Римская работа конца II — начала III вв. н. э. с бронзового образца работы Лисиппа 2-й половины IV в. до н. э.Инв. № 6001.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Отдыхающий Геракл (тип Фарнезе — Питти).
Римская работа конца II — начала III вв. н. э. с бронзового образца работы Лисиппа 2-й половины IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
Из наброска, сделанного Антонио да Сангалло, следует, что статуя была обнаружена в термах Каракаллы, в колонном проходе между фригидарием и помещением к северу от него, либо, по другим источникам, тепидарием. Рядом находилась парная с ней статуя т. н. «Латинского Геракла», которую сейчас можно видеть в Королевском дворце в Казерте. Обе статуи были установлены бок о бок в портике внутреннего двора палаццо Фарнезе.
Все части статуи, за исключением левого предплечья, воспроизведенного в гипсе, аутентичны.
Этот образ Геракла быстро получил широкую известность и оброс различными легендами. Одна из них гласила, что голову статуи обнаружили в некоем колодце в Трастевере.
Когда Фердинанд IV Бурбон принял решение перевезти коллекцию в Неаполь, поначалу возникли серьезные возражения относительно перемещения Геракла, поскольку знакомство с этой статуей считалось обязательным среди многочисленных путешественников и художников, посещавших Рим. В процессе переезда статуя лишилась многих отреставрированных частей.
Строительство подобающего помещения в Музее заняло много времени, а неаполитанские скульпторы и реставраторы не решались работать со столь известной статуей, поэтому долгие годы Геракл простоял в деревянном ящике. Только когда директором музея стал Микеле Ардити (1807—
Рим, 16 января 1787 г.
Риму предстоит великая художественная утрата. Король неаполитанский перевозит в свою резиденцию Геркулеса Фарнезского. Все художники в горре; между тем мы увидим при этом случае то, что было сокрыто от наших предшественников.
Упомянутая статуя, от головы до колен, а затем нижняя часть ног с пъедесталом, на котором они стоят, были найдены в Фарнезских владениях; не доставало однако ног, от колен до лодышки, и Вильгельм Порто (Гульельмо делла Порта - И.Ш.) заменил их другими. На них статуя и стоит до сего времени. Между тем, в Боргезских владениях были найдены настоящие, древние ноги, которые и были выставлены в Боргезской вилле.
В настоящее время принц Боргезе решился преподнести эти драгоценные остатки неаполитанскому королю. Ноги работы Порто будут отняты, настоящие приставлены, и хотя до сих пор все вполне довольствовались прежними, однако льстят себя надеждою, что статуя получит совершенно новый вид и будет производить более гармоничное впечатление.
Рим, 20 июня 1787 г.
Геркулес из дома Фарнези увезен, но я еще успел его посмотреть на собственных ногах, которые были ему возвращены по прошествии столь долгого времени. Загадкой осталось, как можно было удовлетворяться первыми, сделанными Порта. Теперь Геркулес - одно из совершеннейших творений античных времен. В Неаполе король намеревается построить музей, где под одной крышей будут находиться все, что у него имеется из произведений искусства: Геркуланумский музей, картины из Помпеи, картина с Капо-ди-Монте, все наследие Фарнези. Это великое и прекрасное начинание. Наш земляк Хаккерт привел в действие весь этот механизм. Даже Фарнезскому быку предстоит перекочевать в Неаполь, где он будет водружен на променаде. Если бы они могли прихватить из дворца галерею Караччи, они бы и перед этим не остановились.
Двумя наиболее известными работами Лисиппа являлись колоссальные статуи Зевса и Геракла в Таренте. Точное время создания этих великих произведений неизвестно, однако представляется, что скульптор вряд ли мог получить этот грандиозный заказ до того как приобрел всеобщее признание в качестве скульптора при дворе Александра. Статуя Геракла была перевезена в Рим Фабием Максимом в 209 г. до н. э. и установлена на Капитолии…
Ливий пишет (27. 16. 17), что после взятия Тарента (греч. Тарас), занятого Ганнибалом, римляне вывезли из него огромное количество серебра в виде лома и монет,
Вполне вероятно, что многие римляне впервые познакомились с греческим искусством в результате подобных грабежей. В Древнем Риме существовал обычай устраивать после военных побед пышные триумфальные процессии, имевшие религиозно-политический характер, в которых добыча, захваченная у противника, с помпой провозилась через город. В эллинистическую эпоху, когда римляне одержали ряд триумфальных побед над греками, сначала в южной Италии, а затем и в Греции, эта добыча в значительной степени была представлена произведениями искусства — скульптурой, живописью, орнаментированными металлическими изделиями, а также ювелирными украшениями. За период от взятия Сиракуз Марцеллом (211 г. до н. э.) до взятия Коринфа Муммием (146 г. до н. э.) Рим наводнили произведения греческого искусства. Некоторые из них были установлены в местных святилищах и храмах, другие остались в частных собраниях. Без сомнения, они оказали большое влияние на формирование вкусов и чувственности римлян.
