Фигура сидящего мужчины (т. н. «Менандр»)
Мрамор. Вторая половина I в. до н. э.Инв. № 588.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 50 Фото: И. А. Шурыгин

Фигура сидящего мужчины (т. н. «Менандр»).

Мрамор. Вторая половина I в. до н. э.
Инв. № 588.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 50.

Происхождение:
Скульп­ту­ра была най­де­на в 1585-90 гг. при рас­коп­ках око­ло церк­ви Сан­та Пуден­ци­а­на и сада мона­сты­ря Сан Лорен­цо ин Пан­ис­пер­на на Вими­наль­ском хол­ме внут­ри неболь­шо­го цир­ку­ляр­но­го стро­е­ния вме­сте со ста­ту­ей Посидиппа (инв. № 735). Пона­ча­лу обе ста­туи счи­та­лись изо­бра­же­ни­я­ми рим­ских кон­су­лов. Пер­во­на­чаль­но нахо­ди­лись на вил­ле Сикс­та V (вил­ла Пере­т­ти/Мон­таль­та), откуда в пон­ти­фи­кат Пия VI были пере­ме­ще­ны в Вати­кан­ские музеи.

Описание:
GS 50. Ста­туя сидя­ще­го муж­чи­ны (т. н. «Менандр») (fig. 7).

Была най­де­на вме­сте со ста­ту­ей Посидиппа при рас­коп­ках в мона­стыр­ском вино­град­ни­ке церк­ви Сан Лорен­цо ин Пан­ис­пер­ма на Вими­наль­ском хол­ме (совр. виа Баль­бо близ церк­ви Сан­та Пуден­ци­а­на). Ста­туи нахо­ди­лись внут­ри круг­лой в плане струк­ту­ры с малень­ким купо­лом (tholos), слу­жив­шей частью ароч­ной гале­реи. Папа Сикст V (1585—1590) немед­лен­но рас­по­рядил­ся пере­не­сти ста­туи на вил­лу Пере­т­ти Мон­таль­то Негро­ни Мас­си­мо, кото­рая в те вре­ме­на явля­лась его соб­ст­вен­но­стью. В 1785 г., после того, как вил­ла была при­об­ре­те­на Джу­зеп­пе Ста­де­ри­ни, скульп­ту­ра вил­лы была про­да­на Тома­су Джен­к­ин­су, кото­рый в 1789 г. пере­про­дал ее (вклю­чая «Менанд­ра» и Посидиппа) с боль­шой выго­дой Музе­ям Вати­ка­на. (Вил­ла рас­по­ла­га­лась на месте нынеш­не­го желез­но­до­рож­но­го вок­за­ла Тер­ми­ни; кар­ди­нал Негро­ни, купец Джу­зеп­пе Ста­де­ри­ни и семей­ство Мас­си­мо — ее позд­ней­шие вла­дель­цы — И. Ш.).

Ста­туя, под­верг­ну­тая серь­ез­ной рестав­ра­ции, явля­ет­ся изо­бра­же­ни­ем в три чет­вер­ти сидя­ще­го пер­со­на­жа со свит­ком (volumen), обло­ко­тив­ше­го­ся рукой о спин­ку крес­ла; стро­гая поза харак­тер­на для фило­со­фа, писа­те­ля, либо государ­ст­вен­но­го дея­те­ля. Его чер­ты име­ют выра­жен­ное сход­ство с порт­ре­та­ми, иден­ти­фи­ци­ру­е­мы­ми как изо­бра­же­ния гре­че­ско­го комедио­гра­фа Менанд­ра (ок. 342 — 289 гг. до н. э.), одна­ко это лицо неиз­вест­но­го рим­ля­ни­на. Фит­чен (см. биб­лио­гра­фию) пред­по­ла­га­ет, что голо­ва псев­до-Менанд­ра была под­верг­ну­та пере­ра­бот­ке; ори­ги­наль­ный ее вид был рекон­струи­ро­ван на осно­ва­нии порт­ре­та-гер­мы из Глип­то­те­ки Копен­га­ге­на (NCG 597a) — изо­бра­же­ния важ­ной пер­со­ны, иден­ти­фи­ци­ро­вать кото­рую не уда­лось. Обра­зец для ста­туи (так­же на осно­ва­нии порт­рет­ной атри­бу­та­ции Фит­че­на) может быть дати­ро­ван пер­вой поло­ви­ной III в. до н. э., а насто­я­щая реп­ли­ка отно­сит­ся к пер­вой поло­вине I в. до н. э. Пере­ра­бот­ка порт­ре­та, сле­до­ва­тель­но, мог­ла быть выпол­не­на ок. 30 г. до н. э., по рас­по­ря­же­нию знат­но­го пат­ри­ция, поже­лав­ше­го при­дать ста­туе чер­ты сво­его лица, но при этом пол­но­стью сох­ра­нить ори­ги­наль­ные одеж­ды и общий вид скульп­ту­ры.

Inv. 588; A II p. 577 n° 390 tav. 54; Laurenzi p. 134; B. Schweitzer, Die Bildniskunst der römischen Republik, Weimar 1948, p. 86 n° 1 figg. 122; H. von Heintze, in RM, 68, 1961, p. 80 e ss. tavv. 24, 1, 25, 1 e 27; H 130; Richter p. 229; Fittschen p. 71 note 3 e 4; Bieber p. 42 fig. 88; R. Wünsche, in MüJb, 31, 1980, pp. 26-27; L. de Lachenal, in MNR, I/6, p. 197; Pietrangeli 1989 p. 97 n° 50; K. Fittschen, in AM, 106, 1991, p. 243 e ss.; K. Fittschen, in Acta Hyperborea, 4, 1992, p. 9 e ss.; Id., in AM, 107, 1992, pp. 229-271 tavv. 77-90; V. Kockel, Porträtreliefs stadtrömischer Grabbauten, Mainz am Rhein 1993, p. 34 nota 264; den Hoff p. 80 nota 215; M. Sapelli, in BMonMusPont, XVI, 1996, pp. 143 e 150 fig. 2.


Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 1999 г. Описание: G. Spinola. Guide cataloghi Musei Vaticani, 4. Il Museo Pio Clementino, 2. Città del Vaticano, Roma, 1999, с. 41—42, кат. № GS 50.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная греческий деятель грек греки менандр менандра menander menandros скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия статуя статуи statua statuae мрамор мужской мебель стул klismos перстень кольцо свиток мужская обувь calceus калцей кальцей калцеи кальцеи патрицианские муллеи mullei инв № 588