, которые выдвинул Зихтерман, о том, что данный миф нашел воплощение в христианстве в фигуре Ионы (Sichtermann, Endymion p. 879).
Размещение сцены с мифом об Эндимионе между Эротами или крылатыми гениями можно также видеть на сухом и лаконичном рельефе саркофага в тунисском музее Бардо и на саркофаге в галерее канделябров Ватикана; фигура Дианы-Луны, спускающейся с колесницы, почти идентична таковой на саркофагах герцогского дворца в Мантуе, базилики Сан Феличе в Чимитиле и саркофага Боргезе в Лувре. Однако большие пространства, оставленные между фигурами, вынуждают признать наибольшее сходство нашего саркофага с саркофагами Капитолийских музеев, Римского национального музея и палаццо Лаццарони в Риме. Наш саркофаг датируется приблизительно 190 г. н. э.
Dütschke n. 115;
Lasinio tav. LXIII;
Robert III p. 71 tav. 15 n. 53;
cfr. H. Sichtermann Späte Endymion-Sarkophage Baden-Baden 1966;
cfr. Id.-G. Koch passim nn. 16—
Табличка длиной 55 см и высотой 18,5 см содержит следующую надпись:
OLIM.PETRI.DEL.CANFERA. DOMNE .
PAULE . EIUS. UXORIS . ET.GENERO = /
/SI. IUVENIS . FRANCISCI . EIUS . FILII .
IN. ADOLOLOSCENTIA. DEFU = /
/NTI. MCCCCLXVII.
(Гробница почтенного мужа Герарда Пьетро дель Канфера, госпожи Павлы, его супруги, и благородного юноши Франциска, их сына, умершего молодым. 1467 г.)
Высота букв 2,5 см.
Герардо ди Пьеро дель Канфора упоминается в кадастровых записях Пизы, относящихся к 1428 г. Правый герб представлен щитом, разделенным на четыре поля двумя перевязями; левый герб представлен щитом с перевязью наискось, шестью шарами и миниатюрным орлом.
© 1977 г. Описание: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 57—58.
© 2014 г. Перевод с итал. и лат.: И. А. Шурыгин.