Отдыхающий Геракл (тип Фарнезе — Питти)
Мрамор.
Римская работа конца II — начала III вв. н. э. с бронзового образца работы Лисиппа 2-й половины IV в. до н. э.
Инв. № 6001.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Отдыхающий Геракл (тип Фарнезе — Питти).

Мрамор.
Римская работа конца II — начала III вв. н. э. с бронзового образца работы Лисиппа 2-й половины IV в. до н. э.
Инв. № 6001.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Частная коллекция, Фарнезе.
Происхождение:
Най­ден в Риме, в Тер­мах Кара­кал­лы.

Описание:
Дан­ная скульп­ту­ра явля­ет­ся самым извест­ным вари­ан­том ото­б­ра­же­ния темы «Отды­хаю­щий Геракл». Утом­лен­ный герой отды­ха­ет после оче­ред­но­го подви­га, выпол­нен­но­го для сво­его двою­род­но­го бра­та Эври­сфея. По фрук­там, кото­рые он дер­жит за спи­ной в пра­вой руке, мож­но дога­дать­ся, что это был поход за ябло­ка­ми Гес­пе­рид. Ска­ла, на кото­рую опи­ра­ет­ся герой, соот­вет­ст­ву­ет это­му мифо­ло­ги­че­ско­му сюже­ту. Геракл опу­стил пали­цу и снял льви­ную шку­ру, хотя поло­же­ние его ног созда­ет ощу­ще­ние, что они нахо­дят­ся в дви­же­нии. Дина­мич­но­му изо­бра­же­нию его ног не соот­вет­ст­ву­ет рас­слаб­лен­ность шеи и плеч, а в целом фигу­ра не урав­но­ве­ше­на и при таком наклоне вле­во вряд ли мог­ла бы сто­ять. Исполь­зо­ван­ная ико­но­гра­фи­че­ская схе­ма с мно­ги­ми важ­ны­ми атри­бу­та­ми поз­во­ля­ет опре­де­лить ста­ту­ар­ный тип как «Фар­не­зе — Пит­ти», назван­ный так по двум наи­бо­лее совер­шен­ным сох­ра­нив­шим­ся экзем­пля­рам. Скульп­ту­ра выпол­не­на по брон­зо­во­му образ­цу, создан­но­му самим Лисип­пом или в его мастер­ской во вто­рой поло­вине IV века до н. э. На ска­ле, играю­щей роль опо­ры, чита­ет­ся имя афин­ско­го копи­и­ста Гли­ко­на, изва­яв­ше­го эту копию в кон­це вто­ро­го — нача­ле третье­го веков н. э.

Из наброс­ка, сде­лан­но­го Анто­нио да Сан­гал­ло, сле­ду­ет, что ста­туя была обна­ру­же­на в тер­мах Кара­кал­лы, в колон­ном про­хо­де меж­ду фри­гида­ри­ем и поме­ще­ни­ем к севе­ру от него, либо, по дру­гим источ­ни­кам, тепида­ри­ем. Рядом нахо­ди­лась пар­ная с ней ста­туя т. н. «Латин­ско­го Герак­ла», кото­рую сей­час мож­но видеть в Королев­ском двор­це в Казер­те. Обе ста­туи были уста­нов­ле­ны бок о бок в пор­ти­ке внут­рен­не­го дво­ра палац­цо Фар­не­зе.

Все части ста­туи, за иск­лю­че­ни­ем лево­го пред­пле­чья, вос­про­из­веден­но­го в гип­се, аутен­тич­ны.

Этот образ Герак­ла быст­ро полу­чил широ­кую извест­ность и оброс раз­лич­ны­ми леген­да­ми. Одна из них гла­си­ла, что голо­ву ста­туи обна­ру­жи­ли в неко­ем колод­це в Тра­сте­ве­ре.

Когда Фер­ди­нанд IV Бур­бон при­нял реше­ние пере­вез­ти кол­лек­цию в Неа­поль, пона­ча­лу воз­ник­ли серь­ез­ные воз­ра­же­ния отно­си­тель­но пере­ме­ще­ния Герак­ла, посколь­ку зна­ком­ство с этой ста­ту­ей счи­та­лось обя­за­тель­ным сре­ди мно­го­чис­лен­ных путе­ше­ст­вен­ни­ков и худож­ни­ков, посе­щав­ших Рим. В про­цес­се пере­езда ста­туя лиши­лась мно­гих отре­ста­ври­ро­ван­ных частей.

