Высота 45 см, длина 50 см.Сен-Бернар-де-Коменж, Музей Коменжа
Колоссальный портрет Агриппины Младшей. Тип «Анкона».
Высота 45 см, длина 50 см.
Сен-Бернар-де-Коменж, Музей Коменжа.
6. Портрет Агриппины Младшей
Тип «Анкона»: ок. 51 г. н. э.
Рис. 6a.
Сен-Бернар-де Коменж, музей Коменжа.
Колоссальная голоса.
Белый мрамор.
Найдена в Сен-Бернар-де-Коменж, при раскопках форума.
Размеры: высота 45 см, длина 50 см.
Реставрации: склеивание нескольких фрагментов.
Библиография: B. Sapène, 1931, p. 34; P. Goessler, Bull. Mus. Imp., 3, 1932, p. 108 fig. 4; Espérandieu, XI, 7661; F. Poulsen, 1951, p. 443 (Агриппина Младшая); M. Bossert — D. Kaspar, 1974, p. 25 n. 58 (Агриппина Младшая?); K. Fittschen — P. Zanker, 1983, p. 6—
Сохранность: Голова, отколотая у основания шеи, очень сильно повреждена; в её нынешнем состоянии она составлена из разрозненных фрагментов, обнаруженных на форуме. Нос отбит, так же, как и верхняя губа, слева отсутствует значительная часть головы: скол захватывает внешнюю часть глаза и большинство прядей с этой стороны. В разных местах отскочили кусочки мрамора.
Описание: Эта голова принадлежала статуе примерно в два раза больше человеческого роста — она, несомненно, была высотой ок. 3,5 м. Причёска относится к эпохе Калигулы и Клавдия: лицо широкое и полное, с круглым и очень выступающим подбородком, обрамлено четырьмя рядами круглых локонов, на шее, с каждой стороны возле ушей, волосы скручены в два жгута. Затылок, наоборот, гладкий, а на макушке имеется выемка; отсюда Н. Дюмон делает вывод, что статуя, видимо, была «коронована и прислонена к стене»7; точно так же можно усмотреть здесь портрет с покрытой головой (uelato capite), обработка задней части которого не имела смысла8.
Заметно, что на этом портрете явно подчёркнут взгляд — глаза, впрочем, немного асимметричные, особенно широки и велики, и эту особенность, несомненно, следует объяснять колоссальным размером скульптуры, а не её предположительно провинциальным происхождением, — так же, как и некоторую схематизацию объёмов: лицо плоское и гладкое, пряди волос выполнены в графическом и декоративном стиле; в целом, это очень выразительный портрет. Наконец, следует отметить, что в ушах проделаны отверстия и, следовательно, в них должны были вставляться украшения, возможно, из драгоценного металла; на Западе этот приём встречается сравнительно редко9.
Комментарий: Колоссальный размер статуи, место и контекст её обнаружения — на форуме, недалеко от трофея Августа, одновременно с колоссальной статуей мужчины (кат. № 7), — индивидуализированные черты лица сразу указывают на то, что это изображение представительницы императорского дома. Причёска, состоящая из нескольких рядов завитков, встречается в иконографии многих принцесс из рода Юлиев-Клавдиев, особенно Агриппины Старшей, жены Германика, и её дочери Агриппины Младшей, сестры Калигулы и жены Клавдия.
В. Сапен предложил считать, что это портрет первой10 из двух принцесс; однако реплики капитолийского типа, который её изображает, имеют гораздо более мягкие и растрёпанные, развевающиеся кудри, чем мы видим на этом портрете. Напротив, особенности причёски этого последнего соответствуют одному из официальных типов, изображающих мать Нерона, иконографию которой попытались разработать В. Трилльмих11 и вслед за ним П. Цанкер12. с. 198 Она включает четыре серии портретов13, датировка и хронологическая последовательность которых плохо засвидетельствованы; тип, для которого характерны четыре ряда крупных завитков, — это тип III, называемый также типом «Анкона», по месту находки главного экземпляра серии; он отличается от типа II, или типа «Милан», отсутствием маленьких завитков надо лбом. По мнению П. Цанкера, типы III и IV были созданы позднее и датируются правлением Клавдия, после женитьбы императора на Агриппине; портреты на монетах, а также Gemma Claudia, камея конца правления Клавдия, видимо, указывают на их создание около 51 г. н. э.14
Хотя портрет из Сен-Бернар-де-Коменжа повторяет большинство особенностей причёски и физиономических характеристик типа III, он имеет и некоторые особенности: как отмечает и П. Цанкер, лоб выше, а лицо шире и круглее; кроме того, здесь отсутствуют пряди около ушей в форме локонов, представленные на большинстве реплик, и это заставляет исследователей видеть здесь провинциальный вариант15 типа Анкона16. Однако отсутствие длинных прядей, спадающих на плечи, как мне кажется, может быть обосновано, если принцесса была изображена с покрытой головой (velato capite). Что касается физиономических особенностей, то они равным образом могут объясняться, как мы видели, акцентом на определённых деталях, обусловленным форматом; в доказательство можно привести колоссальный портрет17 Агриппины Младшей, найденный в ходе раскопок рынков Траяна18, который в целом кажется мне не слишком удалённым от портрета из Сен-Бернара, несмотря на своё несомненно «городское» (stadtrömisch) происхождение и, возможно, иную датировку, если следовать мнению П. Цанкера, который считает её произведением эпохи Траяна19. Однако мы находим здесь то же самое плоское и широкое лицо, те же подчёркнутые глаза, то же «резкое» исполнение век20 и украшение волос. Таким образом, определённый тип изображения объёма, видимо, определяется форматом, помимо практики, характерной для той или иной мастерской, или стиля эпохи.
На основании контекста находки и незавершённости задней части головы Н. Дюмон делает вывод, что статуя должна была «служить кариатидой при входе в южный портик с. 199 форума в Сен-Бертране»21: однако, помимо того, что неизвестно ни одного императорского портрета, который выполнял бы такую функцию опоры — символизм кариатиды, образа подчинения (imago seruitutis), конечно, не соответствует императорскому изображению, — на макушке нет ничего, напоминающего корзину (calathos); поэтому данная гипотеза представляется излишней, в той мере, в какой присутствие династических групп при входе на форумы и на самих форумах является вполне обычным: статуи тогда размещали у главных стен портиков или устанавливали на почётных базах. Что касается Д. Крайкенбома, то он предположительно связывает портрет Агриппины и мужскую статую, обнаруженную в этом же месте (кат. № 8), с августовским трофеем из Сен-Бертрана и считает, что эта группа эпохи Клавдия на самом деле была украшением этого памятника22: это представляется маловероятным просто на основании датировки23, а также и ввиду формата и манеры исполнения; нет ничего удивительного в том, что на городском форуме имелась привилегированная зона, где воздавались различные почести режиму и императорской семье, но к настоящему времени нет никаких аргументов, позволяющих сделать вывод о едином ансамбле.
ПРИМЕЧАНИЯ:
7N. Dumont, 1989, p. 388. 8Голова Антонии Младшей из группы Безье (кат. 128) тоже гладкая сзади, и Ж.-Ш. Балти выдвинул гипотезу о том, что на ней было покрывало; здесь, по всей вероятности, мы видим такой же подход. 9Статуя Антонии из Нима (кат. № 199) тоже имеет в ушах серьги. 10B. Sapène, 1957, p. 17, 76. 11W. Trillmich, 1974, p. 184—© 2015 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.