Общая высота 42,6 см, высота головы 23,5 см.Инв. № 30. 001.Тулуза, Музей Сен-Реймон
Портрет Друза Младшего. Тип C.
Общая высота 42,6 см, высота головы 23,5 см.
Тулуза, Музей Сен-Реймон.
126. Портрет Друза Младшего
Тип C: 14—
Илл. 100.
Тулуза, музей Сен-Реймон, инв. № 30. 001.
Голова.
Белый, очень мелкозернистый мрамор (каррарский?).
Обнаружена в 1844 г. в Безье, на улице
Размеры: общая высота 42,6 см, высота головы 23,5 см.
Vidi.
Библиография: Espérandieu, I, 528—
Сохранность: Почти безукоризненная, повреждён только край правого уха; сзади на уровне соединительной вставки отколот кусок мрамора. Патина тусклая, и портрет, как и два предыдущих [№№ 124, 125], видимо, пострадал от слишком энергичной очистки.
Описание: Голова повёрнута вправо; асимметричный вырез соединительной вставки, который справа позволяет хорошо увидеть начало плеча, предполагает, что голова крепилась к статуе в доспехах. На шее, длинной и мощной, две морщины, возможно, подчёркивающие её поворот.
Черты лица резкие: нос расширяющийся и выгнутый; подбородок, большой и чуть раздвоенный, чрезвычайно выдаётся вперёд. Глаза, маленькие и миндалевидные, высоко расположены под плоскими надбровными дугами, край которых очень чётко обрисован.
Чёлка на лбу, обрамлённая по углам двумя маленькими «вилками», уложена симметрично: довольно длинные пряди расчёсаны по направлению к середине лба, где на месте их стыка образуется «клешня». Задняя часть головы изношена и выполнена гораздо более поверхностно: пряди переданы штрихами резца очень поверхностно. В целом, этот портрет, несмотря на хорошее исполнение и большую точность, оставляет впечатление безжизненности.
Комментарий: Идентификация портрета не представляет трудностей и его почти всегда признают Друзом Младшим, сыном Тиберия: его очень индивидуализированные черты, особенно профиль, прекрасно узнаваемы благодаря монетным выпускам.
Для воспроизведённого здесь иконографического типа характерны юношеские черты и, с точки зрения особенностей причёски, ровная и симметричная чёлка, так как замкнутая «клешня», образующая здесь главный мотив, расположена на оси носа. Он представлен с. 354 дюжиной реплик, из которых реплика из Безье сохранилась лучше всех, и, к тому же, на ней точнее всего воспроизведены детали прядей чёлки: поэтому Г. Юккер окрестил этот тип «типом Безье»; в классификации К. Фитчена он соответствует «группе C». Портрет, рассматриваемый здесь, представляет собой наиболее важный экземпляр в этой группе: если в художественном плане это и не самая знаменитая работа, то она, вне всякого сомнения, даёт правильное представление о том, что представлял собой прототип (Urbild).
Исследователи по-разному толкуют последовательность различных официальных образов сына Тиберия: если К. Фитчен различает только «подгруппы», то Г. Юккер выявил существование настоящих иконографических типов, которые классифицировал в другом хронологическом порядке; несколько лет назад Д. Бошунг сам вернулся к этой последней типологии; во всяком случае, все они различают четыре типа и я не стану здесь подробно вдаваться в расхождения в интерпретации и датировке, но ограничусь уточнением, что К. Фитчен371 и Г. Юккер372 считают тип Безье третьим, а Д. Бошунг — вторым373.
Действительно, учитывая, что между различными типами не прослеживается никакой очевидной и определённой эволюции (единственный надёжный ориентир даёт тип, к которому относится портрет из Авиньона: его более резкие черты и зарождающаяся лысина ясно указывают, что это более поздний тип), лучше всего позволяет установить относительную хронологию этих типов исследование семейных и династических перегруппировок в группах статуй династии Юлиев-Клавдиев. Именно этим занимался Ж.-Ш. Балти, который стремился пересмотреть и обновить список реплик, чтобы предложить новую последовательность типов374; как он напоминает уже в своей работе о группе из Безье375, Друз Младший типа Безье неоднократно обнаруживается вместе с портретом Тиберия типа «Восшествие на трон», который датируется между 14 и 22—
Эта взаимосвязь сразу указывает, что тип Безье воспроизводился между 14 и 19 гг. н. э. Остаётся определить, по какому случаю был создан этот прототип (Urbild). Существование экземпляров с бородкой (barbula)376, которую Друз сбрил в первые годы I в. н. э., требует датировать его лет на десять раньше; с того времени, как отмечает Ж.-Ш. Балти, как можно думать либо об облачении Друза в мужскую тогу и получении им титула принцепса молодёжи (princeps iuventutis) после смерти Луция Цезаря во 2 г. н. э.377, либо (и это более правдоподобно) об усыновлении Тиберия Августом в 4 г. н. э.378 и о вхождении Друза вследствие этого в род Юлиев379 в качестве внука Августа.
В Безье типологическое и хронологическое соответствие между изображениями Тиберия, Друза Младшего и Германика, так же, как и совершенно ясное и логичное династическое значение группы — правящий император предстаёт в окружении своих сыновей, образующих пару избранных наследников, блестящая карьера которых позволяет предвидеть будущее благоденствие, — сопровождаются сходством манеры исполнения, которое не позволяет усомниться в том, чтоб они изготовлены одновременно: с. 355 они датируются теми краткими 14—
Свидетельства о почестях, предоставленных Друзу Младшему в Галлии, особенно многочисленны: только в Нарбонской Галлии к настоящему времени известно по меньшей мере пять его статуй, во всей Галлии насчитывается четыре его портрета, три из которых относятся к типу Безье, и столько же баз статуй.
ПРИМЕЧАНИЯ:
371K. Fittschen, 1977, p. 46—© 2015 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.