Стро­и­тель­ство подо­баю­ще­го поме­ще­ния в Музее заня­ло мно­го вре­ме­ни, а неа­по­ли­тан­ские скуль­п­то­ры и рестав­ра­то­ры не реша­лись работать со столь извест­ной ста­ту­ей, поэто­му дол­гие годы Геракл про­сто­ял в дере­вян­ном ящи­ке. Толь­ко когда дирек­то­ром музея стал Мике­ле Арди­ти (1807—1839 гг.), все работы были завер­ше­ны и ста­туя заня­ла место, где нахо­дит­ся и поныне. Рядом с ней мож­но видеть ноги Герак­ла работы Гульель­мо дел­ла Пор­та. Ста­туя была обна­ру­же­на во фраг­мен­ти­ро­ван­ном состо­я­нии, а отсут­ст­во­вав­шие ниж­ние конеч­но­сти были най­де­ны зна­чи­тель­но позд­нее. Одна­ко в XVI в. ноги работы дел­ла Пор­та, кото­рые счи­та­ли луч­ше ори­ги­наль­ных, оста­ви­ли на месте, и толь­ко в кон­це XVIII в. скуль­п­тор Кар­ло Аль­ба­чи­ни вер­нул на место ноги антич­ной работы.

Музей­ные инфор­ма­ци­он­ные мате­ри­а­лы

Рим, 16 янва­ря 1787 г.
Риму пред­сто­ит вели­кая худо­же­ст­вен­ная утра­та. Король неа­по­ли­тан­ский пере­во­зит в свою рези­ден­цию Гер­ку­ле­са Фар­нез­ско­го. Все худож­ни­ки в гор­ре; меж­ду тем мы увидим при этом слу­чае то, что было сок­ры­то от наших пред­ше­ст­вен­ни­ков.
Упо­мя­ну­тая ста­туя, от голо­вы до колен, а затем ниж­няя часть ног с пъеде­ста­лом, на кото­ром они сто­ят, были най­де­ны в Фар­нез­ских вла­де­ни­ях; не доста­ва­ло одна­ко ног, от колен до лодыш­ки, и Виль­гельм Пор­то (Гульель­мо дел­ла Пор­та - И.Ш.) заме­нил их дру­ги­ми. На них ста­туя и сто­ит до сего вре­ме­ни. Меж­ду тем, в Бор­гез­ских вла­де­ни­ях были най­де­ны насто­я­щие, древ­ние ноги, кото­рые и были выстав­ле­ны в Бор­гез­ской вил­ле.
В насто­я­щее вре­мя принц Бор­ге­зе решил­ся пре­под­не­сти эти дра­го­цен­ные остат­ки неа­по­ли­тан­ско­му коро­лю. Ноги работы Пор­то будут отня­ты, насто­я­щие при­став­ле­ны, и хотя до сих пор все вполне доволь­ст­во­ва­лись преж­ни­ми, одна­ко льстят себя надеж­дою, что ста­туя полу­чит совер­шен­но новый вид и будет про­из­во­дить более гар­мо­нич­ное впе­чат­ле­ние.

Рим, 20 июня 1787 г.

Гер­ку­лес из дома Фар­не­зи уве­зен, но я еще успел его посмот­реть на соб­ст­вен­ных ногах, кото­рые были ему воз­вра­ще­ны по про­ше­ст­вии столь дол­го­го вре­ме­ни. Загад­кой оста­лось, как мож­но было удо­вле­тво­рять­ся пер­вы­ми, сде­лан­ны­ми Пор­та. Теперь Гер­ку­лес - одно из совер­шен­ней­ших тво­ре­ний антич­ных вре­мен. В Неа­по­ле король наме­ре­ва­ет­ся пост­ро­ить музей, где под одной кры­шей будут нахо­дить­ся все, что у него име­ет­ся из про­из­веде­ний искус­ства: Гер­ку­ла­нум­ский музей, кар­ти­ны из Пом­пеи, кар­ти­на с Капо-ди-Мон­те, все наследие Фар­не­зи. Это вели­кое и пре­крас­ное начи­на­ние. Наш зем­ляк Хак­керт при­вел в дей­ст­вие весь этот меха­низм. Даже Фар­нез­ско­му быку пред­сто­ит пере­ко­че­вать в Неа­поль, где он будет вод­ру­жен на про­ме­на­де. Если бы они мог­ли при­хва­тить из двор­ца гале­рею Карач­чи, они бы и перед этим не оста­но­ви­лись.

