Женский портрет, ранее считавшийся Юлией, дочерью Августа.
Рим, Музей Римской культуры.
Оригинал: Германия, Берлин, Государственные музеи, инв. № Sk 433.
Материал: среднезернистый белый мрамор.
Степень сохранности: Голова отломана на уровне шеи. Отколот кусок на левом темени. Лицо и шея отшлифованы современным способом. Более глубокая резьба в волосах на висках, затылке и бровях, видимо, сделана в новое время.
Дополнения (реставрации): В мраморе реставрированы нос, почти полностью — левое ухо и край правого. Нижняя часть шеи вместе с основанием бюста изготовлены из гипса.
Описание: Изображена молодая женщина, голова которой слегка обращена вправо. У неё ровные, пропорциональные черты лица, однако вокруг уголков рта и на подбородке различим небольшой слой жира. Тонкие, выразительно намеченные брови огибают миндалевидные, неглубоко посаженные глаза. Веки вырезаны отчётливо, причём верхнее перекрывает нижнее. Изображён слёзный канал. У женщины сложная причёска с косой на проборе, узлом на лбу и петлёй на затылке. Кроме того, пряди непосредственно надо лбом уложены независимо от остальных волос особенно роскошным способом. С середины лба до затылка причёска очень гладкая. По бокам волосы туго затянуты, скручены и отведены назад. Там всё завершается четырьмя сплетёнными жгутами, которые соединяются в косе. Она скручивается на затылке, дважды обматывается вокруг концов сплетённых жгутов и таким способом удерживается на месте. Надо лбом волосы справа и слева скручены в три жгута. Они, в свою очередь, сплетены вместе и уложены на манер венка по бокам головы на гладких волосах. На затылке выше шеи они завязаны в петлю друг с другом. Очень заметен узел надо лбом, для которого передние волосы по центру были соединены в толстые жгуты и сплетены вместе в три ряда.
Датировка: Типологически причёска относится к концу I в. до н. э., коса на проборе и узел на затылке, так же, как и гладко уложенные волосы, в искусственной форме здесь продолжают традиции Поздней республики. Короткая петля на затылке, напротив, завоевала популярность ко времени постройки Алтаря Мира (Polaschek 1972, S. 151—
Интерпретация: До 1950-х гг. неоднократно безосновательно предлагали идентифицировать эту женщину как Юлию, дочь Августа. Это частный портрет примерно середины эпохи Августа. И только причёска, явно потребовавшая много времени и опытных чужих рук, указывает, что изображённая женщина принадлежала к высшему сословию. Туго стянутые волосы, не оставляющие свободы ни единому маленькому локону, очень непохожи на эллинистические и некоторые позднереспубликанские причёски. Сексуальность причёски подчёркивает общий моральный облик внешнего вида (Bartman 1999, S. 32—
Места нахождения: В 1766 г. бюст находился у Бьянкони в Риме, будучи приобретён из коллекции Натали (после того, как Тьек приобрёл ее в коллекции Полиньяка), затем его реставрировал Кавачеппи, и бюст попал в Потсдам; в 1774 и 1775 гг. засвидетельствован в коридоре за картинной галереей в Потсдаме; в 1775 г. установлен в зале, отделанном яшмой, во дворце Нойе Каммерн (Секция 2); в 1805 г. похищен Деноном и возвращён в 1815 г. (Savoy 2003. II. S. 27); в 1830 г. бюст был передан музею и установлен в западном крыле (Секция 2) (Hüneke 2009, S. 436 [Ulrike Müller-Kaspar]).
1. Tieck F. Verzeichniss der antiken Bildhauerwerke des Königlichen Museums zu Berlin3. Berlin, 1832. 27 Nr. 192 (идентифицируется как «Юлия, дочь Августа»);
2. Gerhard E. Berlin’s antike Bildwerke. I, A. Marmorwerke, B. Vasenbilder. Berlin, 1836. S. 106 Nr. 192 («предполагаемая Юлия, дочь Августа»);
3. Verzeichnis der Antiken Skulpturen mit Ausschluss der pergamenischen Fundstücke. Berlin, 1885. S. 81 Nr. 433 («римлянка»);
4. Conze A. Beschreibung der antiken Skulpturen mit Ausschluss der pergamenischen Fundstücke. Berlin, 1891 S. 169 f. Nr. 433 («женский бюст»);
5. Staatl. Museen zu Berlin (Hrgs.), Kurze Beschreibung der antiken Skulpturen im Alten Museum3. Berlin, 1922. S. 39 Nr. 433;
6. Blümel C. Tierplastik aus fünf Jahrtausenden; Bildwerke aus den Staatlichen Museen zu Berlin. Berlin, 1933. S. 10 f. Nr. R 22 Taf. 15 («Идентифицировать невозможно»);
7. Hüneke S. (Hrsg.) Antiken I. Kurfürstliche und königliche Erwerbungen für die Schlösser und Gärten Brandenburg-Preuβens vom 17. bis zum 19. JahrHundert. Berlin, 2009. S. 436 f. Abb. S. 437 Nr. 290 (Ulrike Müller-Kaspar).
