200—220 гг. н. э.
Выс. 0,67 м, дл. 2,18 м, шир. 0,65 м.Инв. № A 10 int.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг с о сценой мифа о похищении Прозерпины (фронтальная панель).
200—220 гг. н. э.
Выс. 0,67 м, дл. 2,18 м, шир. 0,65 м.
Пиза, Кампосанто.
A 10 int.
Выс. 0,67 м; дл. 2,18 м; шир. 0,65 м.
Без крышки.
Слева Церера скачет вверх на колеснице, управляемой женщиной-возницей, изображенной, согласно робертовской трактовке символов (имеется в виду немецкий антиковед Карл Роберт — И. Ш.), в позе, выражающей трепет. Возница погоняет кнутом четверку скакунов, запряженных в квадригу. Под ногами коней полулежит, обратившись влево, Теллус с обнаженной грудью, держащая в левой руке рог изобилия (сохранившийся фрагментарно). Рядом с ней опускается на землю крылатый гений, от фигуры которого остались лишь крылья, часть правой руки и фрагмент груди. Слева от Теллус стоит корзинка с цветами.
В центральной части рельефа находятся Плутон, Прозерпина и Венера. Венера, придерживая левой рукой развевающуюся волнами накидку, и положив правую на стоящую рядом вазу с цветами, обратила взгляд на Плутона. Слева от Прозерпины находится Меркурий; позади Плутона — Минерва в шлеме, с копьем и щитом, в изумлении поднявшая голову. Перед ней — Диана. Наверху, слева от Меркурия, рядом с деревом стоит бог горы. Прозерпина сидит низко, ее корзинка с цветами упала и лежит рядом с Минервой. Справа виднеется кадуцей Меркурия.
От фигуры возницы следующей квадриги сохранилась лишь верхняя часть туловища. Колесница запряжена четверкой коней, над ней летит крылатая фигура. Теллус полулежит в своей обычной позе, обратившись влево; по сторонам от нее сохранились фрагменты двух амурчиков. Над головами коней левой квадриги рельеф стесан и заменен средневековой надписью.
Среди саркофагов с мифом о похищении Прозерпины наибольшей известностью пользуются экземпляры в церкви св. Франциска Ассизского в Мессине, в Археологическом музее Флоренции, у Кавачеппи в Риме (видимо, имеется в виду Casa Cavaceppi — дом известного скульптора и реставратора XVIII в. Бартоломео Кавачеппи, в Риме, на Via del Babuino, 155. — И. Ш.) и в кафедральном соборе Салерно (Robert, III, № 406). Композиция на этих саркофагах аналогична нашей. К этому перечню можно добавить фрагмент фронтального рельефа саркофага в базилике Сан-Феличе в Чимитиле близ Нолы, в церкви Сан-Феличе в Генуе (Robert, III, 405, 1) и в церкви Розарио в Позитано.
Мы предположительно датируем саркофаг первой половиной III века, скорее всего, не позднее 220 года н. э. Датировка затруднена из-за плохой сохранности рельефа.
Dütschke n. 77;
Lasinio tav. CXXIX—
Da Morrona II p. 348;
Papini n. 75 p. 53;
Robert III 3 n. 409.
Надпись в левой части, две строки. 1-я строка — 30,5 × 5,5 см; 2-я строка — 3,5 × 4,5 см.
SEPULCRUM SCORCIALU-/
PI
Семейство Скорчалупи (Scorcialupi) в XIII в. относилось к знати. В XIV в. решением народа вошло в магистратуру Старейшин (T. Christiani, Nobilita, p. 121 nota 148 e p. 432).
© 1977 г. Описание: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 103—104, cat. A 10 int.
© 2015 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.