В. Гете. Путе­ше­ст­вие в Ита­лию. Собра­ние сочи­не­ний Гете в пере­во­дах рус­ских писа­те­лей, издан­ных под редак­ци­ей Ник. Вас. Гер­бе­ля. С.-Пб, 1893 г., Т. 6, стр. 99.

Дву­мя наи­бо­лее извест­ны­ми работа­ми Лисип­па явля­лись колос­саль­ные ста­туи Зев­са и Герак­ла в Тарен­те. Точ­ное вре­мя созда­ния этих вели­ких про­из­веде­ний неиз­вест­но, одна­ко пред­став­ля­ет­ся, что скуль­п­тор вряд ли мог полу­чить этот гран­ди­оз­ный заказ до того как при­об­рел все­об­щее при­зна­ние в каче­стве скуль­п­то­ра при дво­ре Алек­санд­ра. Ста­туя Герак­ла была пере­ве­зе­на в Рим Фаби­ем Мак­си­мом в 209 г. до н. э. и уста­нов­ле­на на Капи­то­лии…

Ливий пишет (27. 16. 17), что после взя­тия Тарен­та (греч. Тарас), заня­то­го Ган­ни­ба­лом, рим­ляне вывез­ли из него огром­ное коли­че­ство сереб­ра в виде лома и монет, 83000 фун­тов золота, ста­туи и живо­пис­ные про­из­веде­ния — почти столь­ко же, сколь­ко из Сира­куз. После захва­та и раз­граб­ле­ния Тарен­та Фаби­ем Мак­си­мом в 209 г. город поте­рял свое зна­че­ние одно­го из важ­ней­ших цен­тров элли­ни­сти­че­ской куль­ту­ры.

Вполне веро­ят­но, что мно­гие рим­ляне впер­вые позна­ко­ми­лись с гре­че­ским искус­ст­вом в резуль­та­те подоб­ных гра­бе­жей. В Древ­нем Риме суще­ст­во­вал обы­чай уст­ра­и­вать после воен­ных побед пыш­ные три­ум­фаль­ные про­цес­сии, имев­шие рели­ги­оз­но-поли­ти­че­ский харак­тер, в кото­рых добы­ча, захва­чен­ная у про­тив­ни­ка, с пом­пой про­во­зи­лась через город. В элли­ни­сти­че­скую эпо­ху, когда рим­ляне одер­жа­ли ряд три­ум­фаль­ных побед над гре­ка­ми, сна­ча­ла в южной Ита­лии, а затем и в Гре­ции, эта добы­ча в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни была пред­став­ле­на про­из­веде­ни­я­ми искус­ства — скульп­ту­рой, живо­пи­сью, орна­мен­ти­ро­ван­ны­ми метал­ли­че­ски­ми изде­ли­я­ми, а так­же юве­лир­ны­ми укра­ше­ни­я­ми. За пери­од от взя­тия Сира­куз Мар­цел­лом (211 г. до н. э.) до взя­тия Корин­фа Мум­ми­ем (146 г. до н. э.) Рим навод­ни­ли про­из­веде­ния гре­че­ско­го искус­ства. Неко­то­рые из них были уста­нов­ле­ны в мест­ных свя­ти­ли­щах и хра­мах, дру­гие оста­лись в част­ных собра­ни­ях. Без сомне­ния, они ока­за­ли боль­шое вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние вку­сов и чув­ст­вен­но­сти рим­лян.

В чис­ле выве­зен­ных ста­туй ока­зал­ся и брон­зо­вый колосс-Геракл работы Лисип­па, кото­рый был посвя­щен Фаби­ем Мак­си­мом на Капи­то­лии в Риме (Plin. H. N. 34. 40; Strabo 6. 278). Позд­нее его пере­вез­ли в Кон­стан­ти­но­поль, где в кон­це кон­цов он был уни­что­жен во вре­мя оса­ды горо­да фран­ка­ми в 1204 г. Зевс, ско­рее бла­го­да­ря сво­им раз­ме­рам (высота ок. 18 м), чем бла­го­че­стию Фабия, остал­ся в Тарен­те, где его, пред­по­ло­жи­тель­но, видел Пли­ний Стар­ший в I веке н. э. (H. N. 34. 40). Поми­мо сво­их неве­ро­ят­ных раз­ме­ров, ста­туя, по свиде­тель­ству Пли­ния, была снаб­же­на меха­низ­ма­ми (внут­рен­ни­ми рыча­га­ми? про­ти­во­ве­са­ми? шестер­ня­ми?), при­во­див­ши­ми в дви­же­ние руки (mirum in eo quod manu, ut ferunt, mobilis); самые силь­ные бури не смог­ли опро­ки­нуть ее…

