Афродита (Нимфа)
Греческий мрамор. Эллинистическая эпоха.
Выс. 1,26 м.
Инв. № 253.Венеция, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Афродита (Нимфа).

Греческий мрамор. Эллинистическая эпоха.
Выс. 1,26 м.
Инв. № 253.

Венеция, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Най­де­на в Алек­сан­дрии (Еги­пет). При­об­ре­те­на в Риме Girolamo Zulian’ом. Заве­ща­на Вене­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ке в 1794 г.

Описание:

312. Ста­ту­эт­ка ним­фы.

Выс. 1,26 м. — Гре­че­ский мра­мор. — Про­ис­хож­де­ние, как у № 72. [С. 31, № 72: Заве­ща­на рес­пуб­ли­ке Вене­ция в 1794 г. вене­ци­ан­ским послом в Риме Girolamo Zulian’ом с при­об­ре­тен­ным там собра­ни­ем древ­но­стей, но, види­мо, была выстав­ле­на во Двор­це дожей толь­ко в 1812 г., вме­сте с боль­шей частью кол­лек­ции.] — Фигу­ра состо­ит из двух частей; стык про­хо­дит по линии бед­ра; колон­на состо­ит из трех частей: базы, ство­ла и капи­те­ли; антич­на, пожа­луй, толь­ко послед­няя, с вазой (допол­не­ны носик и дуж­ка); левое пред­пле­чье выпол­не­но отдель­но, но при­над­ле­жит ста­туе (кон­чик боль­шо­го паль­ца отбит). Допол­не­ны: пра­вая рука, сви­саю­щий край дра­пи­ров­ки у пра­во­го уха, с. 123 верх­няя часть диа­де­мы, нос, база, ступ­ни. На шее линия раз­ло­ма. — Ср.: Valentinelli, Marmi scolpiti del Museo archeologico della Marciana di Venezia, Prato 1866. № 248; Bernoulli, Aphrodite, 374.

Ним­фа сто­ит на пра­вой ноге сле­ва от колон­ны, дер­жа в левой руке гори­зон­таль­но лежа­щий полый кув­шин. Отстав­лен­ная назад левая нога каса­ет­ся зем­ли лишь паль­ца­ми ноги. Допол­нен­ная пра­вая рука опи­ра­ет­ся на бед­ро. На вол­ни­стых, заче­сан­ных назад воло­сах, по всей види­мо­сти, при­над­ле­жа­щих голо­ве, укра­шен­ной диа­де­мой с тре­мя розет­ка­ми, лежит дра­пи­ров­ка, край кото­рой (пожа­луй, так­же антич­ный, хотя и не пол­но­стью) сви­са­ет над пра­вым ухом, в то вре­мя как дру­гая часть спа­да­ет сза­ди и край дра­пи­ров­ки зажат под левой мыш­кой. По-види­мо­му, пра­вая рука изна­ча́льно опи­ра­лась на пра­вое бед­ро, удер­жи­вая таким обра­зом остав­шу­ю­ся основ­ную часть одеж­ды, при­кры­ваю­щую ниж­нюю часть тела. Голов­ка близ­ка к типу Афро­ди­ты. Сосуд над колон­ной был про­свер­лен и пред­на­зна­чал­ся для сто­ка воды. Кра­си­вая деко­ра­тив­ная фигу­ра для источ­ни­ка1.

1Близ­ка ста­ту­эт­ке в Вичен­це 22, Катайо 814; дру­гие повто­ре­ния см. у Бер­нул­ли, указ. соч.

Ганс Дютшке

Литература:
C. Anti, Il Regio Museo Archeologico nel Palazzo Reale di Venezia (Rom 1930) 165 Cat. no. 6;
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien V. Antike Bildwerke in Vicenza, Venedig, Catajo, Modena, Parma und Mailand (Leipizig 1882) 123 f. Cat. no. 312;
R. Fleischer, Späthellenistische Gruppe vom Pollionymphäum in Ephesos mit dem Polymphemabenteuer des Odysseus, 2. Beih. ÖJh, 1971, 166 Ill. 6. 7 Cat. no. 4;
J. Inan in: H. U. Cain — H. Gabelmann — D. Salzmann, Festschrift für Nikolaus Himmelmann (1989) 275 [Replik Nr. 4];
G. Traversari, La Statuaria Ellenistica del Museo Archeologico di Venezia (1986) 133 Cat. no. 43.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Описание: H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien V. Antike Bildwerke in Vicenza, Venedig, Catajo, Modena, Parma und Mailand (Leipzig 1882). С. 123—124, кат. № 312.
© 2014 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского.
Библиография, доп. информация: http://arachne.uni-koeln.de/item/objekt/22196
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие римский римская римские статуя statua statuae мифология mythologia graeca афродита aphrodite нимфа нимфы nympha статуи мрамор статуэтка кувшин сосуд гидрия диадема сфендон sfendone драпировка тип афродиты коллекция джироламо цулиан цульян girolamo zulian инв № 253