CIL I2 2527a. ILLRP 795. AE 2000, 181.Рим, Гробницы на виа Статилиа Фото: И. А. Шурыгин
Надпись из гробницы Квинкциев (гробница A).
CIL I2 2527a. ILLRP 795. AE 2000, 181.
Рим, Гробницы на виа Статилиа.
Надпись сделана резцом.
Язык надписи: латинский.
CIL I2 2527a. ILLRP 795. AE 2000, 181.
P(ublius) Quinctius T(iti) l(ibertus), libr(arius),
Quinctia T(iti) l(iberta) uxsor,
Quinctia P(ubli) l(iberta) Agatea liberta,
concubina.
5 Sepulcr(um) heredes
ne sequatur.
Публий Квинкций, вольноотпущенник Тита, переписчик,
Квинкция, вольноотпущенница Тита, [его] жена,
Квинкция Агатея, вольноотпущенница Публия, [его] вольноотпущенница, [его] сожительница.
Гробница не передается по наследству.
Строка 2: Uxsor вместо uxor; строка 3: Agatea вместо Agathea. Относительно строки 2, отцентрованной относительно краев каменного блока, отметим, что слово uxsor смещено в ней вправо с целью растянуть эту строку, которая в противном случае смотрелась бы сильно сдвинутой влево относительно вышерасположенной. Буквы -erta из слова liberta в строке 3, вырезанные, начиная с E, за границей каменного блока, представляются добавлением, сделанным резчиком по ходу работы, с целью исключить возможность ошибочного прочтения lib (liberta) как libr (librarius), чему могло бы способствовать уже имеющееся в формуле Агатеи указание на патронат P(ubli) l(iberta); повторно слово liberta использовано в качестве заменителя когномена. В строке 4 слово concubina добавлено буквами меньшего размера.
В надписи перечислены имена трех человек, похороненных в этой гробнице; все они вольноотпущенники, связанные узами родства и привязанности, которые произошли от изначальных взаимоотношений, когда они находились в зависимости от общего патрона: Публий Квинкций, который был писцом или продавцом книг, и его жена Квинкция, на самом деле, были отпущены одним и тем же патроном — неким Титом Квинкцием, тогда как Квинкция Агатея своей свободой была обязана первому персонажу, конкубиной (сожительницей) которого она позднее стала.
Собственно, связи между тремя этими людьми выводятся как на основании ономастики (одинаковые номены; формула патроната), так и из характеристик uxor (законная жена) и concubina (сожительница); эта последняя была добавлена значительно позже, что позволяет гипотетически восстановить историю расширения семьи.
Связь между Публием Квинкцием и Квинкцией, вероятно, зародилась как contubernium (сожительство без юридического оформления) между двумя рабами одного и того же господина — Тита Квинкция, и была преобразована в conubium (законный брак), когда пара, освободившись от рабства, получила статус вольноотпущенников, правоспособных заключать законный брак. Только тогда Публий Квинкций освободил рабыню Агатею, и вместе с ней он и его жена построили гробницу, заказав в мастерской по изготовлению надгробий надпись, которая узаконивала и гарантировала их право собственности. После смерти Квинкции Публий Квинкций начал жить с Агатеей в конкубинате, — форма стабильного, но юридически неузаконенного сожительства, которая отличалась от брака, недостаточно выраженным affectio maritalis или взаимной воли сторон жить как муж и жена на протяжении всей жизни (которая, впрочем, также не гарантировала долговечность и нерасторжимость брака: affectio maritalis могло ослабеть у одного из супругов, и тогда совместная жизнь прерывалась разводом). Несмотря на сказанное выше, длительность союза между двумя вольноотпущенниками подтверждается общим погребальным памятником, а также, добавлением к надписи, высеченной на фасаде, характеристики concubina, начертанной мелкими буквами в небольшом промежутке между строкой 3 и карнизом архитрава, которая завершает ономастическую формулу этой женщины.
