Женский портрет, ранее идентифицировавшийся как Ливия, жена Августа. (Лициния, дочь Красса Фруги?)
Гипсовый слепок. Оригинал: правление Клавдия (41—54 гг. н. э.).Инв. № MCR 270.Рим, Музей Римской культуры Фото: О. В. Любимова

Женский портрет, ранее идентифицировавшийся как Ливия, жена Августа. (Лициния, дочь Красса Фруги?)

Гипсовый слепок. Оригинал: правление Клавдия (41—54 гг. н. э.).
Инв. № MCR 270.

Рим, Музей Римской культуры.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
Происхождение:
Веро­ят­но, из гроб­ни­цы Лици­ни­ев в Риме. Ори­ги­нал: Дания, Копен­га­ген, Новая Карлс­берг­ская глип­то­те­ка, инв. № 747.

Описание:
c. 107 Порт­рет «Копен­га­ген 347» (рис. 41), выра­зи­тель­ная жен­ская голо­ва из парос­ско­го мра­мо­ра, кото­рая, по мне­нию Мол­те­сен, была частью ста­туи, — это ещё один из порт­ре­тов, най­ден­ных, по сло­вам Хель­би­га, в пер­вой погре­баль­ной каме­ре238. В. Трилль­мих, кото­рый недав­но иссле­до­вал порт­ре­ты из гроб­ни­цы Лици­ни­ев в Новой Карлс­берг­ской глип­то­те­ке, отме­тил, что по сво­е­му сти­лю этот порт­рет выглядит зна­чи­тель­но более ран­ним, чем жен­ская голо­ва, иден­ти­фи­ци­ро­ван­ная здесь как Скри­бо­ния (рис. 37). Пола­шек дати­ру­ет при­чёс­ку порт­ре­та «Копен­га­ген 747» эпо­хой Кали­гу­лы239. Бошунг пред­по­ла­га­ет более ран­нюю дати­ров­ку прав­ле­ни­ем Тибе­рия на осно­ва­нии испол­не­ния черт лица240. Дати­ров­ка Бошун­га выглядит наи­бо­лее убеди­тель­но, если срав­нить обра­бот­ку черт лица на этом порт­ре­те с дру­ги­ми порт­ре­та­ми эпо­хи Юли­ев-Клав­ди­ев в той же гале­рее Новой Карлс­берг­ской глип­то­те­ки. В част­но­сти, широ­кая ниж­няя часть лица и про­пор­ции и упло­щён­ность черт напо­ми­на­ют порт­ре­ты c. 108 Гер­ма­ни­ка и Тибе­рия241. Завит­ки, обрам­ля­ю­щие лицо, как и чер­ты лица, по испол­не­нию похо­жи на порт­рет из Неа­по­ля, дати­ро­ван­ный 0—30 гг. н. э.242

Суще­ст­ву­ет сла­бая воз­мож­ность иден­ти­фи­ка­ции порт­ре­та «Копен­га­ген 747». Он может изо­бра­жать Лици­нию, дочь Крас­са, имя кото­рой упо­ми­на­лось на утра­чен­ном ныне алта­ре с повреж­дён­ной над­пи­сью, кото­рый был най­ден в пер­вой каме­ре (рис. 42)243. Геза Аль­фёль­ди пред­по­ло­жил, что эта Лици­ния была доче­рью Мар­ка Лици­ния Крас­са Фру­ги244. В. Альт­ман, кото­рый видел и фото­гра­фи­ро­вал алтарь, когда тот ещё сто­ял в саду дома Мара­и­ни, отнёс его к прав­ле­нию Тибе­рия, что сог­ла­су­ет­ся с хро­но­ло­ги­ей Бошун­га для сти­ля порт­ре­та «Копен­га­ген 747»245. Но, соглас­но оцен­ке Аль­фёль­ди, Лици­ния, дочь Крас­са, умер­ла в дет­стве, в воз­расте 8—10 лет246; в кон­це стро­ки с ука­за­ни­ем её воз­рас­та на момент смер­ти была вид­на толь­ко рим­ская циф­ра X, то есть, «десять»247. Если Аль­фёль­ди вер­но оце­ни­ва­ет воз­раст Лици­нии, доче­ри Крас­са, то порт­рет «Копен­га­ген 747» не может при­над­ле­жать ей, так как изо­бра­жён­ная жен­щи­на выглядит стар­ше. Одна­ко, учи­ты­вая невоз­мож­ность иссле­до­вать утра­чен­ный алтарь и его фраг­мен­тар­ное состо­я­ние, пред­став­ля­ют­ся воз­мож­ны­ми и дру­гие c. 109 оцен­ки воз­рас­та Лици­нии, доче­ри Крас­са, на момент смер­ти, и они могут соот­вет­ст­во­вать воз­рас­ту жен­щи­ны, изо­бра­жён­ной на рис. 41.

