10—19 гг. н. э.
Общая высота 32 см, высота головы 20 см.Инв. № 861. 1 (8235?).Ажен, Музей изящных искусств
Портрет Друза Младшего. Тип «Безье».
10—19 гг. н. э.
Общая высота 32 см, высота головы 20 см.
Ажен, Музей изящных искусств.
21. Портрет Друза Младшего
Тип Безье: 10—
Рис. 17.
Ажен, Музей изящных искусств, инв. № 861. 1 (8235?).
Голова.
Белый мрамор.
Найдена в начале XIX в. Ламарком, возле Кастелькюлье (Castelculier).
Размеры: общая высота 32 см, высота головы 29 см, ширина 20 см, толщина 20 см.
Библиография: J. F. Boudon de Saint-Amans, 1859, n° 3 p. 217, fig. 3 pl. 1 (рисунок) (консул или магистрат); A. Amann // Rome et le sud-ouest de la Gaule, 1983, n° 17 p. 29, fig. (неизвестный); L. Maurin —
с. 216 Сохранность: голова отбита у основания шеи, где видны остатки гипса, с помощью которого в древности голову присоединили к не соответствующей ей безглавой статуе; отсутствует нос и часть подбородка; рот тоже повреждён. Сколы на надбровных дугах, правом глазном яблоке и левой щеке. Маленькие куски мрамора отколоты на прядях чёлки; кроме того, на лице имеются желтоватые следы, возможно, возникшие при очистке головы в древности.
Описание: Изображение фронтальное; можно подумать, что голова была вставлена в статую в тоге. Короткая чёлка характерна для портретов эпохи Юлиев-Клавдиев, а волосы изображены очень тщательно и довольно чётко; пряди обособлены узкими бороздками, выполненными прямым резцом, и иногда пронзены тонким сверлом. На затылке волосы тоже вырезаны прядь за прядью; единственный признак незавершённости — это края ушей, которые не отделены от массы волос. В целом, волосы выглядят по-настоящему объёмными и мягкими.
Кое-где на лице сохранилась первоначальная полировка; большие миндалевидные глаза окружены двойной чертой; кромка надбровных дуг необычайно чёткая; подбородок заметно выдаётся, а узкие губы, чуть изогнутые в недовольной гримасе, придают этому портрету несколько суровый вид.
Комментарий: Этот прекрасный портрет, изготовленный из очень мелкозернистого мрамора, больше натуральной величины; в последние годы он не привлекает внимания либо приводится как пример частного портрета, найденного в Аквитании, или скульптуры, украшавшей огромные сельские виллы в этой области; поскольку качество работы очень высокое, а одновременно с головой была найдена статуя человека в тоге, исследователи видят в ней голову «знатного нитиоброга» эпохи Юлиев-Клавдиев.
Однако исследование экспоната в музее Ажена показывает, что у этого персонажа пряди чёлки располагаются особым образом: её составляет серия из четырёх раздвоенных прядей, зачёсанных влево, которая над внутренним уголком левого глаза образует «клешню» с другой серией из трёх прядей, зачёсанных в противоположную сторону; углы лба особенно чётко отмечены двумя маленькими «вилками», создающими переход к височным прядям, концы которых лежат на одной линии, скошенной к ушам. И такое расположение прядей точно соответствует одному из иконографических типов Друза Младшего, «типу Безье» (ср. кат. № 196).
с. 217 Физиономические характеристики, пожалуй, подтверждают эту идентификацию: мы видим значительный объём черепа, очень необычную форму надбровных дуг (для них характерна чёткая, почти горизонтальная кромка), круглый выступающий подбородок (свойственный большинству представителей клавдианской ветви династии), а также вытянутое лицо, суженное книзу. Это постоянные иконографические черты, которые, при нынешнем состоянии находок, можно уловить на тридцати с лишним репликах четырёх последовательных типов; следует особо отметить очертания рта с тонкими, сжатыми губами, переходящего в складки, причём верхняя губа чуть выпячена по сравнению с нижней. С точки зрения одной лишь физиогномики к аженскому изображению наиболее близок экземпляр из Мадрида54.
Типологически этот портрет имеет особенность, общую с маленькой группой реплик: «вилка» на них чуть смещена влево по сравнению с главным экземпляром (Leitstück); на портретах из Безье (кат. № 126), из музея Терм в Риме и из Кадикса55 эта вилка расположена точно на оси носа; напротив, на экземплярах из Сиракуз56 и из Нима (кат. № 196) она находится над внешним углом левого глаза. Портрет из Центурип имеет ровно столько же прядей — всего девять — в правой части чёлки, так что аженское изображение служит ему чёткой параллелью и свидетельствует о существовании варианта типа Безье, хотя отличия от главных экземпляров и минимальны: чёлка подстрижена точно так же, как и на всех работах этой серии — ей придана очень узнаваемая форма трапеции. Интересно, что два из трёх известных экземпляров этого варианта найдены — и несомненно, созданы, — на галльской земле.
Иконографию Друза Младшего недавно пересмотрел Ж.-Ш. Балти, который внёс изменения в типологию, установленную Г. Юккером57 и Д. Бошунгом58, в свете хронологических данных, полученных благодаря включению многих из этих изображений в династические группы59. Он предложил немного иную классификацию, чем его предшественники: на основании того, что во многих группах портрет Друза типа Безье присутствует вместе с портретом Тиберия типа «Приход к власти», а в рамках этого типа существуют портреты Друза с бородкой (barbula), которые явно изображают юношу, он делает вывод, что этот образ принца был первым, и его создали в 4 г. н. э., когда Тиберий был усыновлён; он использовался до 19 г. н. э., когда умер Германик, что означало утверждение Друза в качестве единственно возможного наследника трона.
Из-за отсутствия бородки и менее юношеской внешности, чем, например, на нимском портрете — черты лица более твёрдые, а челюсть более властная, — мне представляется, что портрет из Ажена не может датироваться первыми годами этого периода; я бы отнесла его изготовление ко второму десятилетию I в. н. э.
ПРИМЕЧАНИЯ:
54Мадрид, музей Прадо, 342-E. 55Кадикс, Археологический музей, происходит из Медины-Сидонии. 56Сиракузы, Археологический музей, происходит из Центурип. 57H. Jucker, 1977, p. 233—© 2016 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.