Поми­мо колос­саль­ной брон­зо­вой ста­туи в Тарен­те, Лисипп создал еще несколь­ко изо­бра­же­ний Герак­ла. Об их раз­ме­рах мож­но судить как по лите­ра­тур­ным источ­ни­кам, так и по сох­ра­нив­шим­ся рим­ским копи­ям: для шко­лы Лисип­па было харак­тер­но вос­про­из­веде­ние полу­чив­ше­го при­зна­ние скульп­тур­но­го типа в раз­ных мас­шта­бах. В антич­но­сти сре­ди работ Лисип­па самым частым объ­ек­том копи­ро­ва­ния и под­ра­жа­ния был тип «Геракл Фар­не­зе» — утом­лен­ный Геракл сто­ит, опи­ра­ясь на пали­цу. Колос­саль­ная ста­туя в Неа­по­ле явля­ет­ся наи­бо­лее извест­ным пред­ста­ви­те­лем это­го типа. Она име­ет раз­ме­ры в два раза пре­вы­шаю­щие нату­раль­ные, и харак­те­ри­зу­ет­ся мощ­ной, дра­ма­ти­че­ски под­черк­ну­той муску­ла­ту­рой. Ста­туя была обна­ру­же­на в тер­мах Кара­кал­лы. Она под­пи­са­на копи­и­стом Гли­ко­ном из Афин, кото­рый, пред­по­ло­жи­тель­но, изва­ял ее спе­ци­аль­но для терм в нача­ле III в. н. э.

Суще­ст­ву­ет мно­же­ство вер­сий дан­но­го типа. Одни из них мини­а­тюр­ные, дру­гие име­ют нату­раль­ную вели­чи­ну, третьи пре­вы­ша­ют ее. Для мно­гих харак­тер­на под­черк­ну­то раз­ви­тая муску­ла­ту­ра и дра­ма­ти­че­ское выра­же­ние лица, что поз­во­ля­ет свя­зать их с тра­ди­ци­ей элли­ни­сти­че­ско­го барок­ко. Встре­ча­ют­ся так­же экзем­пля­ры утон­чен­ных вытя­ну­тых форм в мане­ре кон­ца IV в. до н. э. По при­чине тако­го раз­но­об­ра­зия уче­ные затра­ти­ли нема­ло энер­гии, чтобы выяс­нить раз­мер и чер­ты «ори­ги­на­ла», т. е. работы Лисип­па, дав­шей нача­ло типу. Пав­са­ний (2. 9. 8) упо­ми­на­ет (но не опи­сы­ва­ет) Лисип­по­ва брон­зо­во­го Герак­ла на аго­ре Сики­о­на, кото­ро­го ино­гда счи­та­ют тем самым «ори­ги­на­лом». Можем ли мы, одна­ко, утвер­ждать, что тип «Геракл Фар­не­зе» имел в осно­ве лишь один «ори­ги­нал»? Пли­ний при­во­дит сведе­ния о том, что Лисипп про­из­вел не менее 1500 скульп­тур (H. N. 34. 37). Даже если при­нять, что скуль­п­тор про­жил дол­гую жизнь, такая про­дук­тив­ность кажет­ся неве­ро­ят­ной. Прав­да, с этим чис­лом мож­но сог­ла­сить­ся, если допу­стить, что Лисипп лишь созда­вал новый тип, кото­рый затем вос­про­из­во­дил­ся его мастер­ской во мно­же­стве копий и мас­шта­бов для удо­вле­тво­ре­ния заказ­чи­ков (как это делал, напри­мер, Роден)…

