Портрет неизвестного
Мрамор. Середина I в. до н. э.
Предположительно, римская мастерская.
Инв. № 175.Венеция, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Портрет неизвестного.

Мрамор. Середина I в. до н. э.
Предположительно, римская мастерская.
Инв. № 175.

Венеция, Национальный археологический музей.

Частная коллекция, Гримани.
Происхождение:
Из собра­ния Гри­ма­ни.

Описание:

11. Бюст муж­чи­ны (инв. № 175).

Ита­лий­ский мра­мор. Общая высота 0,37 м; от под­бо­род­ка до вер­хуш­ки голо­вы 0,23 м.

Сохран­ность пре­вос­ход­ная, име­ет­ся лишь несколь­ко незна­чи­тель­ных ско­лов на ушах и шее. Сле­ду­ет отме­тить, что поверх­ность бюста в совре­мен­ную эпо­ху была под­верг­ну­та поли­ров­ке, почти до блес­ка. Тща­тель­ное иссле­до­ва­ние выяв­ля­ет совре­мен­ную обра­бот­ку скла­док, одна­ко, по-види­мо­му, их фор­ма не пре­тер­пе­ла суще­ст­вен­но­го изме­не­ния по отно­ше­нию к исход­ной.

Посту­пил по заве­ща­нию Гри­ма­ни в 1586 г. Выстав­лен в IX зале Музея.

Бюст, несмот­ря на совре­мен­ную обра­бот­ку, пред­став­ля­ет замет­ный инте­рес для исто­ри­ков рим­ско­го порт­ре­та позд­не­рес­пуб­ли­кан­ской эпо­хи. После того как Кур­ци­ус попы­тал­ся иден­ти­фи­ци­ро­вать бюст как порт­рет Сул­лы, а Поул­сен, Сиве­кинг и Весс­берг под­верг­ли его пред­по­ло­же­ние оже­сто­чен­ной кри­ти­ке, сфор­ми­ро­ва­лось мне­ние, что это изо­бра­же­ние неиз­вест­но­го, создан­ное око­ло 30 г. до н. э.

Осно­вы­ва­ясь на сти­ли­сти­ке, Бушор пола­гал, что порт­рет явля­ет­ся рим­ской копи­ей, выпол­нен­ной, пред­по­ло­жи­тель­но, скуль­п­то­ром гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния, зна­ко­мым с мик­ро­ази­ат­ским «барок­ко»; одна­ко Швей­цер счи­тал дан­ную работу пре­вос­ход­ней­шим ори­ги­на­лом, вышед­шим из рук худож­ни­ка эклек­ти­че­ско­го сти­ля, назван­но­го им «Meister des Venetianer Melanchonikers», в рабо­те кото­ро­го с живо­стью объ­еди­ня­лись эле­мен­ты т. н. «худо­же­ст­вен­но-пате­ти­че­ско­го» сти­ля груп­пы Пом­пея в Новой Карлс­берг­ской глип­то­те­ке Копен­га­ге­на (Poulsen, Les Portraits romains, I, p. 39 ss., n. 1, tavv. I—II) с эле­мен­та­ми позд­не­сул­лан­ско­го реа­лиз­ма.

Наи­луч­ши­ми образ­ца­ми для срав­не­ния могут слу­жить голо­вы на вил­ле Дориа-Пам­фи­ли (Matz-Duhn, Antike Bildwerke in Rom, I, p. 496, n. 1832; Schweitzer, Bildniskunst, pp. 120, 125 ss., fig. 196) и в палац­цо Спа­да в Риме (Arndt-Bruckmann, nn. 379—380; Schweitzer, op. cit., pp. 120, 125 ss., fig. 197), в кото­рых, как и в вене­ци­ан­ском мра­мо­ре, про­яв­ля­ет­ся скру­пу­лез­ный, бес­по­кой­ный реа­лизм, когда с наслаж­де­ни­ем, обсто­я­тель­но под­чер­ки­ва­ют­ся все ана­то­ми­че­ские подроб­но­сти порт­ре­ти­ру­е­мо­го, такие как склад­ки на лбу и щеках, а так­же сухость силу­эта лица, про­яв­ля­ю­щая струк­ту­ру кост­ной осно­вы с силь­но выдаю­щи­ми­ся ску­ла­ми. Сход­ной меж­ду порт­ре­та­ми явля­ет­ся трак­тов­ка мел­ких прядей при­чес­ки, ком­пакт­но лежа­щих на лбу, плот­ная мас­са кото­рых выпол­не­на иск­лю­чи­тель­но рез­цом с выра­жен­ным импрес­си­о­ни­сти­че­ским вку­сом. Лицо выра­жа­ет печаль, и этот эффект под­чер­ки­ва­ет­ся глу­бо­ко поса­жен­ны­ми гла­за­ми, взгляд кото­рых обра­щен вниз, а так­же нак­ло­ном шеи впе­ред.

Не кажет­ся неве­ро­ят­ным пред­по­ло­же­ние, осно­ван­ное на фор­маль­ных тех­ни­че­ских осо­бен­но­стях трех порт­ре­тов, что все они, если и не были сде­ла­ны одной рукой, то вышли из одной и той же рим­ской мастер­ской в тече­ние несколь­ких лет, воз­мож­но, не более пяти, как спра­вед­ли­во заме­тил Швей­цер, счи­тая самым ран­ним из них вене­ци­ан­ский, учи­ты­вая наи­ме­нее выра­жен­ную акцен­ти­ров­ку черт лица.

Густа­во Тра­вер­са­ри

Литература:
Bibl.: Valentinelli, p. 111, n. 171; Dütschke, p. 87, n. 235; Pellegrini, n. 100; E. A., 2564—2565; Anti, p. 111, n. 2; L. Curtius, in R. M., XLVII, 1932, p. 202 ss., figg. 1, 3; Poulsen, Probleme, p. 16 s.; Idem, Privatporträts, p. 3 s.; J. Sieveking, in Münch. Jahrb., N. F. 12, 1937-38, p. 178; Vessberg, p. 131, nota 1; Schweitzer, Bildniskunst, pp. 120, 125 ss., 146, figg. 194—195; Buschor, Bildnis, pp. 50, 53, 56, fig. 48; Forlati Tamaro, p. 22, IX, n. 29, fig. a pag. 65, 1; Schweitzer, in Ausgewählte Schriften, II, Tübingen 1963, p. 275, tav. 65, 1.

Fot.: Museo, 1383, 1821, 1894; Fiorentini, 2707; Inst., 8281—8282, 58. 1456; Alinari, 12885.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 1968 г. Описание: Traversari G. Museo Archeologico di Venezia. I ritratti. Poligrafico dello Stato, Roma, 1968. С. 28—29, кат. № 11, илл. 11 a, b.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский неизвестный неизвестного скульптура скульптурный sculptura римская римские бюст мрамор мужской голова мужчина так называемый луций корнелий сулла феликс lucius cornelius sulla felix silla sylla корнелии cornelia коллекция джованни гримани инв № 175