Реконструкция монумента из Старых Курий в честь членов династии Юлиев-Клавдиев
55—56 гг. н. э.
Зал 5.
Инв. № 574363.Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана Фото: И. А. Шурыгин

Реконструкция монумента из Старых Курий в честь членов династии Юлиев-Клавдиев.

55—56 гг. н. э.
Зал 5.
Инв. № 574363.

Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.

Описание:
Ста­рые курии (Curiae Veteres): храм

Архи­тек­тур­ные фраг­мен­ты отно­сят­ся к хра­му, кото­рый после пожа­ра вос­ста­но­вил импе­ра­тор Клав­дий за соб­ст­вен­ный счёт. Рестав­ра­ция дати­ру­ет­ся меж­ду 51 г. н. э. (пятое кон­суль­ство Клав­дия, упо­мя­ну­тое в над­пи­си) и 54 г. н. э. (год его смер­ти). Иден­ти­фи­ка­ция хра­ма вызы­ва­ет сомне­ния: это может быть глав­ное зда­ние Ста­рых курий, древ­ний храм, кото­рый, как счи­та­лось, осно­вал Ромул, или свя­ти­ли­ще, кото­рое посвя­ти­ла памя­ти Авгу­ста его жена Ливия. В гла­го­ле curavit («поза­бо­тил­ся») мож­но отме­тить сим­вол Ⅎ: это бук­ва, добав­лен­ная импе­ра­то­ром Клав­ди­ем и исполь­зо­вав­ша­я­ся толь­ко в его прав­ле­ние, чтобы отли­чать раз­ные зву­ки, кото­рые пер­во­на­чаль­но выра­жа­лись одной и той же бук­вой V.

Рим, пьяц­ца-дель-Колос­сео, севе­ро-восточ­ный склон Пала­ти­на, 51—54 гг. н. э.

Ста­рые курии (Curiae Veteres): свя­ти­ли­ще

Мра­мор­ный и брон­зо­вый поста­мен­ты вхо­ди­ли в состав мону­мен­таль­но­го ком­плек­са, рас­по­ло­жен­но­го на свя­щен­ном участ­ке Ста­рых курий и пред­на­зна­чен­но­го для про­слав­ле­ния Авгу­ста и чле­нов его дина­стии. Ком­плекс был осно­ван в нача­ле прав­ле­ния Авгу­ста, мно­го раз под­вер­гал­ся транс­фор­ма­ци­ям и нако­нец был раз­ру­шен во вре­мя страш­но­го пожа­ра при Нероне в 64 г. н. э. Брон­зо­вый поста­мент был посвя­щен Тибе­рию; мра­мор­ный, рас­по­ло­жен­ный в свя­ти­ли­ще, — Авгу­сту, Клав­дию, Неро­ну и Агрип­пине. Посвя­ще­ния совер­ши­ли aenatores — музы­кан­ты, играю­щие на мед­ных духо­вых инстру­мен­тах во вре­мя тор­же­ст­вен­ных воен­ных и граж­дан­ских цере­мо­ний, tubicines – музы­кан­ты, играв­шие на тру­бе (tuba), liticines — музы­кан­ты, играв­шие на горне (lituus) и cornicines — музы­кан­ты, играв­шие на рож­ке (cornu). Назы­вая себя Romani, музы­кан­ты под­чёр­ки­ва­ют своё зна­че­ние на цере­мо­ни­ях, про­во­див­ших­ся в Риме.

Рим, пьяц­ца-дель-Колос­сео, севе­ро-восточ­ный склон Пала­ти­на, 12 г. до н. э. — 56 г. н. э.


Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© Описание: музейная табличка.
© 2016 г. Перевод: О. В. Любимова.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia римская римские почетная реконструкция монумента император цезарь август нерон клавдий юлия агриппина августа младшая музыканты трубачи горнисты сигнальщики играющие на рожках старые курии ae 1996 246 cil vi 40307 инв № 574363