Изо­бра­же­ния Герак­ла работы Лисип­па (име­ют­ся в виду типы «Фар­не­зе» и «Эпит­ра­пе­ций» — И. Ш.) слу­жат хоро­шей иллю­ст­ра­ци­ей вто­ро­го его ново­введе­ния — эмо­цио­наль­но­го экс­прес­си­о­низ­ма. Тарент­ский колосс (фигу­ра сидя­ще­го Герак­ла в Кон­стан­ти­но­по­ле была опи­са­на Ники­той Хони­а­том в его De signis Constantopolitanis, 5) и Геракл Фар­не­зе заме­ча­тель­ны не толь­ко сво­и­ми раз­ме­ра­ми, но и свой­ст­вен­ным им опре­де­лен­ным пафо­сом. Оба про­из­веде­ния пока­зы­ва­ют утом­лен­но­го героя, совер­шив­ше­го вели­кие подви­ги, выдер­жав­ше­го испы­та­ния, послан­ные судь­бой, и жаж­ду­ще­го отды­ха. Мас­штаб фигу­ры и мас­сив­ность мышц Герак­ла Фар­не­зе нахо­дят­ся в иро­ни­че­ском кон­тра­сте с его уста­ло­стью и с про­ни­ца­тель­но­стью его взгляда. Этот кон­траст настоль­ко выра­зи­те­лен, что рож­да­ет уве­рен­ность в суще­ст­во­ва­нии по край­ней мере одно­го прото­ти­па подоб­ной вели­чи­ны и мас­сив­но­сти работы само­го Лисип­па…

Геракл во мно­гих отно­ше­ни­ях слу­жит про­ек­ци­ей и спон­тан­ным сим­во­лом гре­че­ско­го куль­ту­раль­но­го psyche. В юном энер­гич­ном искус­стве арха­и­че­ско­го пери­о­да его обыч­но изо­бра­жа­ли уве­рен­но сок­ру­шаю­щим про­тив­ни­ков или весе­ло пиру­ю­щим на Олим­пе. В клас­си­че­ском пери­о­де это был выдер­жан­ный, уве­рен­ный в себе герой, союз­ник богов, помо­гав­ших ему (напри­мер, на мето­пах хра­ма Зев­са в Олим­пии). Опре­де­лен­ный сдвиг, кото­рый пре­тер­пе­ла трак­тов­ка фигу­ры Герак­ла в элли­ни­сти­че­ском пери­о­де, когда ярость и уве­рен­ность усту­пи­ли место уста­ло­сти от подви­гов, весь­ма при­ме­ча­те­лен. Воз­мож­но, Лисипп, впер­вые совер­шив­ший это сдвиг, имел перед собой при­мер сво­его пат­ро­на, Алек­санд­ра, а так­же диа­до­хов, под­ра­жав­ших тому. Алек­сандр не толь­ко про­воз­гла­сил себя потом­ком Герак­ла; он изо­бра­жал Герак­ла и, пред­по­ло­жи­тель­но, само­го себя в обра­зе Герак­ла на моне­тах. Подоб­но Герак­лу, он взял на себя огром­ный труд, совер­шил вели­кие подви­ги, пре­взо­шел чело­ве­че­ские воз­мож­но­сти и стал богом. Веро­ят­но, Лисип­па вдох­но­ви­ла имен­но пред­по­след­няя фаза его жиз­нен­но­го цик­ла, когда вели­кие устрем­ле­ния героя, pothos, и его подви­ги, ponos, ухо­дят в про­шлое, а на гори­зон­те мая­чит пере­ход в новое, над­че­ло­ве­че­ское суще­ст­во­ва­ние, где нет места зем­ным трудам. Подоб­ное состо­я­ние, воз­ни­кав­шее либо в фило­соф­ских упраж­не­ни­ях, либо в рели­ги­оз­ном экс­та­зе, явля­лось одним из элли­ни­сти­че­ских иде­а­лов. И кини­ки, и, позд­нее, сто­и­ки исполь­зо­ва­ли Герак­ла в каче­стве сим­во­ла чело­ве­че­ско­го стрем­ле­ния к покою, дости­гав­ше­му­ся через вели­кие уси­лия. Мож­но допу­стить, что Лисипп рано осо­знал этот сдвиг в фило­со­фии элли­низ­ма и попы­тал­ся вопло­тить его в кон­крет­ных фор­мах.

J. J. Pollitt. ART IN THE HELLENISTIC AGE. Cambridge University Press, 1986. С. 49—52, 153—154.

Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Описание:
© 2015 г. 1) музейные информационные материалы;
© 1986 г. 2) J. J. Pollitt. ART IN THE HELLENISTIC AGE. Cambridge University Press, 1986. С. 49—52, 153—154.
© 2015 г. Перевод с итал. и англ.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca геракл геракла гераклом римская romana геркулес геркулеса геркулесом hercules скульптура скульптурный sculptura римский римские копия статуя статуи statua statuae фарнезский фарнезе питти отдыхающий мрамор львиная шкура льва дубина мускулатура скульптор гликон лисипп из сикиона коллекции коллекция инв № 6001