Надпись из Старых Курий в честь членов династии Юлиев-Клавдиев
AE. 1996. 246 = CIL. VI. 40307.
Лунский мрамор. 55—56 гг. н. э.
Высота 1,16 м, ширина 5 м, толщина 90 см, высота букв 2,8—4,5 см.
Зал 5.
Инв. № 574363.Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана Фото: И. А. Шурыгин

Надпись из Старых Курий в честь членов династии Юлиев-Клавдиев.

AE. 1996. 246 = CIL. VI. 40307.
Лунский мрамор. 55—56 гг. н. э.
Высота 1,16 м, ширина 5 м, толщина 90 см, высота букв 2,8—4,5 см.
Зал 5.
Инв. № 574363.

Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.

Происхождение:
Рим, пьяц­ца-дель-Колос­сео, рас­коп­ки фон­та­на «Поте­ю­щая мета» (Meta Sudans), меж­ду Аркой Кон­стан­ти­на и фон­та­ном, 1989 г.

Описание:
AE. 1996. 246 = CIL. VI. 40307.

<стол­бец I>
Imp(eratori) Caisari Divi f(ilio)
Augusto,
pontifici maximo, co(n)s(uli) XI,
tribunicia potestat(e) XI.

<стол­бец II>
Neroni Claudio Divi
Claudii f(ilio),
Germanici Caisaris n(epoti),
Ti(beri) Caisaris Aug(usti) pron(epoti),
Divi Augusti abn(epoti),
Caisari Aug(usto) Germanico, pont(ifici)
max(imo), trib(unicia) potest(ate) II, imp(eratori), co(n)s(uli).

<стол­бец III>
Ti(berio) Claudio Drusi f(ilio)
Caisari Augusto
Germanico, pontifici
maximo, tribunicia pot(estate),
imp(eratori), co(n)s(uli) II.

<стол­бец IV>
Iuliae Au[gustae]
Agri[ppinae]
Germanic[i Caisaris f(iliae)]
divi Cla[udi uxori].

<в одну стро­ку>
Aenatores, tubicines, liticines, cornicines {Romani}.
Romani.

<стол­бец I>
Импе­ра­то­ру Цеза­рю Авгу­сту, сыну Боже­ст­вен­но­го, вер­хов­но­му пон­ти­фи­ку, кон­су­лу 11 раз, наде­лён­но­му три­бун­ской вла­стью в 11-й раз.

<стол­бец II>
Неро­ну Клав­дию Цеза­рю Авгу­сту Гер­ма­ни­ку, сыну Боже­ст­вен­но­го Клав­дия, вну­ку Гер­ма­ни­ка Цеза­ря, пра­вну­ку Тибе­рия Цеза­ря Авгу­ста, пра­пра­вну­ку Боже­ст­вен­но­го Авгу­ста, вер­хов­но­му пон­ти­фи­ку, наде­лён­но­му три­бун­ской вла­стью во 2-й раз, импе­ра­то­ру, кон­су­лу.

<стол­бец III>
Тибе­рию Клав­дию Цеза­рю Авгу­сту Гер­ма­ни­ку, сыну Дру­за, вер­хов­но­му пон­ти­фи­ку, наде­лён­но­му три­бун­ской вла­стью, импе­ра­то­ру, кон­су­лу во 2-й раз.

<стол­бец IV>
Юлии Авгу­сте Агрип­пине, доче­ри Гер­ма­ни­ка Цеза­ря, жене Боже­ст­вен­но­го Клав­дия

<в одну стро­ку>
Рим­ские сиг­наль­щи­ки, тру­ба­чи, гор­ни­сты, музы­кан­ты, играю­щие на рож­ках.

Сло­во Romani, уда­лён­ное, когда с послед­ней пли­ты сти­ра­ли текст вслед­ст­вие про­кля­тия памя­ти Агрип­пи­ны, позд­нее добав­ле­но на пред­по­след­нюю пли­ту.

