Портрет Августа
Пентелийский мрамор. Ок. 5 г. до н. э. — 14 г. н. э.Инв. № 9164.Женева, Музей искусства и истории

Портрет Августа.

Пентелийский мрамор. Ок. 5 г. до н. э. — 14 г. н. э.
Инв. № 9164.

Женева, Музей искусства и истории.

Происхождение:
Из Таран­то. В 1922 г. в Мюн­хене у тор­гов­ца про­из­веде­ни­я­ми искус­ства, в 1923 г. при­об­ре­те­на для Женев­ско­го музея.

Описание:
Встав­ная голо­ва ста­туи в тоге. Высота 39 см.

Сте­пень сохран­но­сти: Часть шеи под­готов­ле­на для встав­ки в ста­тую. Один локон из «клеш­ни» и края обо­их ушей обло­ма­ны. Кон­чик носа стё­сан, в осталь­ном толь­ко незна­чи­тель­ные повреж­де­ния: две глу­бо­кие насеч­ки на пра­вой щеке, две более мел­кие на пра­вом пле­че. Поверх­ность спек­ша­я­ся, осо­бен­но с обрат­ной сто­ро­ны. Обрат­ная сто­ро­на лишь гру­бо наме­че­на. Воло­сы впе­ре­ди дора­бота­ны в новое вре­мя, как свиде­тель­ст­ву­ют ост­рые края отдель­ных гра­ней.

Опи­са­ние: Встав­ная голо­ва выре­за­на по линии груди ста­туи в тоге; она обра­ще­на впра­во. Боль­шая «клеш­ня» явно изме­не­на по срав­не­нию с основ­ной груп­пой порт­ре­тов: внеш­няя поло­ви­на клеш­ни сви­са­ет вер­ти­каль­но и, как на голо­вах в кёльн­ской част­ной кол­лек­ции (кат. № 109, илл. 95) и в Пат­рах (кат. № 154), оформ­ле­на в четы­ре заост­рён­ных локо­на. Кро­ме того, она пада­ет на лоб ниже обыч­но­го. Внут­рен­няя поло­ви­на «клеш­ни» длин­нее и заост­ре­на. Пряди, зачё­сан­ные нале­во, разде­ле­ны меж­ду собой. Их изгиб повто­ря­ют воло­сы на вис­ках, при­чём ниж­няя гра­ни­ца пони­жа­ет­ся два­жды. На левом вис­ке пряди рас­по­ло­же­ны схе­ма­ти­че­ски, но тем не менее в целом повто­ря­ют глав­ный тип. Напро­тив спра­ва, на высо­те «клеш­ни», нахо­дит­ся гори­зон­таль­но вытя­ну­тая впе­рёд чёл­ка; ниже неё воло­сы глад­ко зачё­са­ны назад. Лоб стя­нут к пере­но­си­це и в ниж­ней части выпук­лый. Ниж­ние веки пере­хо­дят без гра­ни­цы в тугие, немно­го подвиж­ные щеки. Под­бо­ро­док кажет­ся корот­ко­ва­тым.

Харак­те­ри­сти­ка: Изме­не­ние внеш­ней поло­вин­ки боль­шой «клеш­ни», кото­рое наблюда­ет­ся так­же на голо­ве из част­ной кол­лек­ции в Кёльне (кат. № 109, илл. 95), выда­ют вли­я­ние порт­ре­тов вну­ков Авгу­ста. Осо­бен­но похож ряд реплик голов из Кас­си­но и Кар­фа­ге­на, кото­рые изо­бра­жа­ют, веро­ят­но, Луция Цеза­ря (Pollini J. The portraiture of Gaius and Lucius Caesar. NY., 1987. P. 96 ff. Nr. 5—11. Taf. 7—18 [Гай Цезарь] со ссыл­ка­ми на пред­ше­ст­ву­ю­щую лите­ра­ту­ру. — Об иден­ти­фи­ка­ции этих порт­ре­тов с Луци­ем Цеза­рем, млад­шим вну­ком Авгу­ста, см.: Fittschen K. Katalog der antiken Skulpturen in Schloss Erbach. B., 977. S. 38 ff., Anm. 25). Прав­да, там четы­ре пряди внеш­ней поло­вин­ки «клеш­ни» изги­ба­ют­ся в фор­ме сер­па и спус­ка­ют­ся вниз сту­пень­ка­ми; здесь они сви­са­ют почти вер­ти­каль­но и закан­чи­ва­ют­ся на одной и той же высо­те. Боль­шая «вил­ка» рас­по­ло­жен­ная над внут­рен­ним угол­ком лево­го гла­за, а так­же мень­шая «клеш­ня» над пра­вой бро­вью и рас­по­ло­же­ние волос на пра­вом вис­ке поз­во­ля­ют отне­сти порт­рет к типу При­ма Пор­та.

