Статуя — римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э. Голова — гипсовый слепок с античной головы.Инв. № 179.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал греческого креста, 21 Фото: С. И. Сосновский
Статуя, предположительно изображающая Клеопатру VII.
Статуя — римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э. Голова — гипсовый слепок с античной головы.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал греческого креста, 21.
567. Женская статуя с приставленной портретной головой
Выс. 1,79 м, голова 0,24 м. Мрамор головы крупнозернистый, покрытый желтоватой патиной, отличается от пентелийского мрамора туловища.
Дополнены: нос, правая рука, кроме части у плеча, левая рука (была, несомненно, приподнята), край складок в верхней части левой руки, часть складок, спадающих по верхней части туловища, часть краев складок справа, складка, спадающая по наружной передней стороне левой ноги, кроме нижнего конца, нижний конец на задней стороне ноги, обе ступни, плинт за пределами фигуры.
Отломан нижний кусок статуи слева, начиная от него — еще кусок с одеждой над левой ступней (вставлены куски в складках, особенно дальше вверху снаружи). Отсутствуют складки перед правой голенью, отломан кусок над левой ступней (однако вряд ли подозрительно белые места под грудями). Лицо с левой стороны сильно выветрено, остались выступающие места первоначальной поверхности. Только на голове следы корней, разрушивших мрамор.
Несмотря на то, что голова точно подходит к шейному вырезу, ее принадлежность туловищу маловероятна.
Статуя одета в пеплос с напуском и сборками над поясом, поверх него накидка, прилегающая к спине и спадающая спереди через оба плеча вплоть до края сборок; с. 170 на правом плече одежда вследствие дополнения неразборчива. На накидке справа сзади заметна кайма другого цвета. Левая нога отставлена в сторону и вперёд, поэтому спадающая от колена прямой складкой ткань облегает голень. Поднятая левая рука, вероятно, поддерживала какой-то атрибут. Реплики неизвестны; скопировано, вероятнее всего, произведение конца V в. до н. э. Накидка, как и выдвинутая вперёд нога и прямой край сборок есть и у Алкамена, тогда как обработка складок и их ритм уже его превосходят. Стилистически ближе всего здесь статуя, свободно воспроизведённая в статуэтке Clara Rhodos V 2164 ff. илл. 41.
На голове т. н. прическа «дыня», по обе стороны от середины по четыре валика; оба средних собраны вместе, над ними узел, спадающий на ленту. От волос надо лбом отделяются некоторые волоски; перед правым ухом отчетливо виден локон на виске, такой же, вероятнее всего, был ранее и слева. Позади волос передней части головы широкая, гладкая, огибающая голову и расширяющаяся вперед повязка. За ней продолжены не все валики. На затылке волосы в виде коротких завитых локонов свободно свисают по обе стороны от середины — вероятно, поверх примыкающей к повязке дужки. Широко открытые глаза, полные щеки, закрытый рот.
Для повязки и прически Курциус обнаруживает ближайшие параллели на монетах знаменитой Клеопатры (VII), несмотря на то, что диадема там более узкая и имеет характерные для царской повязки свободные концы. Черты лица также хорошо соответствуют монетам, так что идентификация Курциусом головы в качестве Клеопатры весьма вероятна. Кроме того, большие глаза — птолемеевская традиция. Менее уверенно следует трактовать след руки ребенка на левой щеке — так как голова была вставлена, рука не могла быть прочно с ней соединена, а только прилегала в этом месте и защитила его от выветривания.
Найдена до 1790 г. вместе со статуей № 408 из Галереи статуй (см. т. II, № 621) на виа Кассиа поблизости от т. н. с. 171 Гробницы Нерона (Tomassetti, La campagna Romana III 22, где, однако, статуи не упомянуты) и приобретена Пием VI (надпись на базе). Первоначально была выставлена в вестибюле музея.
Visconti, Mus. Pio-Clementino III Taf. 20 (der Kopf Taf. a 4). Massi 176. Gerhard-Platner 231 Nr. 8. Clarac, Musée 424, 757. L. Curtius, RM. 48, 1933, 184 ff. Abb. 3 Taf. 25—
Phot.: Inst. Neg. 3283 (St.); 3284 (K. f.); 3986 (K. l. P.); 1933. 420 (K. r. P.). Al. 26962.
Подпись, происхождение: музейная подпись к скульптуре (2005 г.).
© 1936 г. Описание: G. Lippold. Die Skulpturen des Vaticanischen Museums. Band III 1, Text. Walter de Gruyter, Berlin/Leipzig, 1936. С. 169—171, кат. № 567.
© 2015 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского под ред. Галины Ранге.