Предположительно, римская мастерская.Инв. № 175.Венеция, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Портрет неизвестного.
Предположительно, римская мастерская.
Венеция, Национальный археологический музей.
11. Бюст мужчины (инв. № 175).
Италийский мрамор. Общая высота 0,37 м; от подбородка до верхушки головы 0,23 м.
Сохранность превосходная, имеется лишь несколько незначительных сколов на ушах и шее. Следует отметить, что поверхность бюста в современную эпоху была подвергнута полировке, почти до блеска. Тщательное исследование выявляет современную обработку складок, однако, по-видимому, их форма не претерпела существенного изменения по отношению к исходной.
Поступил по завещанию Гримани в 1586 г. Выставлен в IX зале Музея.
Бюст, несмотря на современную обработку, представляет заметный интерес для историков римского портрета позднереспубликанской эпохи. После того как Курциус попытался идентифицировать бюст как портрет Суллы, а Поулсен, Сивекинг и Вессберг подвергли его предположение ожесточенной критике, сформировалось мнение, что это изображение неизвестного, созданное около 30 г. до н. э.
Основываясь на стилистике, Бушор полагал, что портрет является римской копией, выполненной, предположительно, скульптором греческого происхождения, знакомым с микроазиатским «барокко»; однако Швейцер считал данную работу превосходнейшим оригиналом, вышедшим из рук художника эклектического стиля, названного им «Meister des Venetianer Melanchonikers», в работе которого с живостью объединялись элементы т. н. «художественно-патетического» стиля группы Помпея в Новой Карлсбергской глиптотеке Копенгагена (Poulsen, Les Portraits romains, I, p. 39 ss., n. 1, tavv. I—
Наилучшими образцами для сравнения могут служить головы на вилле Дориа-Памфили (Matz-Duhn, Antike Bildwerke in Rom, I, p. 496, n. 1832; Schweitzer, Bildniskunst, pp. 120, 125 ss., fig. 196) и в палаццо Спада в Риме (Arndt-Bruckmann, nn. 379—
Не кажется невероятным предположение, основанное на формальных технических особенностях трех портретов, что все они, если и не были сделаны одной рукой, то вышли из одной и той же римской мастерской в течение нескольких лет, возможно, не более пяти, как справедливо заметил Швейцер, считая самым ранним из них венецианский, учитывая наименее выраженную акцентировку черт лица.
Fot.: Museo, 1383, 1821, 1894; Fiorentini, 2707; Inst., 8281—
Информация: музейная аннотация.
© 1968 г. Описание: Traversari G. Museo Archeologico di Venezia. I ritratti. Poligrafico dello Stato, Roma, 1968. С. 28—29, кат. № 11, илл. 11 a, b.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.