Послед­няя стро­ка: сло­во Romani, по мне­нию Г. Аль­фёль­ди, появи­лось после того, как воз­ник чет­вёр­тый стол­бец и ради сим­мет­рии под этим столб­цом было выре­за­но сло­во Romani. Более точ­ная дати­ров­ка, соглас­но Г. Аль­фёль­ди: меж­ду 13 октяб­ря (или 4 декаб­ря) 55 н. э. и 12 октяб­ря (или 3 декаб­ря) 56 н. э. Пер­во­на­чаль­но над­пись состо­я­ла из трёх плит, состав­ляв­ших обли­цов­ку широ­ко­го поста­мен­та ста­туй, сло­жен­но­го из буто­во­го кам­ня (opus coementicium, выше­при­ведён­ные изме­ре­ния отно­сят­ся к поста­мен­ту в целом). Раз­ме­ры отдель­ных плит: пер­вая (состав­ле­на из 47 фраг­мен­тов): 75 × 213 × 35 см; вто­рая (состав­ле­на из 19 фраг­мен­тов): 75 × 139 × 35 см; третья (состав­ле­на из 8 фраг­мен­тов): 75 × 70 × 38 см.

Ста­рые курии (Curiae Veteres): храм

Архи­тек­тур­ные фраг­мен­ты отно­сят­ся к хра­му, кото­рый после пожа­ра вос­ста­но­вил импе­ра­тор Клав­дий за соб­ст­вен­ный счёт. Рестав­ра­ция дати­ру­ет­ся меж­ду 51 г. н. э. (пятое кон­суль­ство Клав­дия, упо­мя­ну­тое в над­пи­си) и 54 г. н. э. (год его смер­ти). Иден­ти­фи­ка­ция хра­ма вызы­ва­ет сомне­ния: это может быть глав­ное зда­ние Ста­рых курий, древ­ний храм, кото­рый, как счи­та­лось, осно­вал Ромул, или свя­ти­ли­ще, кото­рое посвя­ти­ла памя­ти Авгу­ста его жена Ливия. В гла­го­ле curavit («поза­бо­тил­ся») мож­но отме­тить сим­вол Ⅎ: это бук­ва, добав­лен­ная импе­ра­то­ром Клав­ди­ем и исполь­зо­вав­ша­я­ся толь­ко в его прав­ле­ние, чтобы отли­чать раз­ные зву­ки, кото­рые пер­во­на­чаль­но выра­жа­лись одной и той же бук­вой V.

Рим, пьяц­ца-дель-Колос­сео, севе­ро-восточ­ный склон Пала­ти­на, 51—54 гг. н. э.

Ста­рые курии (Curiae Veteres): свя­ти­ли­ще

Мра­мор­ный и брон­зо­вый поста­мен­ты вхо­ди­ли в состав мону­мен­таль­но­го ком­плек­са, рас­по­ло­жен­но­го на свя­щен­ном участ­ке Ста­рых курий и пред­на­зна­чен­но­го для про­слав­ле­ния Авгу­ста и чле­нов его дина­стии. Ком­плекс был осно­ван в нача­ле прав­ле­ния Авгу­ста, мно­го раз под­вер­гал­ся транс­фор­ма­ци­ям и нако­нец был раз­ру­шен во вре­мя страш­но­го пожа­ра при Нероне в 64 г. н. э. Брон­зо­вый поста­мент был посвя­щен Тибе­рию; мра­мор­ный, рас­по­ло­жен­ный в свя­ти­ли­ще, — Авгу­сту, Клав­дию, Неро­ну и Агрип­пине. Посвя­ще­ния совер­ши­ли aenatores — музы­кан­ты, играю­щие на мед­ных духо­вых инстру­мен­тах во вре­мя тор­же­ст­вен­ных воен­ных и граж­дан­ских цере­мо­ний, tubicines — музы­кан­ты, играв­шие на тру­бе (tuba), liticines — музы­кан­ты, играв­шие на горне (lituus), и cornicines — музы­кан­ты, играв­шие на рож­ке (cornu). Назы­вая себя Romani, музы­кан­ты под­чёр­ки­ва­ют своё зна­че­ние на цере­мо­ни­ях, про­во­див­ших­ся в Риме.

Рим, пьяц­ца-дель-Колос­сео, севе­ро-восточ­ный склон Пала­ти­на, 12 г. до н. э. — 56 г. н. э.

Музей­ная таб­лич­ка.

246—250) «Поте­ю­щая Мета» (Meta Sudans). Над­пи­си най­де­ны в ходе рас­ко­пок, про­во­див­ших­ся с 1986 г. под руко­вод­ст­вом К. Панел­лы меж­ду аркой Кон­стан­ти­на и под­но­жи­ем Пала­ти­на.

