Колоссальный портрет Агриппины Младшей. Тип «Анкона».
Белый мрамор. Ок. 51 г. н. э.
Высота 45 см, длина 50 см.
Сен-Бернар-де-Коменж, Музей Коменжа

Колоссальный портрет Агриппины Младшей. Тип «Анкона».

Белый мрамор. Ок. 51 г. н. э.
Высота 45 см, длина 50 см.

Сен-Бернар-де-Коменж, Музей Коменжа.

Происхождение:
Най­де­на в 1930 г. в Сен-Бер­нар-де-Коменж, при рас­коп­ках фору­ма.

Описание:

6. Порт­рет Агрип­пи­ны Млад­шей

Тип «Анко­на»: ок. 51 г. н. э.
Рис. 6a.

Сен-Бер­нар-де Коменж, музей Комен­жа.
Колос­саль­ная голо­са.
Белый мра­мор.

Най­де­на в Сен-Бер­нар-де-Коменж, при рас­коп­ках фору­ма.

Раз­ме­ры: высота 45 см, дли­на 50 см.

Рестав­ра­ции: скле­и­ва­ние несколь­ких фраг­мен­тов.

Биб­лио­гра­фия: B. Sapène, 1931, p. 34; P. Goessler, Bull. Mus. Imp., 3, 1932, p. 108 fig. 4; Espérandieu, XI, 7661; F. Poulsen, 1951, p. 443 (Агрип­пи­на Млад­шая); M. Bossert — D. Kaspar, 1974, p. 25 n. 58 (Агрип­пи­на Млад­шая?); K. Fittschen — P. Zanker, 1983, p. 6—7 n. 4 (Агрип­пи­на Млад­шая, вари­ант типа III); N. Dumont, 1987, p. 45—46 n° 19, pl. 19, 1—2; она же, 1989, p. 388—389, p. 386 fig. 4 (Агрип­пи­на Млад­шая); D. Kreikenbom, 1992, p. 92, 97, n° III 72 p. 204 (про­вин­ци­аль­ный вари­ант типа «Анко­на»); D. Boschung, 2002, n° 63. 1 p. 138 (Агрип­пи­на Млад­шая, тип «Анко­на»).

Сохран­ность: Голо­ва, отко­лотая у осно­ва­ния шеи, очень силь­но повреж­де­на; в её нынеш­нем состо­я­нии она состав­ле­на из раз­роз­нен­ных фраг­мен­тов, обна­ру­жен­ных на фору­ме. Нос отбит, так же, как и верх­няя губа, сле­ва отсут­ст­ву­ет зна­чи­тель­ная часть голо­вы: скол захва­ты­ва­ет внеш­нюю часть гла­за и боль­шин­ство прядей с этой сто­ро­ны. В раз­ных местах отско­чи­ли кусоч­ки мра­мо­ра.

Опи­са­ние: Эта голо­ва при­над­ле­жа­ла ста­туе при­мер­но в два раза боль­ше чело­ве­че­ско­го роста — она, несо­мнен­но, была высотой ок. 3,5 м. При­чёс­ка отно­сит­ся к эпо­хе Кали­гу­лы и Клав­дия: лицо широ­кое и пол­ное, с круг­лым и очень высту­паю­щим под­бо­род­ком, обрам­ле­но четырь­мя ряда­ми круг­лых локо­нов, на шее, с каж­дой сто­ро­ны воз­ле ушей, воло­сы скру­че­ны в два жгу­та. Заты­лок, нао­бо­рот, глад­кий, а на макуш­ке име­ет­ся выем­ка; отсюда Н. Дюмон дела­ет вывод, что ста­туя, види­мо, была «коро­но­ва­на и при­сло­не­на к стене»7; точ­но так же мож­но усмот­реть здесь порт­рет с пок­ры­той голо­вой (uelato capite), обра­бот­ка зад­ней части кото­ро­го не име­ла смыс­ла8.

Замет­но, что на этом порт­ре­те явно под­чёрк­нут взгляд — гла­за, впро­чем, немно­го асим­мет­рич­ные, осо­бен­но широ­ки и вели­ки, и эту осо­бен­ность, несо­мнен­но, сле­ду­ет объ­яс­нять колос­саль­ным раз­ме­ром скульп­ту­ры, а не её пред­по­ло­жи­тель­но про­вин­ци­аль­ным про­ис­хож­де­ни­ем, — так же, как и неко­то­рую схе­ма­ти­за­цию объ­ё­мов: лицо плос­кое и глад­кое, пряди волос выпол­не­ны в гра­фи­че­ском и деко­ра­тив­ном сти­ле; в целом, это очень выра­зи­тель­ный порт­рет. Нако­нец, сле­ду­ет отме­тить, что в ушах про­де­ла­ны отвер­стия и, сле­до­ва­тель­но, в них долж­ны были встав­лять­ся укра­ше­ния, воз­мож­но, из дра­го­цен­но­го метал­ла; на Запа­де этот при­ём встре­ча­ет­ся срав­ни­тель­но ред­ко9.

