Женский портрет, ранее идентифицировавшийся как Ливия, жена Августа.
(Лициния, дочь Красса Фруги?)Гипсовый слепок. Оригинал: правление Клавдия (41—54 гг. н. э.).
Инв. № MCR 270.
Рим, Музей Римской культуры
Фото: О. В. Любимова
c. 107 Портрет «Копенгаген 347» (рис. 41), выразительная женская голова из паросского мрамора, которая, по мнению Молтесен, была частью статуи, — это ещё один из портретов, найденных, по словам Хельбига, в первой погребальной камере
238. В. Трилльмих, который недавно исследовал портреты из гробницы Лициниев в Новой Карлсбергской глиптотеке, отметил, что по своему стилю этот портрет выглядит значительно более ранним, чем женская голова, идентифицированная здесь как Скрибония (
рис. 37). Полашек датирует причёску портрета «Копенгаген 747» эпохой Калигулы
239. Бошунг предполагает более раннюю датировку правлением Тиберия на основании исполнения черт лица
240. Датировка Бошунга выглядит наиболее убедительно, если сравнить обработку черт лица на этом портрете с другими портретами эпохи Юлиев-Клавдиев в той же галерее Новой Карлсбергской глиптотеки. В частности, широкая нижняя часть лица и пропорции и уплощённость черт напоминают портреты
c. 108 Германика и Тиберия
241. Завитки, обрамляющие лицо, как и черты лица, по исполнению похожи на портрет из Неаполя, датированный 0—
30 гг. н. э.242
Существует слабая возможность идентификации портрета «Копенгаген 747». Он может изображать Лицинию, дочь Красса, имя которой упоминалось на утраченном ныне алтаре с повреждённой надписью, который был найден в первой камере (рис. 42)243. Геза Альфёльди предположил, что эта Лициния была дочерью Марка Лициния Красса Фруги244. В. Альтман, который видел и фотографировал алтарь, когда тот ещё стоял в саду дома Мараини, отнёс его к правлению Тиберия, что согласуется с хронологией Бошунга для стиля портрета «Копенгаген 747»245. Но, согласно оценке Альфёльди, Лициния, дочь Красса, умерла в детстве, в возрасте 8—10 лет246; в конце строки с указанием её возраста на момент смерти была видна только римская цифра X, то есть, «десять»247. Если Альфёльди верно оценивает возраст Лицинии, дочери Красса, то портрет «Копенгаген 747» не может принадлежать ей, так как изображённая женщина выглядит старше. Однако, учитывая невозможность исследовать утраченный алтарь и его фрагментарное состояние, представляются возможными и другие c. 109 оценки возраста Лицинии, дочери Красса, на момент смерти, и они могут соответствовать возрасту женщины, изображённой на рис. 41.
238Kragelund P., Moltesen M., Østergaard J. S. The Licinian Tomb: Fact or Fiction? Copenhagen, 2003. P. 85. Рассмотрение результатов анализа стабильных изотопов трёх частей портрета «Копенгаген 747», две из которых теперь сняты, см.: Moltesen M. The Use of Marble Analysis in Collections of Ancient Sculpture: Some Examples from the Ny Carlsberg Glyptotek // Classical Marble: Geochemistry, Technology, Trade. Proceedings of the NATO Advanced Research Workshop on Marble in Ancient Greece and Rome: Geology, Quarries, Commerce, Artifacts. II. Ciocco, Lucca, Italy, May 9—13, 1988 / Ed. N. Herz, M. Waelkens. Dordrecht, 1988. P. 434—436; Herz N. Stable Isotope Analysis of Greek and Roman Marble: Provenance, Association, and Authenticity // Marble: Art, Historical and Scientific Perspectives on Ancient Sculpture / Ed. M. True, J. Podany. Malibu, Cal., 1990. P. 107—108; Moltesen M. Neue Nasen, neue Namen // Archäologischer Anzeiger. 1991. S. 274—278.
239Polaschek K. Studien zu einem Frauenkopf im Landesmuseum Trier und zur weiblichen Haartracht der iulisch-claudischen Zeit // Trierer Zeitschrift fur Geschichte und Kunst des Trierer Landes und seiner Nachbargebiete. Bd. 35. 1972. S. 173, 171, Ill. 9.7 (прорисовка причёски портрета «Копенгаген 747»).
240Boschung D. Überlegungen zum Liciniergrab // Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts. Bd. 101. 1986. S. 271.
241О портрете Германика (инв. № 760) см.: Johansen F. Catalogue: Roman Portraits, Ny Carlsberg Glyptotek. Vol. 1. Copenhagen, 1994. P. 128—129. О портрете Тиберия (инв. № 1445) см.: Johansen F. Op. cit. P. 114—115.
242Bonifacio R. Ritratti romani da Pompei. Rome, 1997. P. 125—127, ill. 52. Причёска портрета «Копенгаген 747», видимо, восходит к причёске Агриппины Старшей. О её статуях эпохи Тиберия и Калигулы см.: Wood S. E. Memoriae Agrippinae: Agrippina the Elder in Julio-Claudian Art and Propaganda // American Journal of Archaeology. Vol. 92. 1988. P. 411; Rose C. B. Dynastic Commemoration and Imperial Portraiture in the Julio-Claudian Period. Cambridge, 1997. P. 66, 121—126, 182—184, pls. 133, 141—142, 224; и Boschung D. Gens augusta: Untersuchungen zu Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses. Mainz am Rhein, 2002. S. 8—11, 25—35, Ill. 6.2, 7.2, 16.2 и 18.2. В исследовании портретов Агриппины Старшей мне помогала Эмили Кёркси, аспирантка университета Джорджии.
243CIL. VI. 31727; CIL. VI. 41071 (p. 4908); Kragelund P., Moltesen M., Østergaard J. S. Op. cit. P. 109—110 cat. 4, fig. 38.
244CIL. VI. 6 табл. (p. 4778).
245Altmann W. Die Römischen Grabaltäre der Kaiserzeit. Berlin, 1905. S. 41 №. 6. Ill. 27. Более поздняя датировка алтаря правлением Клавдия или началом правления Нерона (Boschung D. Antike Grabaltäre aus den Nekropolen Roms. Bern, 1987. S. 25, 58, 102 № 745) представляется ошибочной, учитывая низкий рельеф алтаря и простые украшения. Аналогичные алтари эпохи Тиберия см.: Boschung D. Antike Grabaltäre… № 638, 743, 767 и 768; Museo Nazionale Romano: Le Sculture. I. 7. 1. / Ed. A. Giuliano. Rome, 1984. P. 86—87. Эти аналогичные алтари нашла Эмили Кёркси.
246CIL. VI. табл. (p. 4778).
247CIL. VI. 41071 (p. 4908), с прорисовкой надписи.
Ф. Ван Киэрен и др.