Римская девушка
Мрамор. Кон. I в. до н. э.
Высота 28 см.
Инв. № 3175.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Фото: С. И. Сосновский

Римская девушка.

Мрамор. Кон. I в. до н. э.
Высота 28 см.
Инв. № 3175.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Происхождение:
Най­де­на в Риме на виа дель Кор­со. При­об­ре­те­на в 1958 г.

Описание:
40. Илл. LXVI—LXVII

Знат­ная рим­лян­ка, Юлия (?). Мра­мор­ная голо­ва. Инв. № 3175. При­об­ре­те­на в 1958 г. Дар фон­да «Новый Карлс­берг».

Высота 28 см. Белый мра­мор с кра­си­вой золо­ти­сто-корич­не­вой пати­ной. Малень­кие цара­пи­ны на кон­чи­ке носа, кра­ях ушей, под­бо­род­ке и воло­сах, но в целом сохран­ность хоро­шая. На макуш­ке сре­за­на круг­лая ров­ная поверх­ность с древ­ней пати­ной; види­мо, на этом месте были наклад­ные воло­сы, веро­ят­но, из дру­го­го мате­ри­а­ла, так как кусок мра­мо­ра был бы недо­ста­точ­но велик. Ещё одна сре­зан­ная в древ­но­сти поверх­ность нахо­дит­ся спра­ва от шеи и, несо­мнен­но, была пред­на­зна­че­на для встав­ки голо­вы в ста­тую с дра­пи­ров­кой.

Эта голо­ва — порт­рет моло­дой дамы, чрез­вы­чай­но кра­си­вой, выпол­нен­ный на самом высо­ком худо­же­ст­вен­ном уровне. В порт­ре­тах моло­дой Ливии, напри­мер, на бюсте из Фаю­ма в Глип­то­те­ке (№ 34) обна­ру­жи­ва­ет­ся пора­зи­тель­ная парал­лель, как в сти­ле, так и в при­чёс­ке, но в дан­ном слу­чае при­чёс­ка более слож­на. Види­мо, это ком­би­на­ция пуч­ка надо лбом и, веро­ят­но, более ста­рой моды, опи­сан­ной л’Оран­жем (L’Orange H. P. Zum frührömischen Frauenporträt // Römische Mitteilungen. Bd. 44. 1929. S. 167. Felletti Maj B. M. Museo nazionale romano: I ritratti. Roma, 1953. P. 37). Име­ет­ся опре­де­лён­ное сход­ство с голо­вой из Бри­тан­ско­го музея, кото­рую ранее назы­ва­ли Клео­патрой (Römische Mitteilungen. Bd. 44. 1929. S. 35—36. Bieber M. The Sculpture of the Hellenistic Age. N. Y., 1961. Fig. 368—369). Одна­ко мало­ве­ро­ят­но, что мы име­ем дело с порт­ре­том роко­вой еги­пет­ской цари­цы, пре­бы­ва­ние кото­рой в Риме закон­чи­лось со смер­тью Цеза­ря в 44 г., так как новая голо­ва из Глип­то­те­ки опре­де­лён­но кажет­ся более моло­дой. Ско­рее, это недо­стаю­щий порт­рет Юлии, несчаст­ной доче­ри Авгу­ста (ср. Enciclopedia dell’Arte Antica, classica e orientale. Vol. III. Roma, 1958. P. 921; Antike Münzen, Auk. Leu und Hess, Lucerne 2/4/1958 No. 287, pl. 11).

Cat. 620. Vagn Poulsen, Oldtidsmennesker, Fra Antikkens Verden 3, 1959, p. 73.


Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1973 г. Описание: V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne. Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, с. 75—76, кат. № 40.
© 2015 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii скульптура скульптурный sculptura римская римские голова мрамор женский юлия старшая g139 женская прическа инв № 3175