Литература:
1. Raccolta D’Antiche Statue Busti Bassirilievi ed altre Sculture restaurate da Bartolomeo Cavaceppi II. Roma, 1769. Taf. 48 («неизвестная голова»);
2. Bernoulli J. J. Römische Ikonographie. Stuttgart, 1886. Bd. II. 1. S. 114. 130 Abb. 15 («ранее Юлия»);
3. Steininger R. Die weiblichen Haartrachten im ersten Jahrhundert der römischen Kaiserzeit. München, 1909. S. 16 («вовсе не Юлия»);
4. Poulsen F. Ikonographische Miscellen. Kopenhagen, 1921. S. 47 f. Abb. 11;
5. Kekulé von Stradonitz R. Die griechische Skulptur. Berlin, 1922. S. 370;
6. Schröder B. Römische Bildnisse. Berlin, 1923 a. S. 9 Taf. 6;
7. West R. Römische Porträt-Plastik I. München. 1933. S. 130 Taf. 32 Abb. 132 («Юлия[?]»);
8. Marella M. L. In: Atti della Reale Accademia d’Italia. Rev. della Cl. di Scienze, Morali e Storiche 7. Ser. 3. 1942. S. 57 Anm. 1 («так называемая Юлия»);
9. Poulsen V. Studies in Julio-Claudian Iconography // ActaArch. 17. 1946. S. 4 («Юлия»);
10. Hafner G. Zum Augustus-Relief in Ravenna // MDAI (R). LXII. 1955 a. S. 164 Anm. 10 («Юлия»);
11. Furnée-van Zwet L. Fashion in Women’s Hairdress in the First Century of the Roman Empire // BaBesch. 31. 1956. S. 13–15 Abb. 13 («“Юлия”»);
12. Bartels H. Studien zum Frauenporträt der augusteischen Zeit. Fulvia, Octavia, Livia, Julia. München, 1963. S. 73 Anm. 601(«вовсе не Юлия»);
13. Polaschek K. Studien zu einein Frauenkopf mi Landesmuseum Trier und zur weiblischen Haartracht der iulisch-claudischen Zeit // Trierer Zeitschrift für Geschichte und Kunst des Trierer Landes und seiner Nachbargebiete. 1972. S. 153 Anm. 41; S. 190;
14. Grimm G. Zum Bildnis der Iulia Augusta // MDAI (R). 80. 1973. S. 281 Anm. 21 («вовсе не Юлия»);
15. Imdahl M. – Kunisch N. Plastik: Antike und Moderne Kunst der Sammlung Dierichs in der Ruhr-Universität Bochum. Kassel, 1979. S. 49 Anm. 13;
16. Kockel V. Porträtreliefs stadtrömischer Grabbauten. Mainz, 1993. S. 46 Anm. 384. 387; S. 181 Anm. 6; S. 221 Anm. 2;
17. Bartman E. Portraits of Livia, Imaging the Imperial woman in Augustan Rome. Cambridge, 1999. S. 38 Anm. 45; S. 217 Anm. 38;
18. Savoy B. Patrimoine annexé: Les biens culturels saisis par la France en Allemagne autour de 1800. Paris, 2003. II. S. 27 Nr. 33 («бюст Ливии», «римлянка»);
19. Heilmeyer W.-D. Pergamon Museum, Berlin: 66 masterpieces. London, 2005. S. 25. 27;
20. Fless F. u. a. Schau mir in die Augen-: das antike Porträt. Berlin, 2006. S. 113 Nr. 284 (Klaus Stemmer).
Текст: музейная табличка.
© Описание: Arachne.
© 2016 г. Перевод с нем.: С. Э. Таривердиева.