Ком­мен­та­рий: Колос­саль­ный раз­мер ста­туи, место и кон­текст её обна­ру­же­ния — на фору­ме, неда­ле­ко от тро­фея Авгу­ста, одно­вре­мен­но с колос­саль­ной ста­ту­ей муж­чи­ны (кат. № 7), — инди­виду­а­ли­зи­ро­ван­ные чер­ты лица сра­зу ука­зы­ва­ют на то, что это изо­бра­же­ние пред­ста­ви­тель­ни­цы импе­ра­тор­ско­го дома. При­чёс­ка, состо­я­щая из несколь­ких рядов завит­ков, встре­ча­ет­ся в ико­но­гра­фии мно­гих прин­цесс из рода Юли­ев-Клав­ди­ев, осо­бен­но Агрип­пи­ны Стар­шей, жены Гер­ма­ни­ка, и её доче­ри Агрип­пи­ны Млад­шей, сест­ры Кали­гу­лы и жены Клав­дия.

В. Сапен пред­ло­жил счи­тать, что это порт­рет пер­вой10 из двух прин­цесс; одна­ко реп­ли­ки капи­то­лий­ско­го типа, кото­рый её изо­бра­жа­ет, име­ют гораздо более мяг­кие и рас­трё­пан­ные, раз­ве­ваю­щи­е­ся куд­ри, чем мы видим на этом порт­ре­те. Напро­тив, осо­бен­но­сти при­чёс­ки это­го послед­не­го соот­вет­ст­ву­ют одно­му из офи­ци­аль­ных типов, изо­бра­жаю­щих мать Неро­на, ико­но­гра­фию кото­рой попы­та­лись раз­ра­ботать В. Трилль­мих11 и вслед за ним П. Цан­кер12. с. 198 Она вклю­ча­ет четы­ре серии порт­ре­тов13, дати­ров­ка и хро­но­ло­ги­че­ская после­до­ва­тель­ность кото­рых пло­хо засвиде­тель­ст­во­ва­ны; тип, для кото­ро­го харак­тер­ны четы­ре ряда круп­ных завит­ков, — это тип III, назы­вае­мый так­же типом «Анко­на», по месту наход­ки глав­но­го экзем­пля­ра серии; он отли­ча­ет­ся от типа II, или типа «Милан», отсут­ст­ви­ем малень­ких завит­ков надо лбом. По мне­нию П. Цан­ке­ра, типы III и IV были созда­ны позд­нее и дати­ру­ют­ся прав­ле­ни­ем Клав­дия, после женить­бы импе­ра­то­ра на Агрип­пине; порт­ре­ты на моне­тах, а так­же Gemma Claudia, камея кон­ца прав­ле­ния Клав­дия, види­мо, ука­зы­ва­ют на их созда­ние око­ло 51 г. н. э.14

Хотя порт­рет из Сен-Бер­нар-де-Комен­жа повто­ря­ет боль­шин­ство осо­бен­но­стей при­чёс­ки и физио­но­ми­че­ских харак­те­ри­стик типа III, он име­ет и неко­то­рые осо­бен­но­сти: как отме­ча­ет и П. Цан­кер, лоб выше, а лицо шире и круг­лее; кро­ме того, здесь отсут­ст­ву­ют пряди око­ло ушей в фор­ме локо­нов, пред­став­лен­ные на боль­шин­стве реплик, и это застав­ля­ет иссле­до­ва­те­лей видеть здесь про­вин­ци­аль­ный вари­ант15 типа Анко­на16. Одна­ко отсут­ст­вие длин­ных прядей, спа­даю­щих на пле­чи, как мне кажет­ся, может быть обос­но­ва­но, если прин­цес­са была изо­бра­же­на с пок­ры­той голо­вой (velato capite). Что каса­ет­ся физио­но­ми­че­ских осо­бен­но­стей, то они рав­ным обра­зом могут объ­яс­нять­ся, как мы виде­ли, акцен­том на опре­де­лён­ных дета­лях, обу­слов­лен­ным фор­ма­том; в дока­за­тель­ство мож­но при­ве­сти колос­саль­ный порт­рет17 Агрип­пи­ны Млад­шей, най­ден­ный в ходе рас­ко­пок рын­ков Тра­я­на18, кото­рый в целом кажет­ся мне не слиш­ком уда­лён­ным от порт­ре­та из Сен-Бер­на­ра, несмот­ря на своё несо­мнен­но «город­ское» (stadtrömisch) про­ис­хож­де­ние и, воз­мож­но, иную дати­ров­ку, если сле­до­вать мне­нию П. Цан­ке­ра, кото­рый счи­та­ет её про­из­веде­ни­ем эпо­хи Тра­я­на19. Одна­ко мы нахо­дим здесь то же самое плос­кое и широ­кое лицо, те же под­чёрк­ну­тые гла­за, то же «рез­кое» испол­не­ние век20 и укра­ше­ние волос. Таким обра­зом, опре­де­лён­ный тип изо­бра­же­ния объ­ё­ма, види­мо, опре­де­ля­ет­ся фор­ма­том, поми­мо прак­ти­ки, харак­тер­ной для той или иной мастер­ской, или сти­ля эпо­хи.