238Kragelund P., Moltesen M., Østergaard J. S. The Licinian Tomb: Fact or Fiction? Copenhagen, 2003. P. 85. Рас­смот­ре­ние резуль­та­тов ана­ли­за ста­биль­ных изото­пов трёх частей порт­ре­та «Копен­га­ген 747», две из кото­рых теперь сня­ты, см.: Moltesen M. The Use of Marble Analysis in Collections of Ancient Sculpture: Some Examples from the Ny Carlsberg Glyptotek // Classical Marble: Geochemistry, Technology, Trade. Proceedings of the NATO Advanced Research Workshop on Marble in Ancient Greece and Rome: Geology, Quarries, Commerce, Artifacts. II. Ciocco, Lucca, Italy, May 9—13, 1988 / Ed. N. Herz, M. Waelkens. Dordrecht, 1988. P. 434—436; Herz N. Stable Isotope Analysis of Greek and Roman Marble: Provenance, Association, and Authenticity // Marble: Art, Historical and Scientific Perspectives on Ancient Sculpture / Ed. M. True, J. Podany. Malibu, Cal., 1990. P. 107—108; Moltesen M. Neue Nasen, neue Namen // Archäologischer Anzeiger. 1991. S. 274—278.

239Polaschek K. Studien zu einem Frauenkopf im Landesmuseum Trier und zur weiblichen Haartracht der iulisch-claudischen Zeit // Trierer Zeitschrift fur Geschichte und Kunst des Trierer Landes und seiner Nachbargebiete. Bd. 35. 1972. S. 173, 171, Ill. 9.7 (про­ри­сов­ка при­чёс­ки порт­ре­та «Копен­га­ген 747»).

240Boschung D. Überlegungen zum Liciniergrab // Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts. Bd. 101. 1986. S. 271.

241О порт­ре­те Гер­ма­ни­ка (инв. № 760) см.: Johansen F. Catalogue: Roman Portraits, Ny Carlsberg Glyptotek. Vol. 1. Copenhagen, 1994. P. 128—129. О порт­ре­те Тибе­рия (инв. № 1445) см.: Johansen F. Op. cit. P. 114—115.

242Bonifacio R. Ritratti romani da Pompei. Rome, 1997. P. 125—127, ill. 52. При­чёс­ка порт­ре­та «Копен­га­ген 747», види­мо, вос­хо­дит к при­чёс­ке Агрип­пи­ны Стар­шей. О её ста­ту­ях эпо­хи Тибе­рия и Кали­гу­лы см.: Wood S. E. Memoriae Agrippinae: Agrippina the Elder in Julio-Claudian Art and Propaganda // American Journal of Archaeology. Vol. 92. 1988. P. 411; Rose C. B. Dynastic Commemoration and Imperial Portraiture in the Julio-Claudian Period. Cambridge, 1997. P. 66, 121—126, 182—184, pls. 133, 141—142, 224; и Boschung D. Gens augusta: Untersuchungen zu Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses. Mainz am Rhein, 2002. S. 8—11, 25—35, Ill. 6.2, 7.2, 16.2 и 18.2. В иссле­до­ва­нии порт­ре­тов Агрип­пи­ны Стар­шей мне помо­га­ла Эми­ли Кёрк­си, аспи­рант­ка уни­вер­си­те­та Джор­джии.