Meta Sudans, I. Un’area sacra in Palatio e la valle del Colosseo prima e dopo Nerone / C. Panella (a cur.). Roma, 1996.

Поми­мо чисто «эпи­гра­фи­че­ских» стра­ниц, мно­гие разде­лы кни­ги поме­ща­ют посвя­ти­те­лей в архео­ло­ги­че­ский и исто­ри­че­ский кон­текст.

Три над­пи­си импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни одно­вре­мен­но появи­лись в допол­не­нии к CIL. VI, состав­лен­ном Г. Аль­фёль­ди, см. выше, № 74.

246 a—d) = CIL. VI. 8. 2. 40307. P. 201—216; фото, рисун­ки (В. Мори­цио). Сезон 1989 г.? (рас­коп­ки стро­е­ния см. с. 40—46). Три пли­ты из лун­ско­го мра­мо­ра, почти пол­но­стью вос­ста­нов­лен­ные из мно­же­ства фраг­мен­тов, слу­жив­шие обли­цов­кой боль­шо­го камен­но­го осно­ва­ния (116 × 500 × 90 см), нахо­ди­лись побли­зо­сти от с. 89 зда­ния (ниже, № 248), а на них в четы­ре столб­ца были выре­за­ны четы­ре посвя­ще­ния импе­ра­тор­ской эпо­хи, ниже кото­рых, через интер­вал, рас­по­ла­га­лась стро­ка с упо­ми­на­ни­ем посвя­ти­те­лей, разде­лён­ная на части в соот­вет­ст­вии со столб­ца­ми. Бук­вы очень акку­рат­ные: от 4,4—4 см до 3—2,5 см; бук­вы I длин­ные; чис­ла чаще все­го выде­ле­ны чер­той свер­ху. В каж­дом столб­це стро­ки цен­три­ро­ва­ны.

Левая пли­та: 76 × 210 × 3,5 см.

a) Imp(eratori) Caisari Diui f. | Augusto, | pontifici maximo, co(n)s(uli) XI, | tribunicia potestat(e) XI, | vac. | aenatores,

b) Neroni Claudio diui | Claudii f., | Germanici Caisaris n(epoti), | Ti. Caisaris Aug(usti) pro n(epoti), | diui Augusti ab n(epoti), | Caisari Aug(usto) Germanico, pont(ifîci) | max(imo), trib(unicia) potest(ate) II, imp(eratori), co(n)s(uli), | vac. | tubicines,

Цен­траль­ная пли­та: 76 × 139 × 3,5 cm.

c) Ti. Claudio Drusi f. | Caisari Augusto | Germanico, pontifici | maximo, tribunicia pot(estate), | imp(eratori), co(n)suli) II, | vac.| liticines, cornicines | Romani,

Пра­вая пли­та: 76 × 73 × 3,8 cm.

d) Iuliae Au[gustae] | Agri|ppinae| | Germanic[i Caesaris f.,] | diui Cla[udi uxori], | vac. | Romani

Исто­рию памят­ни­ка мож­но рекон­струи­ро­вать сле­дую­щим обра­зом:

в 12 г. до н. э., меж­ду 6 мар­та и 25 июня (дати­ров­ка в соот­вет­ст­вии с титу­ла­ту­рой в над­пи­си), Август, толь­ко что став­ший вер­хов­ным пон­ти­фи­ком, полу­чил поче­сти от назван­ных в над­пи­си музы­кан­тов — поста­мент ста­туи, воз­мож­но, пок­ры­тый брон­зой, как и поста­мент, кото­рый через пять лет полу­чил Тибе­рий (см. ниже, № 247) от тех же лиц и в том же месте.

после при­хо­да к вла­сти Клав­дия (дати­ров­ка в соот­вет­ст­вии с титу­ла­ту­рой) был соору­жен более широ­кий поста­мент для двух или трёх ста­туй (Мес­са­ли­на, Гер­ма­ник?), ста­туя Авгу­ста была пере­став­ле­на на него, а над­пись ско­пи­ро­ва­на (ср. орфо­гра­фию Caisari); а ста­туя Тибе­рия оста­лась на сво­ём осо­бом поста­мен­те — в силу инер­ции или офи­ци­аль­но­го реше­ния.