На осно­ва­нии кон­тек­ста наход­ки и неза­вер­шён­но­сти зад­ней части голо­вы Н. Дюмон дела­ет вывод, что ста­туя долж­на была «слу­жить кари­а­ти­дой при вхо­де в южный пор­тик с. 199 фору­ма в Сен-Бер­тране»21: одна­ко, поми­мо того, что неиз­вест­но ни одно­го импе­ра­тор­ско­го порт­ре­та, кото­рый выпол­нял бы такую функ­цию опо­ры — сим­во­лизм кари­а­ти­ды, обра­за под­чи­не­ния (imago seruitutis), конеч­но, не соот­вет­ст­ву­ет импе­ра­тор­ско­му изо­бра­же­нию, — на макуш­ке нет ниче­го, напо­ми­наю­ще­го кор­зи­ну (calathos); поэто­му дан­ная гипо­те­за пред­став­ля­ет­ся излиш­ней, в той мере, в какой при­сут­ст­вие дина­сти­че­ских групп при вхо­де на фору­мы и на самих фору­мах явля­ет­ся вполне обыч­ным: ста­туи тогда раз­ме­ща­ли у глав­ных стен пор­ти­ков или уста­нав­ли­ва­ли на почёт­ных базах. Что каса­ет­ся Д. Край­кен­бо­ма, то он пред­по­ло­жи­тель­но свя­зы­ва­ет порт­рет Агрип­пи­ны и муж­скую ста­тую, обна­ру­жен­ную в этом же месте (кат. № 8), с авгу­стов­ским тро­фе­ем из Сен-Бер­тра­на и счи­та­ет, что эта груп­па эпо­хи Клав­дия на самом деле была укра­ше­ни­ем это­го памят­ни­ка22: это пред­став­ля­ет­ся мало­ве­ро­ят­ным про­сто на осно­ва­нии дати­ров­ки23, а так­же и ввиду фор­ма­та и мане­ры испол­не­ния; нет ниче­го уди­ви­тель­но­го в том, что на город­ском фору­ме име­лась при­ви­ле­ги­ро­ван­ная зона, где возда­ва­лись раз­лич­ные поче­сти режи­му и импе­ра­тор­ской семье, но к насто­я­ще­му вре­ме­ни нет ника­ких аргу­мен­тов, поз­во­ля­ю­щих сде­лать вывод о еди­ном ансам­бле.

ПРИМЕЧАНИЯ:

7N. Dumont, 1989, p. 388.

8Голо­ва Анто­нии Млад­шей из груп­пы Безье (кат. 128) тоже глад­кая сза­ди, и Ж.-Ш. Бал­ти выдви­нул гипо­те­зу о том, что на ней было пок­ры­ва­ло; здесь, по всей веро­ят­но­сти, мы видим такой же под­ход.

9Ста­туя Анто­нии из Нима (кат. № 199) тоже име­ет в ушах серь­ги.

10B. Sapène, 1957, p. 17, 76.

11W. Trillmich, 1974, p. 184—202, pl. 35—46.

12K. Fittschen — P. Zanker, 1983, n° 5 p. 6—7.

13Д. Бошунг при­ни­ма­ет это деле­ние на четы­ре типа и исправ­ля­ет их наз­ва­ния: D. Boschung, 1993b, 73—74.

14Ibid., p. 74.

15Осо­бен­но Н. Дюмон и Д. Край­кен­бом.

16K. Fittschen — P. Zanker, 1983, p. 7 n. 4, реп­ли­ка 1.

17Высота — 57 см.

18Рим, Рын­ки Тра­я­на, запас­ной фонд, без инвен­тар­но­го номе­ра.

19K. Fittschen — P. Zanker, 1983, n° 5 p. 6, pl. 6.

20Соглас­но Д. Край­кен­бо­му (D. Kreikenbom, loc. cit.), оно напо­ми­на­ет «стиль» эпо­хи Тибе­рия, что ещё раз дока­зы­ва­ет, как труд­но раз­гра­ни­чить тех­ни­че­ские осо­бен­но­сти и стиль в соб­ст­вен­ном смыс­ле сло­ва.

21N. Dumont, 1989, p. 388.

22«Веро­ят­но, колос­саль­ные скульп­ту­ры отно­сят­ся к (допол­ни­тель­но­му) оформ­ле­нию тро­фея Авгу­ста в этом месте» («Vielleicht gehören die kolossalen Skulpturen zur (nachträglichen) Ausstattung des augusteischen Tropäums an jenem Ort»).

23Э. Буб пред­ла­га­ет дати­ро­вать сам тро­фей 13—12 гг. до н. э.: E. Boube, 1996, p. 44.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 196—199, кат. № 6, илл. 6a.
© 2015 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii императрица юлия агриппина младшая g200 агриппины младшей julia iulia agrippina minor re556 портрет портреты портретный портретная голова мрамор колоссальная колоссальный женский женщина женская прическа тип анкона