Саркофаг со сценами из Илиады (т. н. «саркофаг из Пианабеллы»).
Остия, Археологический музей.
Саркофаг был изготовлен из импортного проконнесского мрамора приблизительно в 160 г. скульпторами, работавшими в Риме или его окрестностях. На фронтальной панели изображены три сцены из Илиады. Слева Ахилл надевает доспехи в присутствии своей матери Фетиды. В следующей сцене Ахилл стоит на колеснице вместе со своим возницей Автомедоном. В правой, самой крупной сцене, Ахилл оплакивает мертвого Патрокла. Боковые панели саркофага были украшены фигурами грифонов. На крышке саркофага, по краям от панели для надписи, содержатся еще две сцены: в левой Ахилл на колеснице волочит тело Гектора вокруг могилы Патрокла; в правой тело Гектора обмывают перед возвращением его Приаму.
Эпизоды из жизни Ахилла показаны в этих сценах так же, как и на аттических саркофагах, однако некоторые детали (например, ложе покойного) имеют черты, характерные для римской иконографии. Это обстоятельство легло в основу заключения о том, что рельеф саркофага был изготовлен в самом Риме или его окрестностях, а моделью для него послужил аттический саркофаг, привезенный в Рим через Остию.
Наличие римских элементов в изображениях, посвященных Ахиллу, уникально, и позволяет предположить, что саркофаг был изготовлен по особому заказу. Выбор для декора сюжетов из греческой литературы и невероятно высокое художественное качество многофигурных сцен, мастерски высеченных в дорогом камне, свидетельствует о том, что заказчик, кем бы он ни был, являлся состоятельным и образованным человеком. В качестве возможного кандидата рассматривался представитель одной из самых знатных остийских семей — Эгрилиев, которая, судя по археологическим находкам, имела комплекс гробниц в некрополе Пианабеллы за чертой Остии. Однако не осталось никаких сведений о том, где был первоначально установлен этот саркофаг, и как он располагался внутри гробницы.
Следующим твердо установленным этапом истории саркофага явилось его повторное использование, приблизительно, в III веке, в другом мавзолее некрополя Пианабеллы. После того как исходная надпись на нем была стерта, саркофаг был готов принимать представителей другой семьи, приобретшей (непонятно, каким образом) его, и, несомненно, весьма довольной возможностью использовать для погребения столь дорогое вместилище.
Этот мавзолей располагается в северном конце ряда гробниц, образующих кладбище. Он был возведен приблизительно в первой половине II века и впоследствии на протяжении II и III веков много раз перестраивался. В ходе одной из перестроек саркофаг был опущен в подземную камеру и установлен в специально приготовленной для него нише (forma): перед ним была возведена стена, а свободные просветы по краям были заполнены строительным раствором. Таким образом, саркофаг был укрыт под землей от людских взглядов, вероятно, с целью обеспечить сохранность столь дорогого предмета и предотвратить его повторное использование как по прямому назначению, так и в качестве декоративного элемента.
Следующий этап истории саркофага наступил спустя семнадцать столетий, когда он сначала превратился в ценнейший товар на рынке античной продукции, а затем стал предметом переговоров в области реституции культурного наследия. Однажды, вероятно в 1976 г., он был обнаружен in situ нелегальными копателями, которые выломали переднюю панель, а также куски боковых панелей и крышки, оставив прочие части на месте. Им удалось заполучить рельефы, представлявшие особую ценность на рынке антиквариата, но извлечь саркофаг из земли полностью они не смогли. В 1982 г. эти фрагменты были приобретены берлинским музеем античности в Шарлоттенбурге в качестве «предметов из частной коллекции в Швейцарии», где, якобы, поколение владельцев использовало их как ящики для цветов, вмонтированные в стену. Тем временем части саркофага, оставленные на месте грабителями в Пианабелле, были обнаружены археологами. Свежий вид разломов указывал на то, что история о прежнем швейцарском владельце была вымышленной. С 1988 по 1991 годы итальянские археологи провели систематические раскопки мавзолея и установили расположение саркофага в гробнице. Более того, в застывшей строительной смеси им удалось обнаружить отпечатки фигур фронтального и боковых рельефов, что явилось окончательным доказательством происхождения берлинских панелей из данной гробницы.
Криминальное расследование не принесло результатов. Не имелось также законного основания для возвращения берлинских фрагментов в Остию. Однако, с другой стороны, ученым удалось найти аргументы для того, чтобы соединить воедино разные части саркофага и достичь договоренности о предоставлении берлинских фрагментов Остии для экспозиции их на постоянной основе. В настоящее время сильно поврежденный, но восстановленный саркофаг с крышкой выставлен в археологическом музее Остии.
Данные: музейная аннотация.
© 2010 г. Описание: Janet Huskinson. Habent sua fata: Writing Life Histories of Roman Sarcophagi. In: Life, Death and Representation. Some New Work on Roman Sarcophagi. De Gruyter, 2010, с. 58—61.
© 2015 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин.