Общая высота 42,3 см, высота лица 22,8 см.Инв. № 489.Невшатель, Кантональный археологический музей
Портрет Юлии Ливиллы? Тип «Лепта — Мальта».
Общая высота 42,3 см, высота лица 22,8 см.
Невшатель, Кантональный археологический музей.
41. Портрет Юлии Ливиллы?
Тип «Лепта — Мальта».Рис. 33a и 33b.
Невшатель, Кантональный археологический музей, инв. № 489.
Бюст.
Белый мрамор с зёрнами от средних до крупных.
Обнаружен в 1847 г. в театре Авентика.
Размеры: общая высота 42,3 см; высота лица 22,8 см.
Реставрации: задняя часть головы, возможно, переделана в новое время.
Библиография:
Espérandieu E. Recueil des bas-reliefs, statues et bustes de la Gaule romaine. T. VII. P. 1918. P. 5428;
Jucker H. Altrömische Porträt-Plastik. Zürich, 1953. № 39. S. 25—
Polaschek K. Studien zu einem Frauenkopf im Landesmuseum Trier und zur weiblichen Haartracht der iulisch-claudischen Zeit // TrZ. Bd. 35. 1972. S. 165—
Kaspar D., Bossert M. // Gesichter: griechische und römische Bildnisse aus schweizer Besitz / H. Jucker, D. Willers (Hsg.). Bern, 1983. S. 92—
Bossert M. Die Rundskulpturen von Aventicum. Berne, 1983. № 36. S. 40—
Drack W., Fellmann R. Die Römer in der Schweiz. Stuttgart, 1988. S. 205, Ill. 176 (Юлия Младшая?);
Chamoux E. La dame d’Avenches // Imago antiquitatis. Religions et iconographie du monde romain. Mélanges offerts à R. Turcan / N. Blanc, A. Buisson (éd.). Paris, 1999. P. 167—
Сохранность: Бюст в очень хорошей сохранности. Осколок мрамора отколот от кончика носа, а на подбородке, на верхней кромке ушей и на левой надбровной дуге видно несколько сколов.
Описание: Голова этого бюста в натуральную величину повёрнута влево и немного наклонена вперёд. Трапециевидный вырез бюста открывает верхние части плеч; изображённая женщина одета в тонкую, довольно глубоко декольтированную столу.
Молодое, широкое и плоское лицо очень тонко вылеплено; нос прямой, губы пухлые. Волосы молодой женщины расчёсаны на прямой пробор и уложены волнами; по обе стороны от пробора видно по пять волн, а сзади волосы сплетены в две боковых косы, которые в свою очередь связаны на затылке плетёной лентой. Волосы сзади головы тоже образуют большую плоскую косу. Эта весьма изысканная причёска старательно с. 247 изображена в мельчайших подробностях. Качество исполнения этого бюста исключительно высокое, так что Ф. Шаму (F. Chamoux) не сомневается в том, что это одна из «самых совершенных работ, дошедших до нас от скульптуры эпохи Юлиев-Клавдиев»153.
Комментарий: Очень высокое качество портрета, несомненно, привезённого из одной из лучших мастерских Италийского полуострова, а также тот факт, что он, вероятно, был выставлен в театре Аванша, позволяют предположить, что это женщина из императорской семьи. Он имеет явное сходство с портретами Антонии Младшей, однако о подлинном тождестве говорить не приходится; если причёска довольно похожа, то лицо, напротив, очень отличается. В частности, у Антонии очень тонкие губы, в противоположность пухлым губам изображённой здесь девушки; кроме того, нос у Антонии длиннее и тоньше, лоб выше.
Причёска, бесспорно, характерна для женских портретов эпохи Тиберия. Самые убедительные параллели даёт серия реплик, которую идентифицировали с разными лицами (так называемый тип «Лепта — Мальта») и в которую может входить портрет из Сента (кат. № 34): в ней видят либо дочь Друза Старшего и Антонии, либо внучку этой последней, дочь Друза Младшего, в зависимости от места, отводимого ей в династических группах Юлиев-Клавдиев, где она присутствует. Если черты лица девушки из Аванша отлично соответствуют внешности, характерной для типа «Лепта — Мальта», то одна иконографическая деталь требует воспринимать эту идентификацию осторожно: отсутствие ряда локонов-ракушек, обрамляющих лоб, которые наблюдаются на других репликах. Возможно, это «упрощённый» вариант типа, сопоставимый с тем, что имеется в иконографии Антонии; однако при отсутствии других точных реплик лучше соблюдать осторожность и рассматривать эту идентификацию только как гипотетическую.
ПРИМЕЧАНИЯ
153Chamoux E. La dame d’Avenches // Imago antiquitatis. Religions et iconographie du monde romain. Mélanges offerts à R. Turcan / N. Blanc, A. Buisson (éd.). Paris, 1999. P. 167.© 2016 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.