Голова Антонина Пия
Мрамор.
Ок. 138—150 гг.
Сидар-Рапидс (США), Музей искусства

Голова Антонина Пия.

Мрамор.
Ок. 138—150 гг.

Сидар-Рапидс (США), Музей искусства.

Частная коллекция.
Происхождение:
Преж­де в англий­ской част­ной кол­лек­ции.

Описание:
Это порт­рет Анто­ни­на Пия раз­ме­ром боль­ше нату­раль­ной вели­чи­ны. Обра­бот­ка осно­ва­ния шеи ука­зы­ва­ет на то, что голо­ва встав­ля­лась в отдель­но высе­чен­ное туло­ви­ще импе­ра­то­ра1. Этот импе­ра­тор, пер­во­на­чаль­но име­но­вав­ший­ся Титом Авре­ли­ем Бой­о­ни­ем Арри­ем Анто­ни­ном, родил­ся 19 сен­тяб­ря 86 г. в Лану­вии. Несколь­ко чле­нов его семьи зани­ма­ли высо­кие посты, и вско­ре сам Анто­нин стал ува­жае­мым чле­ном пра­ви­тель­ства Адри­а­на и в конеч­ном сче­те вошел в чис­ло импе­ра­тор­ских совет­ни­ков. Когда безв­ре­мен­ная кон­чи­на Элия Цеза­ря лиши­ла Адри­а­на пре­ем­ни­ка, он усы­но­вил Анто­ни­на в каче­стве наслед­ни­ка. Но Адри­ан поза­бо­тил­ся и о достой­ных пре­ем­ни­ках само­го Анто­ни­на; и так как два соб­ст­вен­ных сына Анто­ни­на умер­ли, по тре­бо­ва­нию Адри­а­на он усы­но­вил Луция Вера (сына Элия) и Мар­ка Авре­лия (пле­мян­ни­ка жены Анто­ни­на). Это про­изо­шло 25 фев­ра­ля 138 г., менее чем через два меся­ца после смер­ти Элия2. Еще до смер­ти Адри­а­на, 10 июля 138 г. Анто­нин стал его соп­ра­ви­те­лем. Ему было 52 года и пра­вил он после это­го почти 24 года.

Не суще­ст­ву­ет ника­ких лите­ра­тур­ных опи­са­ний дета­лей внеш­но­сти Анто­ни­на Пия. В них про­сто гово­рит­ся, что он был «пора­зи­тель­но кра­сив» или «бла­го­ро­ден лицом»3. Это под­твер­жда­ет­ся более чем 140 изва­я­ни­я­ми, дошед­ши­ми до нас, кото­рые все­гда изо­бра­жа­ют муж­чи­ну с боль­шой боро­дой и чет­ко выра­жен­ны­ми чер­та­ми лица. Голо­ва из кол­лек­ции Рай­ли лег­ко опо­зна­ет­ся по этим чер­там, за иск­лю­че­ни­ем носа, кото­рый был непра­виль­но вос­ста­нов­лен. И на скульп­ту­рах, и на моне­тах нос импе­ра­то­ра все­гда доволь­но тонок и заост­рен; в про­филь он закан­чи­ва­ет­ся рез­кой тре­уголь­ной точ­кой. Вос­ста­нов­лен­ный же нос этой голо­вы слиш­ком длин­ный и луко­ви­це­об­раз­ный.

Макс Вег­нер (Max Wegner) разде­лил суще­ст­ву­ю­щие порт­ре­ты Анто­ни­на Пия на 4 основ­ных типа4. Дан­ная голо­ва при­над­ле­жит к пер­во­му, «фор­мий­ско­му типу», назван­но­му так по экзем­пля­ру из Фор­мий, нахо­дя­ще­му­ся сей­час в Музее Терм в Риме5. Этот тип состав­ля­ет при­мер­но третью часть от всей сово­куп­но­сти изва­я­ний и, пред­по­ло­жи­тель­но, отно­сит­ся к нача­лу прав­ле­ния Анто­ни­на. В допол­не­ние к основ­ным отли­чи­тель­ным чер­там импе­ра­то­ра, голо­ва из кол­лек­ции Рай­ли очень похо­жа на «фор­мий­ский тип» харак­тер­ным раз­ме­ще­ни­ем прядей волос, осо­бен­но выше лба.

Рим­ский сенат пред­ло­жил пере­име­но­вать меся­цы сен­тябрь и октябрь в честь импе­ра­то­ра и его жены. Если бы не скром­ность Анто­ни­на, мы сего­дня мог­ли бы назы­вать их «Анто­ни­ном» и «Фау­сти­ном»6. Эти порт­ре­ты явля­ют­ся ярким напо­ми­на­ни­ем об одном из самых бла­го­де­тель­ных и бла­го­род­ных импе­ра­то­ров Рима.

1См.: G. Jacopi, «Una nuova statua-ritratto di Antonino Pio» in Festschrift für Max Wegner (Münster 1962) 83—86, figs. 51—55; cf. R. Calza, I Ritratti [Scavi di Ostia 5] (Rome 1964) no. 141, pl. 84.

2SHA 4. 4—9; Dio 69. 21. 1.

3SHA 2. 1; cf. 13. 1—2.

4M. Wegner, Die Herrscherbildnisse in antoninischer Zeit [Das römische Herrscherbild II, 4] (Berlin 1939). Недав­нее обсуж­де­ние типов см. B. Felletti Maj, s. v. «Antonino Pio» in EAA I (Rome 1958) 442—445; Wegner, «Verzeichnis der Kaiserbildnisse von Antoninus Pius bis Commodus I», Boreas 2 (1979) 87—138.

5Ibid., pl. 3, Terme Inv. 718. Дру­гие экзем­пля­ры это­го типа нахо­дят­ся в музее Мет­ро­по­ли­тен (Inv. 33.11.3) и в Bowdoin College (См. K. Herbert, Ancient Art in Bowdoin College [Cambridge 1964] 42, no. 100; pl. 15). Этот послед­ний порт­рет импе­ра­то­ра — веро­ят­но, самый пре­крас­ный экзем­пляр в этой стране.

6SHA 10. 1.

Литература:
Не пуб­ли­ко­ва­лось.

Источники:
© 1997 г. Фото, текст: http://www.vroma.org/~riley/
© 1997 г. Cedar Rapids Museum of Art, The Tom and Nan Riley Collection.
© 1988 г. Фото: C. Randall Tosh / The University of Iowa Museum of Art.
© 1988. Описание: Richard Daniel De Puma. Roman Portraits. Iowa City, IA: The University of Iowa, 1988.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский имперский император антонин пий антонина пия imperator antoninus pius династия антонинов антонины скульптура скульптурный sculptura римская римские голова борода бородатый barba barbatum коллекция райли