Ок. 138—150 гг.Сидар-Рапидс (США), Музей искусства
Голова Антонина Пия.
Ок. 138—150 гг.
Сидар-Рапидс (США), Музей искусства.
Не существует никаких литературных описаний деталей внешности Антонина Пия. В них просто говорится, что он был «поразительно красив» или «благороден лицом»3. Это подтверждается более чем 140 изваяниями, дошедшими до нас, которые всегда изображают мужчину с большой бородой и четко выраженными чертами лица. Голова из коллекции Райли легко опознается по этим чертам, за исключением носа, который был неправильно восстановлен. И на скульптурах, и на монетах нос императора всегда довольно тонок и заострен; в профиль он заканчивается резкой треугольной точкой. Восстановленный же нос этой головы слишком длинный и луковицеобразный.
Макс Вегнер (Max Wegner) разделил существующие портреты Антонина Пия на 4 основных типа4. Данная голова принадлежит к первому, «формийскому типу», названному так по экземпляру из Формий, находящемуся сейчас в Музее Терм в Риме5. Этот тип составляет примерно третью часть от всей совокупности изваяний и, предположительно, относится к началу правления Антонина. В дополнение к основным отличительным чертам императора, голова из коллекции Райли очень похожа на «формийский тип» характерным размещением прядей волос, особенно выше лба.
Римский сенат предложил переименовать месяцы сентябрь и октябрь в честь императора и его жены. Если бы не скромность Антонина, мы сегодня могли бы называть их «Антонином» и «Фаустином»6. Эти портреты являются ярким напоминанием об одном из самых благодетельных и благородных императоров Рима.
1См.: G. Jacopi, «Una nuova statua-ritratto di Antonino Pio» in Festschrift für Max Wegner (Münster 1962) 83—© 1997 г. Cedar Rapids Museum of Art, The Tom and Nan Riley Collection.
© 1988 г. Фото: C. Randall Tosh / The University of Iowa Museum of Art.
© 1988. Описание: Richard Daniel De Puma. Roman Portraits. Iowa City, IA: The University of Iowa, 1988.