Чер­ты лица упру­гие и глад­кие, оно име­ет фор­му вытя­ну­то­го ова­ла. В этом омо­ло­же­нии так­же замет­на адап­та­ция к порт­ре­там наслед­ни­ков.

Пред­по­ла­гае­мая дати­ров­ка: конец прав­ле­ния Авгу­ста, из-за упо­доб­ле­ния порт­ре­там наслед­ни­ков.


Литература:
Deonna W. Catalogue des sculptures antiques. Genève, 1923. P. 89ff. Nr. 124 (с рис.; Август, око­ло 25 г. до н. э.)
Deonna W. Trois têtes antiques du Musée d’art et d’histoire à Geneve // Monuments et mémoires (Foundation E. Piot). T. 27. 1924. P. 90f. Fig. 2. 3.
Montini I. Il ritratto di Augusto. Roma, 1938. P. 42, ill.; P. 89 Nr. 41 (в свя­зи с пре­бы­ва­ни­ем Окта­ви­а­на в Тарен­те в 37/36 гг. до н. э.).
Frigerio F. Augusto. Gesta e immagini // RAComo. Vol. 117/118. 1938/1939. P. 34. Ill. 12.
Pietrangeli C. Su un ritratto bronzeo dei Musei Capitolini // BCAR. Vol. 72. 1946—1948 (1949). P. 62. N. 25 (Гай Цезарь).
Räcz J. Antikes Erbe. Meisterwerke aus Schweizer Sammlungen. Zürich, 1965. Nr. 123.
Zanker P. Studien zu den Augustus-Porträts. 1, Der Actium-Typus. Göttingen, 1973. S. 50 Anm. 36 (Гай Цезарь).
Rilliet-Maillard J. Les portraits romains du Musée d’ art et d’ histoire. Genève, 1978. P. 20ff. (сме­шан­ный тип; антич­ный?).
Hausmann U. Zur Typologie ind Ideologie der Augustusporträts // ANRW. T. II. Bd. 12. 2. B.; N. Y., 1981. S. 581. Anm. 249. Nr. 11 (прав­ле­ние Авгу­ста).
Hertel E. D. Untersuchungen zu Stil und Chronologie der Kaiser- und Prinzenporträts von Augustus bis Claudius. Bonn, 1982. S. 65, 266 f. Nr. 118 (прав­ле­ние Кали­гу­лы — нача­ло прав­ле­ния Клав­дия).
Chamay J., Maier J.-L. Art romain. Sculptures en pierre du Musée de Geneve. T. II. Mainz am Rhein, 1989. P. 6. Nr. 5. Fig. 9.10.
Goette H. R. Studien zu römischen Togadarstellungen // Beitrage zur Erschließung hellenistischer und kaiserzeitlischer Skulptur und Architektur. Bd. 10. 1990. S. 23, Anm. 97 D 1.
Chamay J., Genève J.-L., Moens L. et al. L’origine des marbres blancs de quelques statues du Musée d’art et d’histoire de Genève: Etude scientifique pluridisciplinaire // Antike Kunst. Bd. 33. 1990. P. 144 (пен­те­лий­ский мра­мор).
Boschung D. Die Bildnisse des Augustus. B., 1993. S. 153. No. 102. Taf. 94; S. 50, 72; Anm. 57, 133, 139, 409, 468, 495.

Источники:
© 1993 г. Фото, текст: Boschung D. Die Bildnisse des Augustus. B., 1993. S. 153. No. 102. Taf. 94.
© 2016 г. Перевод с нем.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император октавиан август октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты портретный портретная голова пентелийский мрамор мужской из тарента тарент инв № 9164