243CIL. VI. 31727; CIL. VI. 41071 (p. 4908); Kragelund P., Moltesen M., Østergaard J. S. Op. cit. P. 109—110 cat. 4, fig. 38.

244CIL. VI. 6 табл. (p. 4778).

245Altmann W. Die Römischen Grabaltäre der Kaiserzeit. Berlin, 1905. S. 41 №. 6. Ill. 27. Более позд­няя дати­ров­ка алта­ря прав­ле­ни­ем Клав­дия или нача­лом прав­ле­ния Неро­на (Boschung D. Antike Grabaltäre aus den Nekropolen Roms. Bern, 1987. S. 25, 58, 102 № 745) пред­став­ля­ет­ся оши­боч­ной, учи­ты­вая низ­кий рельеф алта­ря и про­стые укра­ше­ния. Ана­ло­гич­ные алта­ри эпо­хи Тибе­рия см.: Boschung D. Antike Grabaltäre… № 638, 743, 767 и 768; Museo Nazionale Romano: Le Sculture. I. 7. 1. / Ed. A. Giuliano. Rome, 1984. P. 86—87. Эти ана­ло­гич­ные алта­ри нашла Эми­ли Кёрк­си.

246CIL. VI. табл. (p. 4778).

247CIL. VI. 41071 (p. 4908), с про­ри­сов­кой над­пи­си.

Ф. Ван Киэ­рен и др.

Литература:
Bernoulli J. J. Römische Ikonographie. Bd. II. Die Bildnisse der römischen Kaiser und ihrer Angehörigen 1. Das julisch-claudische Kaiserhaus. Berlin, 1886. Ill. 21.
West R. Römische Porträt-Plastik. Bd. I. München, 1934. Ill. 31. 130.
Griechische und römische Porträts / Hrsg. P. Arndt — F. Bruckmann. München, 1891—1942. №. 6.
Poulsen F. Catalogue of Ancient Sculpture in the Ny Carlsberg Glyptotek Kopenhagen, 1951. Cat. no. 614.
Poulsen V. Les Portraits Romains. Vol. I. Kopenhagen, 1962. P. 74 Cat. no. 39. Pl. 64, 65.
Bartels H. Studien zum Frauenporträt der augusteischen Zeit. Fulvia, Octavia, Livia, Julia. München, 1963. S. 42, Anm. 336.
Boschung D. Überlegungen zum Liciniergrab // Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts. Bd. 101. 1986. S. 271.
Verzeichnis der Gipsabgüsse des Archäologischen Instituts der Georg-August-Universität Göttingen — Bestand 1767—1989. Göttingen, 1990 / Hrsg. K. Fittschen. S. 203, A 1042. W.

Johansen F. Catalogue Roman Portraits. Vol. I. Ny Carlsberg Glyptotek. Kopenhagen, 1994. P. 104—105. Cat. no. 40.
Kragelund P., Moltesen M., Østergaard J. S. The Licinian Tomb: Fact or Fiction? Copenhagen, 2003. P. 85.
Van Keuren F. Trillmich W., Trillmich C., Ghezzi A., Anderson J. Ch. Unpublished Documents Shed New Light on the Licinian Tomb, Discovered in 1884—1885, Rome // MAAR. Vol. 48. 2003. P. 107—109.

Источники:
(сс) 2009 г. Фото: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
© Текст: музейная табличка.
© 2003 г. Описание: Van Keuren F. Trillmich W., Trillmich C., Ghezzi A., Anderson J. Ch. Unpublished Documents Shed New Light on the Licinian Tomb, Discovered in 1884—1885, Rome // MAAR. Vol. 48. 2003. P. 107—109.
© 2016 г. Перевод с англ.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii римская императрица ливия друзилла юлия августа g132 ливии друзиллы юлии августы livia drusilla iulia augusta re37 портрет портреты портретный портретная римский гипсовый слепок гипс ливия в образе салюс salus женский голова римская императрица ливия julia g132 лициния дочь красса фруги лициниева гробница лициниев лицинии licinia знатная женщина женская прическа инв № mcr 270