В числе вывезенных статуй оказался и бронзовый колосс-Геракл работы Лисиппа, который был посвящен Фабием Максимом на Капитолии в Риме (Plin.
Помимо колоссальной бронзовой статуи в Таренте, Лисипп создал еще несколько изображений Геракла. Об их размерах можно судить как по литературным источникам, так и по сохранившимся римским копиям: для школы Лисиппа было характерно воспроизведение получившего признание скульптурного типа в разных масштабах. В античности среди работ Лисиппа самым частым объектом копирования и подражания был тип «Геракл Фарнезе» — утомленный Геракл стоит, опираясь на палицу. Колоссальная статуя в Неаполе является наиболее известным представителем этого типа. Она имеет размеры в два раза превышающие натуральные, и характеризуется мощной, драматически подчеркнутой мускулатурой. Статуя была обнаружена в термах Каракаллы. Она подписана копиистом Гликоном из Афин, который, предположительно, изваял ее специально для терм в начале III в. н. э.
Существует множество версий данного типа. Одни из них миниатюрные, другие имеют натуральную величину, третьи превышают ее. Для многих характерна подчеркнуто развитая мускулатура и драматическое выражение лица, что позволяет связать их с традицией эллинистического барокко. Встречаются также экземпляры утонченных вытянутых форм в манере конца IV в. до н. э. По причине такого разнообразия ученые затратили немало энергии, чтобы выяснить размер и черты «оригинала», т. е. работы Лисиппа, давшей начало типу. Павсаний (2. 9. 8) упоминает (но не описывает) Лисиппова бронзового Геракла на агоре Сикиона, которого иногда считают тем самым «оригиналом». Можем ли мы, однако, утверждать, что тип «Геракл Фарнезе» имел в основе лишь один «оригинал»? Плиний приводит сведения о том, что Лисипп произвел не менее 1500 скульптур (
Изображения Геракла работы Лисиппа (имеются в виду типы «Фарнезе» и «Эпитрапеций» —
Геракл во многих отношениях служит проекцией и спонтанным символом греческого культурального psyche. В юном энергичном искусстве архаического периода его обычно изображали уверенно сокрушающим противников или весело пирующим на Олимпе. В классическом периоде это был выдержанный, уверенный в себе герой, союзник богов, помогавших ему (например, на метопах храма Зевса в Олимпии). Определенный сдвиг, который претерпела трактовка фигуры Геракла в эллинистическом периоде, когда ярость и уверенность уступили место усталости от подвигов, весьма примечателен. Возможно, Лисипп, впервые совершивший это сдвиг, имел перед собой пример своего патрона, Александра, а также диадохов, подражавших тому. Александр не только провозгласил себя потомком Геракла; он изображал Геракла и, предположительно, самого себя в образе Геракла на монетах. Подобно Гераклу, он взял на себя огромный труд, совершил великие подвиги, превзошел человеческие возможности и стал богом. Вероятно, Лисиппа вдохновила именно предпоследняя фаза его жизненного цикла, когда великие устремления героя, pothos, и его подвиги, ponos, уходят в прошлое, а на горизонте маячит переход в новое, надчеловеческое существование, где нет места земным трудам. Подобное состояние, возникавшее либо в философских упражнениях, либо в религиозном экстазе, являлось одним из эллинистических идеалов. И киники, и, позднее, стоики использовали Геракла в качестве символа человеческого стремления к покою, достигавшемуся через великие усилия. Можно допустить, что Лисипп рано осознал этот сдвиг в философии эллинизма и попытался воплотить его в конкретных формах.
Описание:
© 2015 г. 1) музейные информационные материалы;
© 1986 г. 2) J. J. Pollitt. ART IN THE HELLENISTIC AGE. Cambridge University Press, 1986. С. 49—52, 153—154.
© 2015 г. Перевод с итал. и англ.: И. А. Шурыгин.