Причины, которые побудили Публия Квинкция и Квинкцию Агатею оказаться от заключения законного брака и предпочесть ему стабильное сожительство, вероятно, были связаны, как это случается и сегодня, с условиями, необходимыми для заключения брака и юридическими последствиями, которые он влек за собой; подобный конкубинат был частым явлением и в высших слоях (Plin. Epist. 8. 18).
Завершает надпись формула sepulcrum heredes ne sequatur, посредством которой Публий Квинкций, Квинкция и Квинкция Агатея утвердили неотчуждаемость гробницы, исключив ее из наследуемого имущества. Разумеется, это условие не мешало трем собственникам распространять право погребения в этой гробнице на членов семьи или чужих людей, на что указывает число могил внутри гробницы — четыре погребения, обнаруженные в туфовом полу (три из которых, предположительно, принадлежали тем же Квинкциям: Colini) и четыре ниши с погребальными урнами во внутренней стене первого этажа.
Что же касается профессии вольноотпущенника Публия Квинкция, то невозможно точно установить, являлся ли он просто переписчиком писем, документов и книг, работавшим самостоятельно или в услужении у патрона, или также управлял книжными лавками по перепродаже литературы в нескольких кварталах Рима, как в случаях Публия Корнелия Целада, librarius ab extra porta Trigemina (CIL. VI. 9515), лавка (taberna) которого находилась на равнине у склона Авентинского холма, а точнее, на участке сразу за внешней стороной Тригеминских ворот, и Гнея Помпея Фрикса (CIL. VI. 3414*), возможно, связанного с грамматиком Помпеем Ленеем, в свою очередь бывшего вольноотпущенником Помпея Магна, который являлся не только переписчиком и продавцом книг на Священной дороге на Римского форуме, но также и специалистом, сведущим в искусствах и письме (doctor librarius).
Последние данные по реконструкции географии имущественных отношений в области книжной торговли, полученные из литературных источников, указывают на то, что большинство книжных лавок периода Империи были сосредоточены в кварталах, граничивших с Римским Форумом, таких как Аргилет (Mart. I. 3. 1—
С точки зрения ономастики, кроме редкости оригинального греческого имени Агатея, засвидетельствованного в Риме лишь в еще одной надписи (CIL. VI. 33422), можно заметить отсутствие когноменов в именах Публия Квинкция и Квинкции, знаменательное, прежде всего, тем, что сословие вольноотпущенников стало использовать свое прежнее рабское имя в качестве когномена во II в. до н. э. (первый такой пример датируется 113 г. до н. э.) и такая практика стала обычной в конце последнего века Республики. Причины данного добровольного пропуска, а подобные пропуски зафиксированы также и в других документах, но здесь он бросается в глаза из-за указания когномена «Агатея», были объяснены в работе об ономастическом подражании (Panciera) как уловка вольноотпущенников — они пытались замаскировать свое то ли нелатинское, то ли рабское происхождение, (имена выдавали бы их как бы греков, подобно Агатее) — имитируя ономастическую формулу современных им свободнорожденных (ingenui), у которых еще не было когноменов (последние случаи ingenui без когномена, видимо, относятся к первым десятилетиям I в. н. э.). Вместо когномена функцию индивидуализации выполняют обозначения родственных отношений. Действительно, если использовать в качестве аналогии ономастику незнатных ingenui, то вероятно, что оба Квинкция пропуски когноменов на фасаде своей гробницы восполнили характерными уточнениями uxor и librarius.
Текст надписи и описание: Eagle. Electronic Archive of Greek and Latin Epigraphy.
Комментарий: G. Di Giacomo. Ancora sul corredo epigrafico dei sepolcri repubblicani di via Statilia // Roma, una città, un impero. T. 1. 2010. P. 4—29.
© 2016 г. Перевод с лат.: С. Э. Таривердиева.