в 55 или 56 гг. те же посвя­ти­те­ли реста­ври­ро­ва­ли и рас­ши­ри­ли памят­ник, ско­пи­ро­ва­ли посвя­ще­ния Авгу­сту и Клав­дию и при­со­еди­ни­ли к ним Неро­на и его мать Агрип­пи­ну. По мне­нию авто­ра, при­ла­га­тель­ное Romani было ещё раз выре­за­но в стро­ке с пере­чис­ле­ни­ем посвя­ти­те­лей на цен­траль­ной пли­те, посколь­ку всё посвя­ще­ние Агрип­пине было зашту­ка­ту­ре­но в 59 г., после её смер­ти (иное обос­но­ва­ние это­го «повто­ра» даёт Г. Аль­фёль­ди, CIL), но вско­ре после это­го весь мону­мент исчез в свя­зи с пере­устрой­ст­вом этой зоны после пожа­ра 64 г. н. э.

с. 90 При­во­дит­ся подроб­ный ком­мен­та­рий об Агрип­пине, дина­сти­че­ской поли­ти­ке и офи­ци­аль­ной про­па­ган­де от Авгу­ста до Неро­на. О посвя­ти­те­лях см. ниже, № 237.

Дати­ров­ка: 55 или 56 гг. н. э. (третья фаза).

247) …Посвя­ти­те­ли над­пи­си — раз­лич­ные кате­го­рии музы­кан­тов, играю­щих на мед­ных духо­вых инстру­мен­тах (воз­мож­но, aenatores — это обоб­щён­ное наз­ва­ние) здесь впер­вые упо­ми­на­ют­ся как сооб­ще­ство (веро­ят­но, в 7 г. до н. э. — Ред. сай­та.); при после­дую­щих импе­ра­то­рах они пере­груп­пи­ро­ва­лись в две кол­ле­гии. Судя по всем источ­ни­кам, они были как-то свя­за­ны с этим местом, по сосед­ству с кото­рым мог­ла рас­по­ла­гать­ся их шко­ла (schola): все посвя­ще­ния с упо­ми­на­ни­я­ми о них про­ис­хо­дят из это­го рай­о­на (если толь­ко место обна­ру­же­ния извест­но). Их дея­тель­ность, несо­мнен­но, была свя­за­на с наи­бо­лее офи­ци­аль­ны­ми цере­мо­ни­я­ми: игра­ми и три­ум­фа­ми.

AE. 1996.

Литература:
Meta Sudans, I. Un’area sacra in Palatio e la valle del Colosseo prima e dopo Nerone / C. Panella (a cur.). Roma, 1996. P. 201—216 (V. Morizio).
AE. 1996. 246
CIL. VI. 40307.
Friggeri R. La collezione epigrafica del Museo Nazionale Romano alle Terme di Diocleziano. Roma, 2001. P. 76—77.
Boschung D. Gens Augusta. Untersuchungen zur Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses. Mainz am Rhein, 2002. S. 118—119; S. 158 A. 932
Terme di Diocleziano. La collezione epigrafica / Friggeri R., Granino Cecere M. G.; Gregori G. L.(Ed.). Milano, 2012. P. 256—258. Nr. V, 1.2 (V. Morizio).

Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© Текст надписи и описание: Epigraphic Database Roma; Epigraphische Datenbank Heidelberg ED; музейная табличка.
© 1996 г. Комментарий: AE. 1996. 246 (P. 88—90).
© 2016 г. Перевод: О. В. Любимова.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia римская римские почетная imperatori caisari divi filio augusto pontifici maximo consuli xi tribunicia potestate neroni claudio claudii germanici caisaris nepoti tiberi augusti pronepoti abnepoti germanico ii tiberio drusi iuliae augustae agrippinae filiae claudi uxori aenatores tubicines liticines cornicines romani imperator caesar augustus nero claudius germanicus tiberius iulia julia augusta agrippina g200 pontifex maximus potestas consul император цезарь август нерон клавдий юлия агриппина августа младшая верховный понтифик трибунская власть консул трубачи горнисты сигнальщики рог рожок играющий на рожке роге играющие рожках старые курии ae 1996 246 cil vi 40307 инв № 574363