Портрет Августа.
Женева, Музей искусства и истории.
Степень сохранности: Часть шеи подготовлена для вставки в статую. Один локон из «клешни» и края обоих ушей обломаны. Кончик носа стёсан, в остальном только незначительные повреждения: две глубокие насечки на правой щеке, две более мелкие на правом плече. Поверхность спекшаяся, особенно с обратной стороны. Обратная сторона лишь грубо намечена. Волосы впереди доработаны в новое время, как свидетельствуют острые края отдельных граней.
Описание: Вставная голова вырезана по линии груди статуи в тоге; она обращена вправо. Большая «клешня» явно изменена по сравнению с основной группой портретов: внешняя половина клешни свисает вертикально и, как на головах в кёльнской частной коллекции (кат. № 109, илл. 95) и в Патрах (кат. № 154), оформлена в четыре заострённых локона. Кроме того, она падает на лоб ниже обычного. Внутренняя половина «клешни» длиннее и заострена. Пряди, зачёсанные налево, разделены между собой. Их изгиб повторяют волосы на висках, причём нижняя граница понижается дважды. На левом виске пряди расположены схематически, но тем не менее в целом повторяют главный тип. Напротив справа, на высоте «клешни», находится горизонтально вытянутая вперёд чёлка; ниже неё волосы гладко зачёсаны назад. Лоб стянут к переносице и в нижней части выпуклый. Нижние веки переходят без границы в тугие, немного подвижные щеки. Подбородок кажется коротковатым.
Характеристика: Изменение внешней половинки большой «клешни», которое наблюдается также на голове из частной коллекции в Кёльне (кат. № 109, илл. 95), выдают влияние портретов внуков Августа. Особенно похож ряд реплик голов из Кассино и Карфагена, которые изображают, вероятно, Луция Цезаря (Pollini J. The portraiture of Gaius and Lucius Caesar. NY., 1987. P. 96 ff. Nr. 5—
Черты лица упругие и гладкие, оно имеет форму вытянутого овала. В этом омоложении также заметна адаптация к портретам наследников.
Предполагаемая датировка: конец правления Августа, из-за уподобления портретам наследников.
Deonna W. Trois têtes antiques du Musée d’art et d’histoire à Geneve // Monuments et mémoires (Foundation E. Piot). T. 27. 1924. P. 90f. Fig. 2. 3.
Montini I. Il ritratto di Augusto. Roma, 1938. P. 42, ill.; P. 89 Nr. 41 (в связи с пребыванием Октавиана в Таренте в 37/36 гг. до н. э.).
Frigerio F. Augusto. Gesta e immagini // RAComo. Vol. 117/118. 1938/1939. P. 34. Ill. 12.
Pietrangeli C. Su un ritratto bronzeo dei Musei Capitolini // BCAR. Vol. 72. 1946—
Räcz J. Antikes Erbe. Meisterwerke aus Schweizer Sammlungen. Zürich, 1965. Nr. 123.
Zanker P. Studien zu den Augustus-Porträts. 1, Der Actium-Typus. Göttingen, 1973. S. 50 Anm. 36 (Гай Цезарь).
Rilliet-Maillard J. Les portraits romains du Musée d’ art et d’ histoire. Genève, 1978. P. 20ff. (смешанный тип; античный?).
Hausmann U. Zur Typologie ind Ideologie der Augustusporträts // ANRW. T. II. Bd. 12. 2. B.; N. Y., 1981. S. 581. Anm. 249. Nr. 11 (правление Августа).
Hertel E. D. Untersuchungen zu Stil und Chronologie der Kaiser- und Prinzenporträts von Augustus bis Claudius. Bonn, 1982. S. 65, 266 f. Nr. 118 (правление Калигулы — начало правления Клавдия).
Chamay J., Maier J.-L. Art romain. Sculptures en pierre du Musée de Geneve. T. II. Mainz am Rhein, 1989. P. 6. Nr. 5. Fig. 9.10.
Goette H. R. Studien zu römischen Togadarstellungen // Beitrage zur Erschließung hellenistischer und kaiserzeitlischer Skulptur und Architektur. Bd. 10. 1990. S. 23, Anm. 97 D 1.
Chamay J., Genève J.-L., Moens L. et al. L’origine des marbres blancs de quelques statues du Musée d’art et d’histoire de Genève: Etude scientifique pluridisciplinaire // Antike Kunst. Bd. 33. 1990. P. 144 (пентелийский мрамор).
Boschung D. Die Bildnisse des Augustus. B., 1993. S. 153. No. 102. Taf. 94; S. 50, 72; Anm. 57, 133, 139, 409, 468, 495.
© 2016 г. Перевод с нем.: О. В. Любимова.