Эрот Соранцо
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. греческого образца ок. 460 г. до н. э. или римское произведение классицистического стиля I в. н. э.
Инв. №№ ГР-3095 / А. 192.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: И. А. Шурыгин

Эрот Соранцо.

Мрамор.
Римская копия I в. н. э. греческого образца ок. 460 г. до н. э. или римское произведение классицистического стиля I в. н. э.
Инв. №№ ГР-3095 / А. 192.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Пред­по­ло­жи­тель­но, из Гре­ции. По одной вер­сии, ста­тую вывез в Вене­цию из Кон­стан­ти­но­по­ля Энри­ко Дан­до­ло. Соглас­но дру­гой вер­сии, она была при­об­ре­те­на Джо­ван­ни Соран­цо в 1312 г. на ост­ро­ве в Эгей­ском море. Нахо­ди­лась в палац­цо Соран­цо. При­об­ре­те­на в Вене­ции в 1851 г. С. А. Гедео­но­вым (Архео­ло­ги­че­ская комис­сия).

Описание:
Ста­туя извест­на под име­нем Эрота Соран­цо по наз­ва­нию двор­ца Соран­цо в Вене­ции, где она хра­ни­лась дол­гое вре­мя. По мне­нию боль­шин­ства иссле­до­ва­те­лей, в изо­бра­жен­ном маль­чи­ке-под­рост­ке скуль­п­тор хотел пока­зать победи­те­ля в атле­ти­че­ских состя­за­ни­ях. Суще­ст­ву­ют и дру­гие вер­сии в опре­де­ле­нии сюже­та, соглас­но кото­рым в нем видят одно­го из пер­со­на­жей — Трип­то­ле­ма, Гиа­кин­фа или Гани­меда. Выска­зы­ва­лось так­же пред­по­ло­же­ние, что ста­туя явля­лась частью скульп­тур­ной груп­пы: поло­же­ние голо­вы маль­чи­ка поз­во­ля­ет думать, что сбо­ку от него сто­я­ла какая-то фигу­ра. Не сов­па­да­ют мне­ния и о дати­ров­ке памят­ни­ка, так как суще­ст­ву­ют суж­де­ния, отно­ся­щие его к эклек­ти­че­ским про­из­веде­ни­ям I в. до н. э. Все эти рас­хож­де­ния объ­яс­ня­ют­ся про­ти­во­ре­чи­во­стью самой ста­туи, в кото­рой соче­та­ют­ся эле­мен­ты стро­го­го сти­ля V в. до н. э. (голо­ва, трак­тов­ка волос) и неоат­ти­че­ской шко­лы I в. н. э. (пово­рот голо­вы, напря­жен­ность фигу­ры).

Аннота­ция к гип­со­вой копии в ГМИИ им. А. С. Пуш­ки­на

Поза, в кото­рой сто­ит Эрот, была выде­ле­на в отдель­ный скульп­тур­ный тип, полу­чив­ший наз­ва­ние «Эрот Соран­цо». Извест­но 3 ста­туи, при­над­ле­жа­щие дан­но­му типу: в Эрми­та­же, Окс­фор­де и Спар­те. Пер­со­наж был опре­де­лен как Эрот после обна­ру­же­ния в XIX в. спар­тан­ско­го экзем­пля­ра, у кото­ро­го сох­ра­ни­лись отвер­стия для кры­льев; эрми­таж­ный и окс­форд­ский экзем­пля­ры кры­льев не име­ют; ранее Эрота Соран­цо счи­та­ли изо­бра­же­ни­ем аго­на или Иак­ха — И. Ш.


Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
Описание: аннотация ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca romana статуя статуи statua statuae эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor обнаженная стоящая мрамор юноша юноши молодой молодого юный юного обнаженный мужчина соранцо соранцио soranzo инв № гр-3095 а. 192